Знакомство с русским народным творчеством
Автор: С.Е. Хмелевская, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Колокольчик"», г. Ноябрьск, Тюменская область
- познакомить детей с русским народным творчеством;
- учить выполнять русские народные движения "ковырялочка", "распашонка", "полочка", "притопы";
- учить узнавать звучание русских народных инструментов: балалайки, гармошки;
- учить детей самостоятельно составлять танцевальные композиции из русских народных движений. Репертуар:
- "Светит месяц", русская народная песня.
(Дети заходят в зал.) Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в далекое прошлое - в те времена, когда еще не было детских садов, больших домов, а наша страна Россия называлась Киевской Русью. Чтобы попасть туда, возьмитесь за руки, и пойдем под музыку друг за другом. Музыкально-ритмическое движение "Змейка"
Дети хороводным шагом идут "змейкой" за музыкальным руководителем по залу и доходят до стульев, на которых рассажены куклы, одетые в русские народные костюмы.
Музыкальный руководитель:
Ребята, мне кажется, мы уже попали в Киевскую Русь. Посмотрите, во что одеты эти куклы? (Дети называют элементы русского костюма: косоворотка, сарафан, кокошник.) Молодцы, куклы одеты в русские народные костюмы, в которых наши предки ходили очень давно. А еще сегодня к нам в гости пришел герой русского кукольного театра. А вот кто это - вам предстоит отгадать. Внимательно слушайте рассказ о нем:
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я - веселая игрушка,
А зовут меня ... (Петрушка.)
Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик "Э-ге-гей!" раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра. Нравится вам такой герой?
А сейчас я предлагаю послушать произведение, в котором будут звучать русские инструменты, а вы внимательно послушайте и скажите, какие из них вы узнаете?
(Проводится слушание песни "Светит месяц".) Дети: Звучит балалайка и гармошка, рожок.
(Петрушка называет различные музыкальные инструменты, которые не звучали в произведении.) Музыкальный руководитель:
Правильно, отгадали. А вот ты, Петрушка, невнимательно слушал. А какая музыка была?
Она менялась или звучала однообразно?
Петрушка: Подумаешь, зато я умею играть на этих инструментах!
Петрушка, научи и наших ребят!
(Петрушка показывает приемы игры на воображаемой балалайке и гармошке.)
Я вам предлагаю оркестровать это произведение. Мальчики будут играть на балалайках, а девочки на гармошке. Внимательно слушайте ритм: когда надо играть медленно, а когда быстро. А Петрушка для нас спляшет.
Пальчиковая игра "Оркестр"
(Мальчики играют на воображаемых балалайках, передавая ритм, девочки "играют на гармошке": пальцами нажимают на воображаемые кнопки, при этом руки разводят
в стороны и соединяют обратно.)
У нас получился настоящий оркестр. Скажите, как вы думаете, какой танец нам исполнял Петрушка? (Русский народный.) А какие русские народные танцы вы еще знаете?
Я вас познакомлю с несколькими русскими танцевальными движениями. Некоторые вы уже знаете, а некоторые увидите впервые. А Петрушка мне поможет, он будет смотреть, правильно ли выполняют ребята эти движения.
У вас очень хорошо получается. Но прежде чем начать танцевать, необходимо пригласить на танец партнера, а поможет нам в этом русский поклон (показывает). А теперь давайте встанем в две шеренги: мальчики слева, девочки - справа, и попробуем с вами сочинить танец.
(Танцевальная импровизация под русскую народную мелодию по выбору музыкального руководителя. Дети предлагают варианты комбинаций движений: поклон, притопы с «полочкой», идут навстречу притопами, мальчики выполняют «распашонку», девочки - "ковырялочку". В конце кружатся "бараночкой", взяв свою пару под руку.)
Петрушка: Ох, и весело вы плясали!
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"
Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с |
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!