Создание центров внеурочной работы

1736
Создание центров внеурочной работы


Автор: А.В. Рябова, зам. директора по воспитательной работе ГБОУ ЦО № 1475, г. Москва

Основу внеурочной деятельности во многих школах составляет дополнительное образование. Обладая, с одной стороны, четко выраженными нормативно-организационными признаками (учебный план, программно-методическое обеспечение, расписание, санитарно-эпидемиологическая составляющая, финансовая составляющая и пр.), что сближает его с основным образованием, оно имеет и специфические признаки, сближающие его с досуговой деятельностью (неформальное и разновозрастное общение, реализация творческого потенциала, возможность свободного выбора той или иной деятельности, наиболее полное удовлетворение интересов и потребностей детей и подростков и пр.). Основная функция дополнительного образования - незамедлительно реагировать на постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности общества. Дополнительное образование является важным фактором личностного роста ребенка, развития его гуманистических ценностных отношений к семье, Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям, другим людям и себе. Благодаря особенностям дополнительного образования (создание "ситуации успеха", индивидуальное оценивание результата деятельности в объединении дополнительного образования: "я - был, я - стал, я - смогу еще", возможность "найти себя" и пр.) для каждого ребенка открывается широкий простор для осознанного самоопределения и позитивного созидания.
Функционирование в образовательном учреждении детско-взрослых общностей (центров внеурочной работы) способно решить ряд социокультурных задач:

  • привлечение большого количества детей к творческой созидательной деятельности, что помогает решить проблему занятости детей во внеурочное время;
  • развитие творческого потенциала детей; формирование позитивного мировосприятия детей; привлечение детей и взрослых к совместной деятельности, решение проблемы "отцов" и "детей";
  • приобретение детьми социальных знаний, позитивного отношения к базовым общественным ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта самостоятельного осознанного социального действия.

Отличительные особенности Центров внеурочной работы

В Центре образования № 1475 дополнительное образование является одним из важнейших системообразующих факторов организации внеурочной деятельности учащихся и занимает особое место в воспитательной системе школы. Оно реализуется на всех образовательных ступенях, включая дошкольное образование (группа кратковременного пребывания "Школа раннего развития"), по девяти направлениям:

  • художественно-эстетическое;
  • культурологическое;
  • социально-педагогическое;
  • естественно-научное;
  • физкультурно-спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • научно-техническое и эколого-биологическое.

Дополнительное образование находится в тесном взаимодействии с основным образованием, которое, в свою очередь, имеет ряд особенностей: классы с углубленным изучением музыки, хореографии и английского языка, работа по индивидуальным учебным планам в старших классах, начальная профессионализация в рамках образовательной области "Технология" в 8-9-х и 10-11-х классах.

Эти особенности среды Центра образования № 1475 стали фундаментом для создания Центров внеурочной работы - детско-взрослых объединений, которые аккумулируют лучший опыт совместной работы учащихся, их родителей, коллектива Центра образования, жителей микрорайона, общественных, государственных частных структур в решении задач воспитания школьников.

К 2010/2011 уч. г. таких Центров внеурочной работы насчитывалось 9:

  • школьный музей художественных ремесел и народных промыслов;
  • студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Восход";
  • школьный ученический совет;
  • межшкольный стадион;
  • хореографический коллектив "Веснянка";
  • академический хор;
  • фольклорный коллектив "Канарейка";
  • ансамбль народных инструментов;
  • центр театрального искусства.

В 2010/2011 уч. г. были организованы новые центры: научное общество учащихся "Эврика", клуб любителей английского языка Crazy English. В 2011/2012 уч. г. созданы гражданско-патриотический центр и этнографический поисковый центр.

При кажущейся непохожести названных Центров внеурочной работы их объединяет многое. Различные по форме и содержанию, они дают ребенку возможность проявить себя, попробовать свои силы в совершенно разных областях и разных формах взаимодействия, что дает им определенный социальный опыт поведения. У всех Центров имеется ряд общих признаков:

  1. Направленность работы на решение воспитательных задач.
  2. Участие большого количества детей (учащихся ЦО № 1475 и других образовательных учреждений).
  3. Участие взрослых наравне с детьми в качестве научных руководителей, формальных или неформальных лидеров, консультантов или рядовых членов Центра.
  4. Возможность выявления и поддержки талантливых детей среди учащихся ЦО № 1475 и других образовательных учреждений.
  5. Нацеленность на положительное созидание, создание определенного микроклимата как внутри сообщества, так и вне его.
  6. Нацеленность на достижение результатов не только в рамках приобретения социальных знаний, получения опыта переживания, позитивного отношения к базовым общественным ценностям и ценностного отношения к реалиям общества, но и в рамках получения опыта самостоятельного социального действия (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву).
  7. Реализация в работе основных видов внеурочной деятельности: досугово-развлекательной, познавательной, игровой, туристско-краеведческой, социальной, спортивно-оздоровительной, трудовой, художественного творчества, проблемно-ценностного общения (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву).
  8. Возможность использования приобретенного в Центре опыта, знаний, умений, навыков на уроках и в объединениях дополнительного образования, учет достижений ребенка в его личном портфолио.

Примеры работы

Приведем примеры деятельности нескольких Центров внеурочной работы ЦО № 1475: школьного музея художественных ремесел и народных промыслов
(год создания - 2005) как наиболее сформированной структуры; школьного ученического совета (год создания - 2007) как примера организации ученического самоуправления в рамках детско-взрослой общности; клуба любителей английского языка Crazy English (год создания - 2010) как самой молодой структуры.

 

 

Содержание

Центры внеурочной работы

Школьный музей “Художественных ремесел и народных промыслов”

Школьный ученический совет

Клуб любителей английского языка “CrazyEnglish

Интеграция с дисциплинами основного общего образования

Технология, МХК, история, ИЗО, народные промыслы

Обществознание

Английский язык, история, МХК, русский язык, литература, музыка, ИЗО, хореография, народные промыслы, технология

Участники

Учащиеся и выпускники ГО ЦО №1475, их родители и представители старшего поколения, учителя технологии, изо, педагоги дополнительного образования, научные консультанты России

Учащиеся ГОУ ЦО №1475 (5-11 классы), выпускники ГОУ ЦО №1475, учителя, педагоги-организаторы, вожатая, заместитель директора по ВР

Учащиеся и выпускники ЦО №1475, учителя английского языка, изо, технологии, музыки, хореографии, истории, географии, обществознания

Партнеры

ЦРТДиЮ им. А.В. Косарева, управа и муниципалитет Гольяново, колледж художественных ремесел №59, МИОО, ГУК ТО “Объединение ТОИАиЛМ” (г. Тула)

Управа и муниципалитет, Молодежный совет, Совет ветеранов ВОВ района Гольяново

 НМЦ ВОУО и оргкомитеты конкурсных и фестивальных программ на иностранном языке

Цели

Формирование мировоззрения и российской идентичности. Обеспечение культурной преемственности

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни

Формирование российской идентичности в контексте мировой культуры

Ведущая деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Познавательная деятельность

Традиционные мероприятия

Экскурсии для учащихся ЦО №1475, гостей и жителей микрорайона на русском и английском языке (экскурсоводы – учащиеся ЦО №1475).

Проведение уроков на базе музея.

Проведение мастер-классов мастеров народного творчества России для учителей района, округа и города.

Организация и проведение праздника “Масленица”.

Оформление интерьера ЦО №1475

Традиционные праздники школьной тематики: День знаний, День учителя, Международный женский день, Последний звонок, Итоговая линейка.

Традиционные мероприятия ЦО №1475: Новогодняя сказка, Фестиваль искусств “Новые горизонты”, Неделя английского языка, фотоконкурсы в течение года.

Ситуационные мероприятия: встречи с ветеранами ВОВ и труда, семинары и конференции на базе ЦО №1475 и выездные, участие в акциях совместно  с партнерами, организация праздников для воспитанников детского дома и детских садов

Неделя английского языка, конкурсы профессионального мастерства учителей, творческие конкурсы и фестивали

Достижения

Победители конкурса школьных музеев.

Участие в международных Рождественских чтениях.

Участие в семинарах различного уровня.

Проведение мастер-классов в Манеже и на ВВЦ

Призеры игр КВН района Гольяново

Конкурс “Учитель года”, авторская программа дополнительного образования детей “Путешествие по народным промыслам России на английском языке”, проведение семинаров районного, окружного и городского уровня.

Достижения воспитанников: международный конкурс “Веселая и грустная Америка глазами детей (2010), фестиваль искусств “Мы всегда поймем друг друга” (2010), конкурс “Язык культуры – язык общения”, конкурс “Хрустальная капелька”, НПК “Ломоносовские чтения” и “Лингва”.

Воспитательные результаты

Приобретение социальных знаний о роли художественных ремесел и народных промыслов России в жизни общества. Приобретение социальных знаний о роли художественных ремесел и народных промыслов в истории и культуре России.

Получение опыта позитивного отношения к ценностям русской культуры. Получение опыта работы над проектами, организацией и проведением мероприятий, посвященных роли художественных ремесел и народных промыслов.

Самостоятельная организация и проведение мероприятий для учащихся начальной и средней школы.

Самостоятельное сознательное участие в социально значимых мероприятиях.

Приобретение социальных знаний об организации мероприятий различного уровня, о различных формах проведения мероприятий, о роли участников и организаторов мероприятий, о степени ответственности за каждое мероприятие.

Получение опыта организации и проведения мероприятий совместно с педагогами.

Самостоятельное сознательное участие в социально значимых мероприятиях, самостоятельная организация и проведение мероприятий.

Приобретение социальных знаний о социальном устройстве англоговорящих стран, их роли в истории и культуре России.

Получение опыта работы над проектами, организацией и проведением мероприятий, посвященных роли английского языка и культуре англоговорящих стран.

Самостоятельная организация и проведение мероприятий для учащихся начальной и средней школы

 

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль