Опыт организации поликультурного воспитания дошкольников

6261
Опыт организации поликультурного воспитания дошкольников

Автор: Удалова Татьяна Владимировна воспитатель МБДУ Детский сад компенсирующего вида № 29 (Иркутская область)

Мы живем в Сибири, регионе насыщенном культурными и этническими особенностями, и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур. 

Творческой группой нашего дошкольного учреждения в соответствии с современными требованиями была разработана основная общеобразовательная программа, в основе которой лежит комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, включающий 36 тематических недель, 26 из которых включают федеральный компонент, 10 региональный компонент.

Такие тематические недели как "Народы Прибайкалья", "Мы путешественники", "Народы Севера", "Байкал" дают нам возможность введения в содержание образовательного процесса знакомства с народами Сибири, традициями, обычаями местных народов, трудом, бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства, старины. Во время проведения тематической недели "Моя семья" мы знакомим дошкольников с семейными традициями, праздниками, а так же правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное воспитание дошкольников в нашем дошкольном образовательном учреждении, является:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность дошкольников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками, так как основной формой образовательной деятельности является играИгровые моменты и ситуации общения воспитателя с детьми мы включаем во все виды детской деятельности.

В процессе игры мы имеем возможность закладывать у дошкольников основы поликультурного образования через дидактические игры, например: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Что это и откуда", "Белый шаман", "Путешествие по сказкам"; народные игры: бурятские, эвенкийские (хороводные, подвижные и пр.). Игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

На каждом возрастном этапе мы решаем разные задачи развития, и наша роль гибко меняется. В одних случаях задачи решаем успешнее только с помощью включения взрослого в образовательные ситуации, например, при проведении коммуникативной деятельности - бесед: "Народные традиции и промыслы сибиряков", "Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья", ситуативных разговоров по прочитанным сказкам разных народов Сибири, обрядовым праздникам, играм. Через решение проблемной ситуации: "Что будет, если…" (поменять народные костюмы сибирякам: русские – эвенки, буряты – русские и т.д.), рассматривание картин художников-сибиряков, отгадывание и составление загадок по теме.

В других мы создаем специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организуем его познавательно-исследовательскую деятельность, например через проведение совместной деятельности - решение проблемной ситуации: "У эвенков исчезли олени", экспериментирование: "Почему в меховой одежде зимой тепло?", создание коллекций: открыток "Народные промыслы сибиряков", фарфоровой посуды Хайты, камней Сибири. В мастерской совместно с детьми создаем объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Прибайкалья", "Жилище эвенков (бурят)". В период проведения проектной деятельности воспитанники создают ленту времени "Прибайкалье вчера и сегодня" - ознакомление с историей родного края. Во время конструирования дети изготавливают маски и шапочки для народных игр, элементы костюмов для сюжетных игр и игр-драматизаций по теме; кукол из соломы и рогожи.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Например, такие сборники произведений: М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

     В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели знакомим детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок знакомим детей с народными бурятскими обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять священные воды Байкала. Знакомство с данными обычаями помогает детям освоить элементарные правила поведения в природе. Освоить правила взаимоотношений друг с другом и со старшими людьми помогают эвенкийские народные обычаи: не обижать стариков, нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить жизни живое существо. Культуру поведения за столом подкрепляем так же этническими обычаями, например: при застолье гости не имеют права менять свои места, нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев.

Особое место в педагогическом процессе мы уделяем организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В центры развития, в соответствии с тематической неделей, вносим различные дидактические, настольные игры, атрибуты ("Ателье для сибиряков", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Назови три предмета" (одежда народов Сибири), "Укрась комнату ковром"), которые позволяют детям расширять представления о быте, традициях и культуре коренных жителей. Технологические карты стимулируют творчество детей при создании построек жилищ народов Сибири, при изготовлении и украшении предметов быта, игрушек и т.д. (лепка "Сибирские народные промыслы", рисование "Укрась одежду деталями", "Роспись глиняной посуды", аппликация "Украшение русской избы (бурятской юрты)", "Сибирское кружево").

Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Создание информационного уголка, по ознакомлению с тематической неделей, позволило более активно привлекать родителей в образовательный процесс. Благодаря этому они могут узнать название темы, сроки, цель тематической недели, и информацию, которую можно донести до ребенка соответственно возрасту. Так же родители могут ознакомиться с мероприятиями, в которых они могли бы принять участие в рамках тематической недели. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Предлагаем вниманию родителей папки-передвижки, консультации в соответствии с тематической неделей. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию краеведческого уголка из предметов, фотографий, значков и т.д.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Литература

1.     Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7.

2.     Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ  / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2010. №7. 

3.     Бабаева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. М.Михайлова и др. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС". 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль