Как научить ребенка 6,5-8 лет общаться с другими детьми

6178
Как научить ребенка 6,5-8 лет общаться с другими детьми

Автор: С.С. Смирнова,  педагог-психолог, образовательный кинесиолог,  Москва

Завершаем цикл статей, посвященных особенностям развития и поведения детей в конкретный возрастной период*. Как научить ребенка высказывать свои мысли, выслушивать и принимать мнение других? Как правильно критиковать его? Ответы на эти вопросы нередко волнуют родителей. Ведь все это будет способствовать правильному отношению ребенка к учебной деятельности, а также формированию у него  адекватной самооценки.

* Окончание. Начало см.: "Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012". № 12. С. 32; 2013. № 1. С. 46, № 2. С. 23.

Умение высказывать свои мысли и принимать чужие

Важная задача возрастного периода 6,5-8 лет - научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача кажется вполне простой и понятной. Но вспомним, как чаще всего родители обращаются со своими детьми. К сожалению, в большинстве семей этот процесс сводится к постановке задач и контролю за их выполнением: "Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в детский сад (на занятия, в школу искусств)! Ты ел?".

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно - они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Как ни странно, в образовательных учреждениях у педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7-8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение - был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам. Принципы проведения такой дискуссии просты:
1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать - поднимает руку.
2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так..."). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.
3. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2-5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему - отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках". Правда, если цель педагога - разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто "закруглить" репликой: "Спасибо, очень интересно ты рассказала, я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать - давай передадим слово кому-нибудь из них".
4. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", - то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения: принятию иной тjчки зрения, важности того, что все высказываются по очереди. Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. И это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи.
И наоборот: постоянные окрики взрослых, обесценивание мыслей детей, нехватка времени для того, чтобы их дослушать до конца, порождают заниженную самооценку, страх перед публичным выступлением и вообще перед высказыванием собственных соображений сначала маме с папой, потом учителям, затем начальству. А иногда и друзьям.

Потребность быть успешным в своих делах

Другие важные изменения, происходящие на этом возрастном этапе, связаны с дозреванием некоторых мозговых структур. Развитие межполушарных связей приводит к более активному включению в жизнедеятельность левого полушария, отвечающего за проведение причинно-следственных связей, внимание к мелким деталям, разделение целого на части.
Также дети начинают лучше контролировать свое поведение. Они с удовольствием играют в игры по правилам (в отличие от их придумывания и смены на ходу – на предыдущем этапе): шахматы, вышибалы, настольные игры. Следят, чтобы правила обязательно соблюдались.

Дети теперь стремятся овладевать навыками. Им уже становится недостаточно нарисовать картинку, написать букву, ударить по мячу. Они подходят к взрослым и спрашивают: правильно сделали или нет? И если родители по привычке, почти не глядя, говорят: "Всё хорошо", - они расстраиваются или сердятся. Потому что искренне хотят понять, что у них получается, а что не очень.

Именно из двух вышеперечисленных факторов (дозревание важных нервных связей в головном мозгу и усиление потребности быть успешными в своих делах) складывается ведущая деятельность данного возрастного этапа - учебная.

Если быть точнее, то возраст 6-7 лет - переходный от игровой деятельности к учебной. Именно поэтому и не рекомендуется отдавать ребенка в школу слишком рано. Лучше дождаться того момента, когда он действительно захочет играть в игры по правилам и выполнять задания. И конечно же, при подготовке к школе продолжает оставаться важной игровая и эмоционально приятная подача информации. Желательно с минимальными домашними заданиями. Ведь ощущение тяжести, скуки и неуспешности может вообще отбить желание ходить в школу.

Но поскольку ошибки при выполнении заданий неизбежны и аккуратность ребенку не всегда удается соблюдать, рассмотрим адекватный способ его критики. Часто родители просто сразу замечают, что сделано не так, и в лучшем случае спокойно говорят, в худшем -указывают на это с воплями и выдиранием листов из тетради. Если такая тактика применяется регулярно, то рано или поздно ребенок перестает чувствовать себя любимым, а также теряет надежду на свою успешность.

У него складывается ощущение, что он неумеха, который всегда все делает не так. Чтобы критиковать конструктивно, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Обязательно начать с того, что получилось. Желательно даже, чтобы ребенок сам внимательно осмотрел, к примеру, свой ряд разномастных крючочков и нашел те, которые больше похожи на образец. Если он говорит, что все прекрасно или, наоборот, что все не так - взрослому нужно спокойно показать то, что, по его мнению, получилось хорошо, и объяснить, почему.
  2. Найти то, что вышло "так себе", или то, над чем еще стоит поработать.
  3. Определить план действий. Например: написать еще строчку крючков; или сегодня еще два, а завтра остальное; или выписать важный элемент, который хуже всего получается; или отдохнуть полчаса и сделать потом. Это можно решить, глядя на состояние ребенка, определив степень его усталости, включенности в работу.

Весь процесс обучения похож на подъем по лестнице многоэтажного дома. Когда ребенка учат обращать внимание прежде  всего на то, с чем он справился, - у го появляется повод гордиться собой. Тогда у него под ногами будет не про пасть вечного неуспеха, а приличное  количество пройденных ступеней. Конечно, чтобы попасть на верхние этажи, нужно еще потрудиться, но если участок пути преодолен, значит, ребенок способен на этот подъем.

Изменение отношений со взрослыми

Еще одна важная особенность данного возрастного этапа: изменение отношений со взрослыми. До школы родители были главным авторитетом в жизни ребенка. А с началом ее посещения таковым становится учитель. И вот уже родители на многие свои предложения и мнения с удивлением слышат:
"А нам учитель сказал по-другому".

Для дальнейшего нормального отношения к учебной деятельности важно, чтобы контакт с педагогом сложился. К сожалению, не каждый учитель готов профессионально относиться к особенностям ребенка. Если он настроен к ученику негативно, тот обречен на трудности в учебе, а в дальнейшем и в дружеских контактах со сверстниками. Отношение учителя задает тон взаимодействию детей в классе. Поэтому так важно найти грамотного педагога. Особенно если ребенок имеет неврологические проблемы или межполушарные нервные связи дозревают неравномерно, если в семье имел место развод или другие трудности. 

Родителям важно прислушиваться к мнению воспитателей и психологов детского сада, понимать, как общаться с дошкольником после развода. Если психологи ДОУ рекомендуют сходить к специалистам (неврологам, дефектологам, нейропсихологам) - лучше сделать это до школы. Многие, к сожалению, надеются, что в школе все само "рассосется". Как показывает практика, не рассасывается, а усугубляется. 

Ребенку с неврологическими трудностями или незрелостью мозговых структур сложно в школе. Для таких детей лучший вариант подготовки - работа с нейропсихологом, специалистом по работе мозга. Курс занятий у него длительный - в среднем два года, и на первый взгляд похож на физкультуру. Однако в сочетании со специально подобранными дополнительными заданиями нейропсихо-логическая коррекция способствует формированию всех важных нервных связей между разными отделами мозга. И тогда в школу ребенок выходит подготовленным, сталкивается с меньшим количеством проблем. А значит, и контакт с учителем, и самоуважение, и овладение новыми навыками, и высказывание своего мнения - все необходимые новообразования этого возрастного периода - будут освоены.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль