Конспект занятия "Моя семья"

15910
Конспект занятия

Автор:  Тарасова Татьяна Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории  НДОУ № 115 ОАО РЖД Тарасова Татьяна Анатольевна 

Задачи: 

  1. Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; 
  2. Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье. 
  3. Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники. 
  4. Воспитывать чувство семейной сплоченности ( на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте); 
  5. Продолжать учить детей составлять коллективную аппликацию, желание работать сообща. 
Материал к занятию. 

Фланелеграф, фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, семейные фото, ватман, цветная бумага. 

Предварительная работа. 

Рисунки детей на тему "Моя семья"; обсуждение пословиц о семье; сюжетно-ролевая игра "Семейные хлопоты", "Путешествуем на поезде всей семьей", рассматривание альбома "Наша семья". 

Литературный ряд. 

Чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», В.Руссу «Моя мама», Р Гамзатов «Дедушка», Е. Серова « Мой папа». 

Ход образовательной деятельности. 

Воспитатель.
Собрались все дети в круг 

Я твой друг и ты - мой друг. 

Крепко за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся! 

- Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"

(выставляется фигурка мальчика на фланелеграф). 
- А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет). 

- Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком? 

(Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.) 
- Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? ( Семья). 
- Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья? 
Ответы детей. 
- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки. 

- Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? 

* Мама, соседка, бабушка, сестра. 

* Бабушка, подруга, сестра, мама. 

* Сестра, продавец, бабушка, брат. 

* Дворник, брат, папа, дедушка. 

* Дедушка, папа, водитель, отец. 
- Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) 
- Как должны относиться люди друг к другу в семье? ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.) 

- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения. 

1 ребенок.
"Моя мама" ( В. Руссу). 

Много мам на белом свете, 

Всей душой их любят дети. 

Только мама есть одна, 

Всех дороже мне она. 

Кто она? Отвечу я: 

Это мамочка моя. 

2 ребенок. 
"Мой папа" (Е. Серова) 

Не терпит мой папа безделья и скуки, 

У папы умелые сильные руки! 

И если кому-нибудь надо помочь, 

Мой папа всегда поработать не прочь. 

3 ребенок.
"Дедушка" ( Р. Гамзатов) 

У меня есть дедушка, как зима, седой, 

У меня есть дедушка с белой бородой. 

На зарядке солнышко рядом видит нас. 

Поднимаем руки мы по команде: «Раз» ! 

И водой холодною, прямо из ручья, 

Вместе умываемся: дедушка и я. 

4 ребенок.
"Моя бабушка" ( А. Костецкий) 

Дай, бабуся, поцелую 

В волосах твои сединки, 

Подышу на них, подую, 

Как зимою на снежинки. 

И быть может, понемножку 

От тепла они растают, 

Как цветы, что на окошке 

Зимней ночью вырастают… 

- Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного поиграем!? 

Игра «"Назови, кто кем кому приходится". 

Кем приходится мальчик маме? (Сыном) 

Кем приходится девочка папе? (дочерью) 

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком) 

А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой) 

Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой) 

А он ей? (Братом) 

- Ребята, вы справились с таким сложным заданием! Как вы думаете, какие бывают семьи? (ответы детей). 
- Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные. 
- Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию) (использование портфолио или семейного фото) 
- Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей). Воспитатель наводящими вопросами помогает. Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Мужчина- глава семьи, отец своих детей, защитник жены и детей, а женщина- хранительница домашнего очага; вместе они воспитывают своих детей. Как только ребенок родился ему дают имя. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. В Древней Руси имен было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава и др. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, такие как Андрей - мужественный, Максим - величайший, Марина - морская. (по возможности подобрать значения имен всех детей группы) 

- Кроме имени, у каждого человека есть отчество. Если мы хотим показать уважение к человеку, мы его называем по имени, отчеству. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать свое отчество легко - происходит от имени отца. Если у тебя папу зовут Сергей, то ты Сергеевич… 

(Дети, вспоминая имена пап, образуют свое отчество.) 
- Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились? 

Вы помогли маме вымыть посуду? 

На прогулке испачкали куртку? 

Убрали за собой игрушки? 

Заботишься о бабушке, она приболела? 

Подрался с другом? 

Помог папе в хозяйственных делах? 

Поздравил деда с днем рождения? 

Забыл покормить своего питомца? 

- Коллективная аппликация. Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом. Где они будут жить счастливо! Теперь ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на ватман, и у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать. Подойдите к столам, здесь цветная бумага приготовлена для аппликации дома: приготовьте детали: стена, крыша, окно, дверь – разложите, а затем наклеивайте аккуратно все в определенной последовательности. 

- Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи. 

Дети читают стихи о семье. 
1 ребенок.
Семья - это счастье, любовь и удача. 

Семья - это летом поездки на дачу. 

Семья - это праздник, семейные даты, 

Подарки, покупки, приятные траты, 

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение, трепет. 

2 ребенок.
Семья - это труд, друг о друге забота, 

Семья -это много домашней работы. 

Семья - это важно! 

Семья - это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно. 

3 ребенок.Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

Обиды и ссоры подальше гоните. 

Хочу чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья! 

- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч. 
Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье? 

- Ребята, пожелайте своей семье что- нибудь сердечное. ( Я люблю свою семью, потому что она …)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль