Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина

5890
Сотрудничество с родителями. Важное направление образовательной программы дошкольных учреждений Берлина

Автор: А.В. Минина,  методист лаборатории дошкольного образования окружного методического центра ЮОУО департамента образования г. Москвы, аспирант МПГУ

2013 год объявлен в России годом Германии на период 01.06.2012 по 01.06.2013

В настоящее время к качеству дошкольного образования предъявляются высокие требования. Одним из алгоритмов поиска путей повышения его эффективноcти является изучение зарубежного педагогического опыта. В цивилизованных странах важным направлением деятельности педагогов остается взаимодействие с родителями. Представляем опыт работы дошкольных учреждений Берлина.Партнерство детского сада и семьи - одно из приоритетных направлений развития образования во всем мире. Построение современной концепции сотрудничества с родителями требует изучения опыта взаимодействия семейного и общественного воспитания не только в России, но и за рубежом.

В мировом педагогическом сообществе родители признаются самыми важными партнерами педагогов в образовании и воспитании детей. Особый интерес для изучения представляет раздел "Сотрудничество с родителями" Берлинской образовательной программы (далее - Программа) для образования, воспитания и обслуживания дошкольников в дневных учреждениях до момента поступления их в школу (1).

Авторы Программы понимают образование как процесс социального взаимодействия между детьми и между детьми и взрослыми, поэтому считают необходимым обращать внимание на решающую роль взрослых, которые занимаются образованием ребенка.

Дошкольное образование в Германии

Образование в Германии - прерогатива правительств земель. Как правило, оно находится в ведении земельных министров культуры, на федеральном уровне координируется Конференцией земельных министров культуры. Дошкольное образование предоставляется институтами, главным образом детскими садами (нем. Kindergarten), работающими с детьми 3-6 лет до момента, когда они переходят в школу. Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня образования или отставшие

Наряду с родителями (биологическими и социальными) в образовательном процессе участвуют другие взрослые, прежде всего воспитатели. Отношения между педагогами и родителями, оказывающие влияние на ребенка, должны основываться на взаимодействии и заинтересованности в разностороннем развитии детей.
Чем больше педагоги уважают и принимают во внимание культуру, традиции семьи, тем скорее дошкольник сумеет составить положительный образ себя в обществе. Таким образом, отношения между родителями и педагогами имеют основополагающее значение для реализации образовательных задач данной Программы.

Основными эффективными формами совместной работы семьи и педагогов считаются регулярные,, активные беседы и обмен мнениями о целях воспитания и обучения детей.
"Это обсуждение с родителями должно вестись соответствующим образом: если отсутствует их согласие, почти все, что педагоги хотели бы развить у воспитанников, может быть безрезультатно. Родители - самые важные воспитатели для детей, без них воспитание в детском саду едва ли может быть успешным. Семья должна иметь приоритет в решении важных вопросов, почти все родители могут добиться успеха в воспитании и образовании ребенка, если понимают причины предлагаемых педагогом действий"(2 ).
Совместное обсуждение родителями и педагогами целей и содержания педагогической работы содействует образованию детей и вместе с тем способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Особое внимание в Программе уделяется проблеме перехода дошкольника из семьи в дошкольную группу, т. е. его адаптации к новым условиям.
Так, налаживание сотрудничества между детским садом и семьей начинается еще до приема ребенка. Для того чтобы родители могли выбрать тот детский сад, который соответствует их представлениям и желаниям, детские учреждения публично представляют свою образовательную программу и приглашают семьи будущих воспитанников изучить режим дошкольной группы. Для этого организуются дни открытых дверей, родительские кафе, игровые вечера. В рамках этих мероприятий дети и родители будущей группы могут встретиться и пообщаться.

На собеседовании руководитель учреждения разъясняет родителям программу адаптации к детскому саду и поясняет, какую роль в образовании и воспитании ребенка играет сотрудничество между детским садом и семьей, а также сотрудничество дошкольных образовательных организаций.

Важно, чтобы воспитатель дошкольной группы, которую будет посещать дошкольник, заранее наладил контакт с родителями и самим ребенком. Для того чтобы избежать сложностей при поступлении ребенка в детское учреждение, педагоги и родители обмениваются информацией о его пристрастиях и антипатиях, традициях в семье и учреждении. Воспитатели по возможности перенимают традиции семьи, а родители - традиции дошкольной группы.

Для успешной адаптации необходимо также использование всех языков, на которых говорят в семьях. Только когда педагоги знают, на каких языках говорят в семье ребенка, они могут создать для него благоприятную среду.

Формирование устойчивых связей между воспитанником и педагогом является основой образовательного процесса в детском саду. Таким образом, в детских садах Берлина особое внимание уделяется адаптации детей раннего возраста. Можно выделить наиболее важные аспекты данного процесса (3) . Так, с целью благоприятной адаптации при переходе в новую среду детского сада ребенка должен сопровождать один из родителей или близкий человек. Как долго дошкольник сможет чувствовать себя комфортно без родителей в детском саду, играть, учиться, развиваться, зависит в первую очередь от его привязанности к родителям.

Родители должны быть в состоянии внутренне отпустить ребенка, чтобы он постепенно мог привыкнуть к новым условиям и наладить контакт со своим воспитателем. Это произойдет лишь в том случае, если педагоги и родители выстроят доверительные отношения. Важная задача педагогов - донести до родителей, что они по-прежнему остаются близкими ребенку людьми.

Педагог должен быть чутким к воспитаннику и помогать ему в преодолении возникающих сложностей. При этом важно, чтобы у родителей не возникало чувства, что ребенок отдаляется от них, что между ними и педагогами существует конкуренция.

Продолжительность периода адаптации будет зависеть от того, насколько чутко педагоги улавливают сигналы от воспитанника, адекватно на них реагируют и налаживают с ним контакт. Ребенок самостоятельно определяет близость, дистанцию и время для общения с воспитателем.
Адаптацию можно считать завершенной, если дошкольник привязывается к воспитателям. Показателем этого могут служить ситуации, когда во время отсутствия родителей воспитателям, заметившим тревожность дошкольника, удается его утешить.

Все большее значение для образования и развития детей дошкольного возраста приобретают детские сообщества, взаимоотношения с другими детьми. Перед педагогами немецких дошкольных учреждений стоит задача помогать дошкольнику налаживать отношения с другими воспитанниками.
Окончание переходного периода является поводом для совместной беседы, в ходе которой родители и воспитатели обсуждают прошедший этап в развитии ребенка и перспективы.

В качестве одной из форм регулярного обмена мнениями Берлинская образовательная программа предусматривает развивающую беседу. Такие "переговоры" между родителями и воспитателями формируют условия для дальнейшего обмена наблюдениями, разъяснения вопросов и принятия соглашения о воспитательных методах. Совместные развивающие беседы должны проводиться регулярно, пока дошкольник посещает детское учреждение.

Чем младше ребенок и чем быстрее и более скачкообразно складывается его развитие, тем чаще должны происходить такие встречи. Во время беседы родители делятся своими наблюдениями из повседневной жизни семьи. В свою очередь, педагог информирует их о результатах своих систематических наблюдений из будней детского сада (наблюдение и фиксирование результатов развития детей - основные функции педагога). Он описывает поведение, интересы и способности воспитанника, подчеркивая его успехи за время, прошедшее с момента последней беседы. Родители и воспитатели должны отчетливо представлять, с какими развивающими и образовательными задачами ребенок справляется, с какими нет, как ему помочь в преодолении трудностей.

Беседы между родителями, воспитателями и преподавателями также являются важным инструментом поддержки дошкольника в преддверии его поступления в школу.
Наряду с развивающими беседами родители получают представление об образовании ребенка в ходе совместно разрабатываемых проектов, которые стимулируют общение между педагогами, родителями и детьми.

Таким образом, в Программе акцентируется внимание на прозрачности и обмене информацией с целью создания партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями, в которых педагогам как профессионалам отводится активная роль. При этом уважение и признание роли семьи служат предпосылкой к тому, чтобы родители ощутили ответственность и готовность принимать решения за развитие и образование своих детей. Между тем взаимодействие родителей и воспитателей допускает расхождение во мнениях, что является стимулом для совместного поиска новых решений проблем и трудностей в воспитании детей.

Практический интерес представляет примерный перечень педагогических задач в сфере взаимодействия с родителями, предусмотренный Берлинской образовательной программой. Так, основными задачами и одновременно обязанностями педагога являются:

  • активное стремление к совместной партнерской воспитательной деятельности с родителями воспитанников;
  • проявление доверительного и уважительного отношения к родителям;
  • принятие во внимание специфических культурных особенностей родителей и их ожиданий относительно ухода, воспитания и образования детей в дошкольном учреждении;
  • построение диалога с родителями с целью определения образовательных планов;
  • проведение с родителями регулярных бесед о развитии детей, основой для которых служат записи регулярных наблюдений за развитием ребенка;
  • предоставление данных записей родителям в любое время;
  • предоставление родителям возможности перед приемом ребенка ознакомиться с педагогической концепцией и жизнью в учреждении (через рекламные буклеты, презентацию педагогического опыта работы, открытый показ образовательной деятельности с детьми);
  • привлечение родителей к решению важных вопросов воспитания и развития детей;
  • поощрение родителей при внесении ими предложений, пожеланий и критических замечаний, касающихся работы педагога с детьми;
  • проявление интереса к способностям, знаниям и интересам родителей; воодушевление их на использование этого в процессе общения с детьми;
  • профессиональный подход к информации, которую педагоги получают от родителей, и соблюдение ее конфиденциальности;
  • привлечение родителей к преобразованию и обновлению образовательной программы дошкольного учреждения, а также к планированию и организации педагогической работы;
  • трансляция своей работы родителям (открытый показ образовательной деятельности с детьми). Выстраивая партнерские отношения с семьей,
  • дошкольное учреждение открывает дополнительные ресурсы для выполнения своей образовательной миссии. При этом особая роль отводится родительским комитетам и учреждениям семейного образования.

Таким образом, образовательная политика Германии в области семейного и общественного воспитания, во многом схожая с политикой нашего государства в данной сфере, строится на принципах прозрачности, открытости, партнерских отношений и признания мнения родителей приоритетным в решении вопросов обучения и развития детей.

-----------------------------
1. Das Berliner Bildungsprogramm fur die Bildung, Erziehung und Betreuung von Kindern in Tageseinrichtungen bis zu ihrem Schuleintritt. Dr. Annette Dreier, Annette Hautumm, Dr. Elke Heller, Grit Herrnberger u.a.; Ed. Dr. Christa Preissing, Dr. Roger Prott. - Berlin: verlag das netz, 2004. - 130 s.

2.Laewen Hans-Joachim / Andres, Beate (Hrsg.): Forscher, Kunstler, Konstrukteure, Neuwied, Kriftel, Berlin, 2002. S. 57.

3. Genauere Hinweise zur Gestaltung der Eingewöhnung bei Laewen, H.-J., Andres, B., Hеdervаri, Е.: Die ersten Tage – einModell zur Eingewоhnung in Krippe und Tagespflege, Weinheim,
Berlin, 2003.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль