Центр взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

4428
Центр взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

Авторы:
В.В. Глущенко, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" г. Новый Уренгой

Г.Е. Катулева,  руководитель Центра взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" г. Новый Уренгой

Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, т. к. отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит  к ошибкам, непониманию, а значит, и к безрезультативности воспитания. Так, например, родительские установки играют важную роль в эмоционально-личностном развитии детей. Ребенок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, поэтому родители должны избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в его поведении, делая жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Несомненно, большинство родительских установок положительные, способствуют благоприятному развитию личного пути ребенка. Последствием негативных установок могут стать замкнутость, отчужденность, безынициативность, низкая самооценка, жадность, трудность в общении с родителями и сверстниками, тревожность, страхи, ощущение одиночества. Это лишь немногие трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей.

Сделать жизнь ребенка интересной, увлекательной, наполненной яркими событиями – то главное, ради чего объединяют
свои усилия родители и педагоги дошкольных учреждений.

Существуют разные формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников. "Семья – ребенок – педагог" – такой творческий союз стал основой взаимодействия участников образовательного процесса в детском саду "Княженика". Одной из эффективных форм является организация клубов для родителей детей от 1,5 до 7 лет, объединенных в центр взаимодействия с семьями воспитанников (далее – Центр), деятельность которого осуществляется в соответствии с разработанным положением
(приложение 1).

Целью деятельности Центра является повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогическогопросвещения при использовании различных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных). В ходе мероприятий, организуемых Центром, родители, дети и педагоги имеют возможность общаться в неформальной обстановке на интересующие их темы.

В рамках работы Центра функционируют следующие клубы для родителей (Об организации деятельности детско-родительских клубов также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 9–11. ):
"Малышок", участниками которого являются родители воспитанников раннего возраста (1,5–2 года);

Клуб молодых родителей, участниками которого являются родители воспитанников младшего возраста (2–4 года);

Клуб заботливых родителей, участниками которого являются родители воспитанников среднего возраста (4–5 лет);
Клуб мудрых родителей, участниками которого являются родители воспитанников старшего возраста (5–7 лет);

"Территория пап", участниками которого являются папы воспитанников всех возрастов.

Планирует и координирует деятельность Центра руководитель, назначаемый приказом заведующего ДОУ.

Несмотря на то что участники клубов распределяются в зависимости от возраста детей, многие родители, в семье которых не один ребенок, имеют достаточный опыт воспитания, поэтому они сами решают, какой клуб посетить, какой тематической встрече отдать предпочтение.

Встречи с родителями в клубах организуются с учетом их запросов. Для поддержания эффективной обратной связи в ДОУ оформлен "почтовый ящик", в который родители направляют вопросы, предложения, касающиеся разнообразных аспектов вос-питания и развития детей. На основе поступающих вопросов педагоги планируют темы клубных встреч, которые проводят-ся два раза в год. В подготовке мероприятий в клубах принимают участие педагоги и специалисты ДОУ.

Темами встреч становятся актуальные вопросы, которые волнуют как молодых, так и опытных родителей, например, адаптация ре-бенка к детскому саду, социализация ребенка
раннего возраста, развитие у детей творческих способностей, познавательной активности,формирование основ здорового образа жизни, организация игр, занятий и досуга дошкольников в семье, подготовка ребенка к школе и др.

Педагоги ДОУ также вносят предложения по темам для обсуждения на встречах в рамках работы клубов.В качестве примера в приложениях 2, 3 соответственно представлены перечень тем встреч и заседаний в клубах Центра взаимодействия с семьями воспитанников и сценарий проведения встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях" в Клубе молодых родителей.

В силу разных причин родителям не всегда удается посетить мероприятия в клубах. Они часто обращаются с просьбой приобрести видеозаписи состоявшихся встреч. С учетом этого в ДОУ возникла необходимость создания медиатеки (О создании библиотеки-медиатеки в детском саду см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.  2011. № 2. ), в состав которой входят: собрание медиаобъектов (аудио-, видеоресурсы); мультимедийные материалы к различным играм.

Для тех кто еще не стал участником того или иного клуба, в холле детского сада установлен телевизор, по которому транслируется презентация работы клубов. Таким образом, родители получают представление о клубных мероприятиях, могут исходя из своих трудностей, интересов выбрать темы предстоящих встреч и запланировать их посещение.

Участие в заседаниях клубов помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.

Интеграция клубов в единый Центр позволяет эффективно планировать и организовывать взаимодействие с родителями воспитанников, а также расширить охват семей с целью привлечения их к активному участию в жизни детей в дошкольном учреждении. Так, за 2011–2012 учебный год в клубных мероприятиях приняли участие 140 родителей. Организуя работу Центра взаимодействия с семьями воспитанников, педагоги помогают родителям наполнить жизнь ребенка добрыми и яркими событиями.

Приложение 1 Положение о центре взаимодействия с семьями воспитанников детского сада

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о центре взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" управления дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" (далее - Положение) направлено на реализацию Международной конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ, Закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании".
1.2. Положение регулирует деятельность центра взаимодействия с семьями воспитанников детского сада "Княженика" (далее - Центр) как структурной единицы ДОУ, определяет основные направления его деятельности, а также взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
1.3. Центр обеспечивает реализацию прав детей на охрану жизни, укрепление здоровья, адекватное возрасту физическое и психическое развитие, а также реализацию прав родителей (законных представителей) на получение квалифицированной педагогической помощи, руководствуясь Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, другими нормативными документами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, положением о ДОУ, договором между ДОУ и родителями (законными представителями), настоящим положением.
1.4. Детский сад в установленном законом порядке несет ответственность за невыполнение Центром задач и обязанностей, определенных данным Положением и договором между ДОУ и родителями (законными представителями).
1.5. Центр организуется для родителей воспитанников от 1,5 до 7 лет, посещающих ДОУ.

2. Задачи деятельности Центра
Основными задачами деятельности Центра являются:

  • налаживание конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в создании благоприятных детско-родитель-ских отношений в рамках ознакомления с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, особенностями стилей семейного воспитания и т. п.;
  • содействие личностному развитию детей дошкольного возраста посредством активизации интереса родителей (законных представителей) к вопросам семейного воспитания;
  • обеспечение детям комфортных условий пребывания в детском саду через взаимодействие с родителями (законными представителями);
  • сохранение физического и психического здоровья детей путем популяризации психологических и педагогических знаний среди родителей (законных представителей);
  • организация заботы об эмоциональном благополучии каждого ребенка в ДОУ и семье.

3. Организация деятельности Центра

3.1. Центр организуется при наличии в ДОУ необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, а также психолого-педагогических требований к устройству детского сада, определяемых действующими нормативными актами.
3.2. Координацию и планирование деятельности Центра осуществляет руководитель, назначаемый приказом заведующего ДОУ.
3.3. Режим работы Центра определяется условиями и возможностями ДОУ
3.4. Основной формой взаимодействия с родителями (законными представителями) в Центре являются клубы, в рамках работы которых по решению Совета педагогов на основе изучения социального заказа родителей (законных представителей) организуются семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия.
3.5. Ответственные за организацию различных форм работы Центра назначаются из числа сотрудников детского сада приказом заведующего ДОУ.
3.6. Содержание тем работы клубов определяется требованиями к воспитанию детей дошкольного возраста.
3.7. Деятельность Центра может быть прекращена по инициативе ДОУ в связи с отсутствием спроса на данные формы работы.

4. Права и обязанности участников Центра
4.1. Участниками Центра являются родители (законные представители), воспитанники, педагогические работники ДОУ.
4.2. Права, социальные гарантии и обязанности каждого работника Центра определяются законодательством РФ, положением о ДОУ, должностными обязанностями.
4.3. Права и обязанности родителей (законных представителей) определяются Положением о ДОУ и договором между детским садом и родителями (законными представителями).

5. Контроль деятельности Центра
Контроль организации деятельности Центра осуществляет заведующий ДОУ

6. Делопроизводство

6.1. Ответственные за организацию и работу семейных клубов в ДОУ, функционирующих в рамках деятельности Центра, ведут регистрацию всех видов работ в форме записей, фото- и видеоматериалов, создают компьютерный банк данных (планирование, конспекты, памятки для родителей (законных представителей)).
6.2. Документация, оформляемая в ходе работы клубов, хранится в методическом кабинете ДОУ
6.3. В конце года руководитель Центра отчитывается перед Советом педагогов о работе клубов, дает оценку их деятельности.Приложение 2 Перечень тем встреч и заседаний в клубах Центра социально-культурного взаимодействия с семьями воспитанников

Название клуба

Тема заседания

Участники

 

Клуб "Малышок"

 

"Давайте познакомимся".

"Игры в период адаптации ребенка к детскому саду". "Успешная социализация детей раннего возраста через теа­трализованные игры". "Островок детства"

 

Родители воспитанников раннего возраста, воспитатели групп раннего возраста

Клуб молодых родителей

"Новогодняя мозаика".

"Разбуди в ребенке волшебника".

"Чем занять ребенка в новогодние каникулы".

"Счастливы вместе".

"Поговори со мною, мама".

"Путешествие в сказку".

"Игры и развлечения с детьми в кругу семьи".

"Твой мир, малыш, на моих ладонях"

Родители воспитанников младшего дошкольного и среднего возраста, воспи­татели групп младшего до­школьного и среднего воз­раста, специалисты ДОУ

Клуб заботливых родителей

"Праздник дома".

"Встретим лето здоровыми и счастливыми". "Новый год у ворот". "Семейные традиции".

"Очень многое мы можем, очень многое умеем". "Один дома"

Родители воспитанников среднего и старшего возраста, воспитатели групп среднего и старшего возрас­та, специалисты ДОУ

Клуб мудрых родителей

"Считай, смекай, отгадывай". "В нашей семье первоклассник!". "Умники и умницы".

"Играем в дороге, играем на кухне, играем в воде". "Давайте дружить"

Родители воспитанников старшего и подготовитель­ного возраста, воспитатели групп старшего и подгото­вительного возраста, специалисты ДОУ

Клуб "Территория пап"

Легкоатлетический забег "Папы на старт". "Безопасность и ребенок". Шашечный турнир "Ура! Победа!". "Как приятен отдых с папой". "Чем занять ребенка на отдыхе"

Воспитанники всех возраст­ных групп, их родители, инструкторы по физической культуре


Приложение 3 Сценарий проведения встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях" в Клубе молодых родителей
(Сценарий данной встречи в Клубе молодых родителей разработали Н.Ф. Кравчук, руководитель клуба, С.И. Маюрова, воспитатель детского сада "Княженика". - Примеч. авт). Участники: воспитатели, родители детей младшего возраста. Цели:

  • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • установление доверительных отношений между семьей и ДОУ;
  • обмен опытом воспитателей и родителей по проведению игр на снятие у детей агрессивного поведения;
  • распространение педагогических знаний среди родителей;
  • практическая помощь семье в вопросах воспитания.

Ход встречи

(В музыкальном зале родителей встречает воспитатель и раздает им тест "Насколько избалован ваш ребенок".)

Часть 1. Приветствие
Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи "Твой мир, малыш, на моих ладонях". От нас, взрослых, зависит, каким растет малыш, какое будущее его ждет. Сегодня мы в очередной раз поговорим о наших детях, а именно о воспитании у них эмоционально-нравственных качеств. Пройдя предложенный тест, вы узнаете, правильный ли у вас подход к вопросам воспитания ребенка. Также мы постараемся разобраться, откуда берется агрессия у маленьких детей, как защитить их от агрессии со стороны других детей и не допустить, чтобы они сами обижали окружающих. Поговорим о значении родительских установок на развитие личности ребенка. А теперь, для того чтобы познакомиться, предлагаю вам следующую игру.

Игра "Хаотичное движение"
Игра проводится с целью сплочения небольшого коллектива и формирования умения находить общее решение любого вопроса.
Правила игры: все участники хаотично ходят по залу. Встретившись - здороваются, называя друг друга по имени, и говорят свое любимое блюдо до тех пор, пока не найдется общее предпочтение. Второй раз общаться с одним и тем же участником не обязательно. В конце игры ведущий подводит ее итог. Ведущий: Эта игра поможет понять, что с каждым человеком можно найти что-то общее: интересы, взгляды, предпочтения, подходы к решению проблем, в том числе и требования к воспитанию детей.Часть 2. Дискуссия на тему "Почему ребенок дерется?"
Совместно с родителями проводится обсуждение следующих вопросов:

  • Причины агрессии?
  • В какие моменты и как ребенок проявляет агрессию?
  • Как можно помочь малышу справиться с агрессией?


Часть 3. Обыгрывание ситуаций
Воспитатели совместно с родителями разыгрывают одну-две сценки. Пример педагогической ситуации: Девочка Маша, поставив возле себя коляску с куклой, стала гладить утюгом кукольное белье. Девочка Катя подбежала, забрала коляску, решив с ней поиграть. Маша, догнав Катю, стала отнимать коляску, завязалась драка.

Вопрос: Как поступить взрослому в этой ситуации?

Часть 4. Игры на снятие агрессии у детей
Ведущий: Для снятия агрессии у ребенка рекомендуется использовать самые обычные домашние вещи, предметы, придумав им оригинальные названия: "коврик злости", "пыльная подушка", "бумага в кармане". Обнаружив признаки агрессивного поведения у дошкольника, можно поиграть с ним в специальные игры. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братьев, сестер), а также с друзьями ребенка. Самое главное - родителям нужно постараться самим раскрепоститься. Ребенок непременно почувствует и оценит искренность взрослых. А теперь предлагаю поиграть в игры, которые потом вы сможете предложить своим детям.

Игра "Выбиваем пыль"
(для детей 3-4 лет)
Каждому участнику выдается "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее "почистить".

Игра "Падающая башня"
Задача каждого участника - построить башню из кубиков как можно выше. Затем, издавая победные крики, нужно ее разрушить.

Игра "Два барана"
Игра проводится с целью снятия невербальной агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, предоставления ребенку возможности легальным образом выплеснуть гнев, направить энергию в нужное русло.
Правила игры: участники игры парами идут навстречу друг другу, воспитатель говорит слова: "Рано утром два барана повстречались на мосту". Участники игры, расставив ноги, наклонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача: противостоять друг другу, не двигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". В ходе игры необходимо соблюдать технику безопасности, следить, чтобы бараны не расшибли лбы.

Игра "Петушки"
Игра проводится с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, направления энергии детей в нужное русло.
Правила игры: два участника становятся в начерченный круг (можно выложить из веревки) и, стоя на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга. Действия игроков ведущий сопровождает словами. Ведущий: Петушки распетушились, но подраться не решились.
Если долго петушиться, можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться, нечем будет петушиться.

Игра "Попроси игрушку"
Игра проводится с целью обучения детей эффективным способам общения. Участвуют все родители. Правила игры: группа делится на пары. Один берет игрушку, другой должен попросить. Далее игроки действуют согласно инструкциям:

  • инструкция № 1: "Ты держишь в руках игрушку, она очень нужна тебе и твоему другу тоже. Он будет у тебя ее просить, постарайся оставить ее у себя и отдать, только когда действительно захочется это сделать";
  • инструкция № 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники меняются местами.

Игра "Тух-тиби-дух"
Игра проводится с целью снятия негативных настроений и восстановления сил.
Правила игры: ведущий сообщает участникам игры волшебное заклинание против плохого настроения. Игроки ходят по комнате, ни с кем не разговаривают. Как только захочется остановиться напротив какого-то участника, нужно посмотреть ему в глаза и трижды сердито сказать: "Тух-тиби-дух". Затем продолжать идти, время от времени останавливаться и снова сердито говорить слова, глядя в глаза очередному участнику. Через некоторое время дети начнут смеяться.

Игра "Детский футбол"
Количество играющих от двух человек и судья (в игре с детьми в роли судьи выступает взрослый). Вместо мяча используется подушка. Участники разбиваются на две команды. Играть можно и руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель: забить гол в ворота. Судья следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Нарушители удаляются с поля игры.

Игра "Ругаемся овощами"
Ведущий предлагает участникам игры поругаться, используя названия овощей, например, "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А ты - тыква" и т. д.

Часть 5. Родительские установки
Ведущий предлагает родителям следующие вопросы для обсуждения:

  • Что такое установка?
  • Какие родительские установки вы слышали в детстве?
  • Какова роль родительских установок в развитии личности ребенка?


Часть 6. Подведение итогов
Ведущий подводит итоги работы с детско-родительским сообществом в ДОУ. После этого проводится игра.

Игра"Свеча"
Игра проводится с целью формирования у родителей умения формулировать положительную установку на благоприятный путь развития личности ребенка, обращать внимание на позитивные установки других участников клуба и брать их себе на вооружение.
Правила игры: передавая свечу из рук в руки, участники должны сказать друг другу хорошие слова, дать положительную установку.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль