Конспект урока "Путь к Александру Блоку"

2604
Конспект урока

Автор: Асташкина Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога 

Цель урока: помочь учащимся познать Блока, поэта и человека, показать ,как факты биографии отразились в его поэзии, раскрыть художественные особенности первой книги поэта - "Стихи о прекрасной Даме"

Оборудование: музыкальное оформление, портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова, литературная газета "О, я хочу безумно жить!"

 класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами, учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи

Эпиграфы к уроку:

Тебе, поэт в вечерней тишине

Мои мечты, волненья и тревоги

Он весь – дитя добра и света,

Он весь- свободы торжество

Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной

Ход урока:

Слово учителя: 

Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.

Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.

На фоне музыки читается стихотворение А.Блока "Шар раскалённый, золотой"

Учитель: 

Мы познакомимся сегодня с Блоком – поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)

Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.Блока

Чтение стихотворения А.Блока "О, я хочу безумно жить!"

Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века

М. Цветаева

"Зверю - берлога,

Страннику - дорога..."

Д.Мережковский

"Мы с вами – поэты, а поэт в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений".

А.Ахматова

"Блок- трагический тенор эпохи, памятник начала века, плоть, почти ставшая духом".

Чтение стихотворения "Я пришла к поэту в гости"

Б.Пастернак

"Александр Александрович, вы провидец, вы увидели раньше всех и революцию, и «окаянные дни», именно вы сказали о том, что зловещ горизонт и внезапен".

Блок на небе видел разводы,

Ему предвещал небосклон...

В.Брюсов

"А.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания".

М. Цветаева "Имя твоё - птица в руке"

Учитель: 

Тебе, поэт, в вечерней тишине

Мои мечты, волненья и досуги

А. Блок - одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.

Чтение стихотворения А.Блока

"Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом",

Краткое знакомство с детством А.Блока. Выступление учащихся

Чтение стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо"

Выступление ученика, играющего роль А. Блока

Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.

Выступление ученика, играющего роль В.Брюсова:

Я прочитал вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю вам дать ей название "Стихи о прекрасной Даме"

Выступление ученика их исследовательской группы:

Впервые цикл "Стихов о прекрасной Даме" был опубликован в "Северных цветах" в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: "Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов я бы хотел поместить такое: "О вечноженственном". В сущности это и есть тема всех стихов"

Выступление ученика, играющего роль Блока:

Лучшими остаются "Стихи о прекрасной Даме". Время не должно тронуть их.

Ученик- исследователь:

Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира

Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой:

Александр Александрович, вы поэт и философ, вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.

А Блок:

Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.

Д. Мережковский:

В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

Чтение стихотворения "Вхожу я в тёмные храмы"

Слово предоставляется исследователям творчества А.Блока

- Каковы особенности этого стихотворения?

В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.

Учитель:

Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: "Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём-нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе". И дальше : "Я думаю о тебе - думаю сквозь всю мою жизнь"

Ученик- исследователь:

"Стихи о Прекрасной Даме" поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений.

В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.

Чтение стихов А.Блока:

"Ветер принёс издалека" и "Я жду призыва"

Учитель:

Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в "Стихах о Прекрасной Даме" варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.

Чтение стихотворения А.Блока "Отзвуки, песня далёкая"

Д Мережковский

Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?

Ученик- исследователь:

Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём эти божественные состояния.

Чтение стихов А.Блока:

"Мы были близки"

"Не призывай"

"Скрипка"

Учитель:

Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.

В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.

Чтение стихов Блока:

"Ветер принёс издалека"

"Одинокий к тебе прихожу"

"Я жду призыва, жду ответа"

Учитель:

А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим.

Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства.

Домашнее задание:

  1. Прочитать в учебнике стр.172-182
  2. Подготовить сообщение о цикле "Стихи о Прекрасной Даме"
  3. Индивидуальные задания. Анализ стихотворений: "Незнакомка", "О доблестях, о подвигах, о славе"
  4. Выучить одно из стихотворений А.Блока по выбору

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль