Конспект урока "Изображение быта крестьян в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк"

11433
Конспект урока

Автор: Левченко Елена Сергеевна МБОУ СОШ №4  (Краснодарский край)
Цель: углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения. Оборудование: презентация по теме урока. Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
Биография писателя (подготовленный ученик)

2. Слово учителя о рассказе "Бирюк".

Рассказ "Бирюк" написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне..."
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

3. Анализ произведения.
-Понравилось ли произведение?

- Кто из героев вызвал сочувствие, кто – осуждение?

- Какова главная мысль?
(Вместе с ребятами приходим к выводу, что И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права. В произведении звучит (пусть слабо, но звучит) протест против такого положения, и этот протест вырывается из уст мужика – «вора»).

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью очерка?
(В эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве: никто не имеет право унижать, притеснять человека).

-Кто же главный герой? Понравился ли он вам?
(Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину).

-Почему рассказ называется "Бирюк"?

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)

- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)

-Разберёмся со значением слова "бирюк".

(Учащиеся узнают, что оно означает "угрюмый человек", расширим это понятие с помощью слайда).

-Что вас удивило? Какой вопрос возникает?

(Ребята сразу же обращают внимание на то, что хороший человек вдруг назван «злым» словом. Почему?)

- Записываем проблемный вопрос на доске и в тетрадях и попытаемся в этом разобраться:
Почему хороший человек назван бирюком, и каково отношение автора к своему герою?

-Что бы вам хотелось узнать о Бирюке?
(Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?) - Переходим на язык литературы и получаем, что нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа. Только необходимо ещё вспомнить о пейзаже.

-Таким образом, у нас получился план работы, с помощью которого должны раскрыть образ Бирюка и ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?»

- Ребята, на прошлом уроке вы получили д.з.: по группам подготовить портрет главного героя, интерьер избы лесника и пейзаж в произведении, и все это вы должны были отразить в своих рисунках. (Галерея рисунков развешена на доске)

1 группа. Портрет.

-Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
-Чтобы вам легче было создать портрет главного героя, воспользуемся ПРИМЕРНЫМ ПЛАНОМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (СЛАЙД)
- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

2 группа. Интерьер.

- Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.
- Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?

3группа. Пейзаж.

- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
- Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске определение кульминации).

Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты.

(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).

- Ожидали ли вы такой развязки?

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).

- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Иправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).

- Как проявляются взгляды автора в рассказе?
В 1852 году по приказу Николая I Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника".

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга "Записки охотника" послужила делу освобождения крестьян.

- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?

Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

4. Итог урока:

- Ребята, сегодня мы проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Опираясь на все сказанное, ответьте на проблемный вопрос, который мы записали в начале урока.
(Дети дают ответ на вопрос)

- Мы определили отношение автора к своему герою и ко всем крестьянам, а теперь послушаем учащихся творческой группы, которые сочинили стихи и выразили в них свое отношение к герою рассказа. (Опережающее домашнее задание)5. Комментирование оценок. 6. Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Написать развернутый ответ на проблемный вопрос "Почему хороший человек назван бирюком?"
2. Составить тест по рассказу "Бирюк"
3. Написать продолжение рассказа.

 

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль