Конспект урока "Существительное. Имена собственные и нарицательные"

12877
Конспект урока

Автор: Асташкина Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога

Цели урока:

узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.

научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозначать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):

1. Имя существительное отноится к служебным частям речи.

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или до­полнением.

8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

III. Объяснение нового материала.

1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.

имя

Степан

отчество

Дмитриевич

фамилия

Эрьзя

собака

Мухтар

река

Мокша

озеро

Байкал

город

Таганрог


Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных предметов? 
Это имена существительные собственные. 
- Что относится к именам собственным? 
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия. 

-С какой буквы пишутся имена собственные?
Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, каких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строч­ной буквы. 

ЗАДАНИЕ:
1.Соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.
 2.Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:
историческое событие
книга
басня
стихотворение
журнал
газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль

Справка: "Стрекоза и Муравей", Бородинское сражение, "Тимур и его команда", "Известия Мордовии", "Мурзилка", "Полосатый рейс", "Опять двойка!", "Авро­ра", "Ламзурь", "Зимнее утро".
-Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)
Задание выполняется в тетрадях.
-Сделаем вывод по этому упражнению:

а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?
б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?

3) Обобщим наши рассуждения по плану:

а) Какие существительные относятся к именам собственным?
б) Как пишутся имена собственные?
в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)

4) Знакомство с материалом учебника ( стр. 195, 199 )

  IV. Закрепление нового материала.
1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.

Имена существительные 

Нарицательные

Собственные

Собственные и нарицательные
здание Саратов Курган, курган
• • • • • • • • •

(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.
2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света -(Е,е)вропе и (А, а)зии. (Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада - (А, атлантического, с севера - Северно-Ледовитого, с востока - (Т, т)ихого. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуостро¬ва (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина!
Какова основная мысль текста? ( Россия - великая и прекрасная страна )
ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму "Заглавная буква в именах собственных". Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (географические названия)
3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф.В.Сычкова и репродукция одной из известных его картин "Девочка с цветами".
ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.
( Ф.В.Сычков -гордость республики Мордовия. Картина "Девочка с цветами" -одно из лучших его полотен )
4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.
Мы читаем журнал ... Юный техник «Юный техник»
Моя любимая песня ... «Улыбка» Улыбка
Наша школа находится на улице ... садовой Садовой
Летом я с родителями был в Москве москве
Я читал рассказ А.Куприна ... скворцы "Скворцы"
Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского ..."Сирень" сирень
В нашем городе есть кинотеатр ... "Победа" Победа
На .... море часты бури и штормы. Черном "Черном"
В газете ....... была статья о современном искусстве. "Труд" Труд
Талантливый художник Перов родился в ... . Сибири сибири
Мою любимую собаку зовут .... полкан Полкан
Недалеко от Пензы есть станция ... "Луговая" Луговая
В стихотворении "Бородино" Лермонтов описал ..... Бородинское сражение "Бородинское" сражение
Наш класс совершил экскурсию на завод .... "Орбита" орбита
V. Итог урока:
1) Что нового мы узнали на уроке?
2) Названиями каких предметов являются имена собственные?
3) Какие имена собственные заключаются в кавычки?
VI. Домашнее задание.
1 группа- пар. 79, упр. 468, 472(1. 2) 2 группа - пар. 79, упр. 468, 472( 1 ) 3 группа - пар. 79, упр. 468.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль