Центр взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

4437
Центр взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

Авторы:
В.В. Глущенко, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" г. Новый Уренгой

Г.Е. Катулева,  руководитель Центра взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" г. Новый Уренгой

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, т. к. отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит  к ошибкам, непониманию, а значит, и к безрезультативности воспитания. Так, например, родительские установки играют важную роль в эмоционально-личностном развитии детей. Ребенок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, поэтому родители должны избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в его поведении, делая жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Несомненно, большинство родительских установок положительные, способствуют благоприятному развитию личного пути ребенка. Последствием негативных установок могут стать замкнутость, отчужденность, безынициативность, низкая самооценка, жадность, трудность в общении с родителями и сверстниками, тревожность, страхи, ощущение одиночества. Это лишь немногие трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей.

Сделать жизнь ребенка интересной, увлекательной, наполненной яркими событиями – то главное, ради чего объединяют
свои усилия родители и педагоги дошкольных учреждений.

Существуют разные формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников. "Семья – ребенок – педагог" – такой творческий союз стал основой взаимодействия участников образовательного процесса в детском саду "Княженика". Одной из эффективных форм является организация клубов для родителей детей от 1,5 до 7 лет, объединенных в центр взаимодействия с семьями воспитанников (далее – Центр), деятельность которого осуществляется в соответствии с разработанным положением
(приложение 1).

Целью деятельности Центра является повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогическогопросвещения при использовании различных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных). В ходе мероприятий, организуемых Центром, родители, дети и педагоги имеют возможность общаться в неформальной обстановке на интересующие их темы.

В рамках работы Центра функционируют следующие клубы для родителей (Об организации деятельности детско-родительских клубов также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 9–11. ):
"Малышок", участниками которого являются родители воспитанников раннего возраста (1,5–2 года);

Клуб молодых родителей, участниками которого являются родители воспитанников младшего возраста (2–4 года);

Клуб заботливых родителей, участниками которого являются родители воспитанников среднего возраста (4–5 лет);
Клуб мудрых родителей, участниками которого являются родители воспитанников старшего возраста (5–7 лет);

"Территория пап", участниками которого являются папы воспитанников всех возрастов.

Планирует и координирует деятельность Центра руководитель, назначаемый приказом заведующего ДОУ.

Несмотря на то что участники клубов распределяются в зависимости от возраста детей, многие родители, в семье которых не один ребенок, имеют достаточный опыт воспитания, поэтому они сами решают, какой клуб посетить, какой тематической встрече отдать предпочтение.

Встречи с родителями в клубах организуются с учетом их запросов. Для поддержания эффективной обратной связи в ДОУ оформлен "почтовый ящик", в который родители направляют вопросы, предложения, касающиеся разнообразных аспектов вос-питания и развития детей. На основе поступающих вопросов педагоги планируют темы клубных встреч, которые проводят-ся два раза в год. В подготовке мероприятий в клубах принимают участие педагоги и специалисты ДОУ.

Темами встреч становятся актуальные вопросы, которые волнуют как молодых, так и опытных родителей, например, адаптация ре-бенка к детскому саду, социализация ребенка
раннего возраста, развитие у детей творческих способностей, познавательной активности,формирование основ здорового образа жизни, организация игр, занятий и досуга дошкольников в семье, подготовка ребенка к школе и др.

Педагоги ДОУ также вносят предложения по темам для обсуждения на встречах в рамках работы клубов.В качестве примера в приложениях 2, 3 соответственно представлены перечень тем встреч и заседаний в клубах Центра взаимодействия с семьями воспитанников и сценарий проведения встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях" в Клубе молодых родителей.

В силу разных причин родителям не всегда удается посетить мероприятия в клубах. Они часто обращаются с просьбой приобрести видеозаписи состоявшихся встреч. С учетом этого в ДОУ возникла необходимость создания медиатеки (О создании библиотеки-медиатеки в детском саду см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.  2011. № 2. ), в состав которой входят: собрание медиаобъектов (аудио-, видеоресурсы); мультимедийные материалы к различным играм.

Для тех кто еще не стал участником того или иного клуба, в холле детского сада установлен телевизор, по которому транслируется презентация работы клубов. Таким образом, родители получают представление о клубных мероприятиях, могут исходя из своих трудностей, интересов выбрать темы предстоящих встреч и запланировать их посещение.

Участие в заседаниях клубов помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.

Интеграция клубов в единый Центр позволяет эффективно планировать и организовывать взаимодействие с родителями воспитанников, а также расширить охват семей с целью привлечения их к активному участию в жизни детей в дошкольном учреждении. Так, за 2011–2012 учебный год в клубных мероприятиях приняли участие 140 родителей. Организуя работу Центра взаимодействия с семьями воспитанников, педагоги помогают родителям наполнить жизнь ребенка добрыми и яркими событиями.

Приложение 1 Положение о центре взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о центре взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" (далее - Положение) направлено на реализацию Международной конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ, Закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании".
1.2. Положение регулирует деятельность центра взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" (далее - Центр) как структурной единицы ДОУ, определяет основные направления его деятельности, а также взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
1.3. Центр обеспечивает реализацию прав детей на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное возрасту физическое и психическое развитие, а также реализацию прав родителей (законных представителей) на получение квалифицированной педагогической помощи, руководствуясь Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, другими нормативными документами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, положением о ДОУ, договором между ДОУ и родителями (законными представителями), настоящим положением.
1.4. Детский сад в установленном законом порядке несет ответственность за невыполнение Центром задач и обязанностей, определенных данным Положением и договором между ДОУ и родителями (законными представителями).
1.5. Центр организуется для родителей воспитанников от 1,5 до 7 лет, посещающих ДОУ.

2. Задачи деятельности Центра
Основными задачами деятельности Центра являются:

  • налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в создании благоприятных детско-родитель-ских отношений в рамках ознакомления с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, особенностями стилей семейного воспитания и т. п.;
  • содействие личностному развитию детей дошкольного возраста посредством активизации интереса родителей (законных представителей) к вопросам семейного воспитания;
  • обеспечение детям комфортных условий пребывания в детском саду через взаимодействие с родителями (законными представителями);
  • сохранение физического и психического здоровья детей путем популяризации психологических и педагогических знаний среди родителей (законных представителей);
  • организация заботы об эмоциональном благополучии каждого ребенка в ДОУ и семье.

3. Организация деятельности Центра

3.1. Центр организуется при наличии в ДОУ необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к устройству детского сада, определяемых действующими нормативными актами.
3.2. Координацию и планирование деятельности Центра осуществляет руководитель, назначаемый приказом заведующего ДОУ.
3.3. Режим работы Центра определяется условиями и возможностями ДОУ
3.4. Основной формой взаимодействия с родителями (законными представителями) в Центре являются клубы, в рамках работы которых по решению Совета педагогов на основе изучения социального заказа родителей (законных представителей) организуются семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия.
3.5. Ответственные за организацию различных форм работы Центра назначаются из числа сотрудников детского сада приказом заведующего ДОУ.
3.6. Содержание тем работы клубов определяется требованиями к воспитанию детей дошкольного возраста.
3.7. Деятельность Центра может быть прекращена по инициативе ДОУ в связи с отсутствием спроса на данные формы работы.

4. Права и обязанности участников Центра
4.1. Участниками Центра являются родители (законные представители), воспитанники, педагогические работники ДОУ.
4.2. Права, социальные гарантии и обязанности каждого работника Центра определяются законодательством РФ, положением о ДОУ, должностными обязанностями.
4.3. Права и обязанности родителей (законных представителей) определяются Положением о ДОУ и договором между детским садом и родителями (законными представителями).

5. Контроль деятельности Центра
Контроль организации деятельности Центра осуществляет заведующий ДОУ

6. Делопроизводство

6.1. Ответственные за организацию и работу семейных клубов в ДОУ, функционирующих в рамках деятельности Центра, ведут регистрацию всех видов работ в форме записей, фото- и видеоматериалов, создают компьютерный банк данных (планирование, конспекты, памятки для родителей (законных представителей)).
6.2. Документация, оформляемая в ходе работы клубов, хранится в методическом кабинете ДОУ
6.3. В конце года руководитель Центра отчитывается перед Советом педагогов о работе клубов, дает оценку их деятельности.Приложение 2 Перечень тем встреч и заседаний в клубах Центра социально-культурного взаимодействия с семьями воспитанников

Название клуба

Тема заседания

Участники

 

Клуб "Малышок"

 

"Давайте познакомимся".

"Игры в период адаптации ребенка к детскому саду". "Успешная социализация детей раннего возраста через теа­трализованные игры". "Островок детства"

 

Родители воспитанников раннего возраста, воспитатели групп раннего возраста

Клуб молодых родителей

"Новогодняя мозаика".

"Разбуди в ребенке волшебника".

"Чем занять ребенка в новогодние каникулы".

"Счастливы вместе".

"Поговори со мною, мама".

"Путешествие в сказку".

"Игры и развлечения с детьми в кругу семьи".

"Твой мир, малыш, на моих ладонях"

Родители воспитанников младшего дошкольного и среднего возраста, воспи­татели групп младшего до­школьного и среднего воз­раста, специалисты ДОУ

Клуб заботливых родителей

"Праздник дома".

"Встретим лето здоровыми и счастливыми". "Новый год у ворот". "Семейные традиции".

"Очень многое мы можем, очень многое умеем". "Один дома"

Родители воспитанников среднего и старшего возраста, воспитатели групп среднего и старшего возрас­та, специалисты ДОУ

Клуб мудрых родителей

"Считай, смекай, отгадывай". "В нашей семье первоклассник!". "Умники и умницы".

"Играем в дороге, играем на кухне, играем в воде". "Давайте дружить"

Родители воспитанников старшего и подготовитель­ного возраста, воспитатели групп старшего и подгото­вительного возраста, специалисты ДОУ

Клуб "Территория пап"

Легкоатлетический забег "Папы на старт". "Безопасность и ребенок". Шашечный турнир "Ура! Победа!". "Как приятен отдых с папой". "Чем занять ребенка на отдыхе"

Воспитанники всех возраст­ных групп, их родители, инструкторы по физической культуре


Приложение 3 Сценарий проведения встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях" в Клубе молодых родителей
(Сценарий данной встречи в Клубе молодых родителей разработали Н.Ф. Кравчук, руководитель клуба, С.И. Маюрова, воспитатель детского сада "Княженика". - Примеч. авт). Участники: воспитатели, родители детей младшего возраста. Цели:

  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • установление доверительных отношений между семьей и ДОУ;
  • обмен опытом воспитателей и родителей по проведению игр на снятие у детей агрессивного поведения;
  • распространение педагогических знаний среди родителей;
  • практическая помощь семье в вопросах воспитания.

Ход встречи

(В музыкальном зале родителей встречает воспитатель и раздает им тест "Насколько избалован ваш ребенок".)

Часть 1. Приветствие
Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях". От нас, взрослых, зависит, каким растет малыш, какое будущее его ждет. Сегодня мы в очередной раз поговорим о наших детях, а именно о воспитании у них эмоционально-нравственных качеств. Пройдя предложенный тест, вы узнаете, правильный ли у вас подход к вопросам воспитания ребенка. Также мы постараемся разобраться, откуда берется агрессия у маленьких детей, как защитить их от агрессии со стороны других детей и не допустить, чтобы они сами обижали окружающих. Поговорим о значении родительских установок на развитие личности ребенка. А теперь, для того чтобы познакомиться, предлагаю вам следующую игру.

Игра "Хаотичное движение"
Игра проводится с целью сплочения небольшого коллектива и формирования умения находить общее решение любого вопроса.
Правила игры: все участники хаотично ходят по залу. Встретившись - здороваются, называя друг друга по имени, и говорят свое любимое блюдо до тех пор, пока не найдется общее предпочтение. Второй раз общаться с одним и тем же участником не обязательно. В конце игры ведущий подводит ее итог. Ведущий: Эта игра поможет понять, что с каждым человеком можно найти что-то общее: интересы, взгляды, предпочтения, подходы к решению проблем, в том числе и требования к воспитанию детей.Часть 2. Дискуссия на тему "Почему ребенок дерется?"
Совместно с родителями проводится обсуждение следующих вопросов:

  • Причины агрессии?
  • В какие моменты и как ребенок проявляет агрессию?
  • Как можно помочь малышу справиться с агрессией?


Часть 3. Обыгрывание ситуаций
Воспитатели совместно с родителями разыгрывают одну-две сценки. Пример педагогической ситуации: Девочка Маша, поставив возле себя коляску с куклой, стала гладить утюгом кукольное белье. Девочка Катя подбежала, забрала коляску, решив с ней поиграть. Маша, догнав Катю, стала отнимать коляску, завязалась драка.

Вопрос: Как поступить взрослому в этой ситуации?

Часть 4. Игры на снятие агрессии у детей
Ведущий: Для снятия агрессии у ребенка рекомендуется использовать самые обычные домашние вещи, предметы, придумав им оригинальные названия: "коврик злости", "пыльная подушка", "бумага в кармане". Обнаружив признаки агрессивного поведения у дошкольника, можно поиграть с ним в специальные игры. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братьев, сестер), а также с друзьями ребенка. Самое главное - родителям нужно постараться самим раскрепоститься. Ребенок непременно почувствует и оценит искренность взрослых. А теперь предлагаю поиграть в игры, которые потом вы сможете предложить своим детям.

Игра "Выбиваем пыль"
(для детей 3-4 лет)
Каждому участнику выдается "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее "почистить".

Игра "Падающая башня"
Задача каждого участника - построить башню из кубиков как можно выше. Затем, издавая победные крики, нужно ее разрушить.

Игра "Два барана"
Игра проводится с целью снятия невербальной агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, предоставления ребенку возможности легальным образом выплеснуть гнев, направить энергию в нужное русло.
Правила игры: участники игры парами идут навстречу друг другу, воспитатель говорит слова: "Рано утром два барана повстречались на мосту". Участники игры, расставив ноги, наклонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача: противостоять друг другу, не двигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". В ходе игры необходимо соблюдать технику безопасности, следить, чтобы бараны не расшибли лбы.

Игра "Петушки"
Игра проводится с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, направления энергии детей в нужное русло.
Правила игры: два участника становятся в начерченный круг (можно выложить из веревки) и, стоя на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга. Действия игроков ведущий сопровождает словами. Ведущий: Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если долго петушиться, можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться, нечем будет петушиться.

Игра "Попроси игрушку"
Игра проводится с целью обучения детей эффективным способам общения. Участвуют все родители. Правила игры: группа делится на пары. Один берет игрушку, другой должен попросить. Далее игроки действуют согласно инструкциям:

  • инструкция № 1: "Ты держишь в руках игрушку, она очень нужна тебе и твоему другу тоже. Он будет у тебя ее просить, постарайся оставить ее у себя и отдать, только когда действительно захочется это сделать";
  • инструкция № 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники меняются местами.

Игра "Тух-тиби-дух"
Игра проводится с целью снятия негативных настроений и восстановления сил.
Правила игры: ведущий сообщает участникам игры волшебное заклинание против плохого настроения. Игроки ходят по комнате, ни с кем не разговаривают. Как только захочется остановиться напротив какого-то участника, нужно посмотреть ему в глаза и трижды сердито сказать: "Тух-тиби-дух". Затем продолжать идти, время от времени останавливаться и снова сердито говорить слова, глядя в глаза очередному участнику. Через некоторое время дети начнут смеяться.

Игра "Детский футбол"
Количество играющих от двух человек и судья (в игре с детьми в роли судьи выступает взрослый). Вместо мяча используется подушка. Участники разбиваются на две команды. Играть можно и руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель: забить гол в ворота. Судья следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Нарушители удаляются с поля игры.

Игра "Ругаемся овощами"
Ведущий предлагает участникам игры поругаться, используя названия овощей, например, "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А ты - тыква" и т. д.

Часть 5. Родительские установки
Ведущий предлагает родителям следующие вопросы для обсуждения:

  • Что такое установка?
  • Какие родительские установки вы слышали в детстве?
  • Какова роль родительских установок в развитии личности ребенка?


Часть 6. Подведение итогов
Ведущий подводит итоги работы с детско-родительским сообществом в ДОУ. После этого проводится игра.

Игра"Свеча"
Игра проводится с целью формирования у родителей умения формулировать положительную установку на благоприятный путь развития личности ребенка, обращать внимание на позитивные установки других участников клуба и брать их себе на вооружение.
Правила игры: передавая свечу из рук в руки, участники должны сказать друг другу хорошие слова, дать положительную установку.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль