Особенности реорганизации дошкольных образовательных учреждений

6070

Автор: А.А. Вавилова,
зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ -Высшая школа экономики"

Одной из основных причин реорганизации дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) является изменение демографической ситуации: меняются численность населения, его распределение по территории РФ, возрастной состав. Как следствие, в различных районах РФ возникает необходимость увеличения или уменьшения числа детских садов. К другой объективной причине реорганизации ДОУ можно отнести объединение их ресурсов для достижения большей эффективности деятельности.Реорганизация происходит также в ходе процессов интеграции и кооперации в сфере образования. Объединение зачастую необходимо не только в связи с дефицитом финансирования дошкольного образовательного учреждения, но и с возможностью реализации тесного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, направленного на достижение более высокого качества образования. Системная интеграция, в свою очередь, позволяет эффективно использовать материально-технические, кадровые и иные ресурсы.

Наиболее распространены объединения учреждений, подведомственных одному органу власти. Данное обстоятельство связано с тем, что существующие нормы законодательства препятствуют созданию и функционированию интегрированных государственных (муниципальных) социальных учреждений, а также осложняют интеграцию образовательных учреждений различного типа (вида).

В силу установленного федеральными законами распределения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления образование, культура, спорт зачастую отнесены к полномочиям (и, следовательно, обязательствам бюджетов) разных уровней публично-правовых образований. При этом бюджетное законодательство не позволяет свободно финансировать из бюджетов разных уровней и (или) разных публично-правовых образований одного и того же уровня расходы на осуществление полномочий других уровней (публично-правовых образований).

Отсутствие механизмов передачи полномочий между отдельными уровнями, запрет финансирования за счет бюджета определенного публично-правового образования учреждения, созданного другим публично-правовым образованием, устанавливает пределы интеграции. Например, формирование комплексов непрерывного образования, когда в рамках одного учреждения функционируют и детский сад, и школа, и учреждение среднего профессионального образования на данный момент в полной мере неосуществимо, поскольку полномочия по организации предоставления этих уровней образования отнесены к различным уровням государственной и муниципальной власти. Финансирование подобных учреждений либо финансовое обеспечение выданного им задания требует формирования и отработки механизмов межбюджетных отношений с учетом распределения полномочий между уровнями публичной власти в РФ.Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям выдается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг. Закон не предусматривает выдачи задания учреждению (и предоставления субсидии на его выполнение) кем-либо, кроме учредителя, что существенно осложняет межведомственную интеграцию.

Отсутствует механизм совместного финансового обеспечения деятельности интегрированного учреждения, в частности, финансового обеспечения выданного ему государственного (муниципального) задания, за счет средств, предусмотренных на образование, культуру, спорт, здравоохранение и т. п., разными профильными ведомствами. В этом смысле объединение учреждений, например, дополнительного образования детей, подведомственных органам управления образованием, культурой, спортом, весьма затруднительно. В отсутствие возможности соучредительства функциями и полномочиями учредителя, как правило, наделяется один из ведомственных органов либо высший орган исполнительной власти (правительство, администрация). Возможность сохранить финансирование дошкольных учреждений по разным статьям бюджетной классификации существует только в таком варианте.

Вместе с тем несмотря на проблемы, вытекающие из жесткости действующего бюджетного законодательства, объединение учреждений с целью  создания интегрированных крупных структур имеет значительные преимущества. Рассмотрим данные преимущества подробнее.

Во-первых, формируется единое юридическое лицо, имеющее полную свободу в перераспределении ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с выбранной стратегией и программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности. Оперативность принятия решений внутри структурных подразделений единой организации существенно выше, чем в случае кооперации между отдельными учреждениями - самостоятельными юридическими лицами.

Во-вторых, государственное (муниципальное) задание формируется для учреждения в целом. Распределять его по структурным подразделениям смогут работники администрации учреждения, а не учредитель, что значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения задания.

В-третьих, объединение учреждений позволяет легко и с наименьшими издержками транслировать опыт успешных управленческих команд, функционирующих в сфере образования, способствует распространению инновационных образовательных практик, повышению качества образования.Возможно несколько моделей объединения.
1. Объединение учреждений, подведомственных одному органу,  осуществляющему функции и полномочия учредителя. Например, нескольких общеобразовательных учреждений либо общеобразовательного и дошкольного образовательного учреждения, либо учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу (дошкольного, общего образования) и учреждения дополнительного образования детей.

В данной ситуации объединение осуществляется по максимально простой схеме. Принимается решение о реорганизации учреждений, корректируются документы в связи с государственным (муниципальным) заданием и субсидией на его выполнение, проводится реорганизация учреждения и оптимизация его деятельности, заключаются эффективные контракты в дошкольном учреждении. 

2. Объединение учреждений, подведомственных различным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, но действующим от имени одного публично-правового образования (субъекта РФ, муниципалитета). Например, нескольких учреждений дополнительного образования детей, подведомственных разным министерствам или департаментам; либо образовательного учреждения, подведомственного органам управления образованием, с образовательным (или необразовательным) учреждением, подведомственным органам управления спортом, культурой и т. п.

Поскольку органы действуют от имени одного публичного образования, создание межведомственных учреждений допустимо. При такой модели публично-правовому образованию как учредителю придется решать большой объем организационных и нормативных правовых вопросов, однако такие вопросы находятся в его компетенции и могут быть решены самостоятельно. В данной ситуации необходимо определить орган, который будет назначен исполняющим функции и полномочия учредителя. Может понадобиться корректировка положения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя вновь создаваемого учреждения, а также корректировка лимитов бюджетных обязательств главных распорядителей бюджетных средств. Кроме того, с большой долей вероятности потребуется внести изменения в ведомственные перечни государственных (муниципальных) работ, услуг с целью обеспечения выдачи задания интегрированному учреждению на все виды услуг и работ, выполняемых ранее (до объединения) реорганизованными учреждениями.

3. Объединение учреждений, созданных различными публично-правовыми образованиями. Например, муниципальных образовательных учреждений и учреждений субъекта РФ. Подобный вид объединения является наиболее сложным, поскольку требует передачи полномочий и собственности между различными публично-правовыми образованиями (уровнями государственной власти), механизм которой на данный момент не выработан.

От редакции:
В следующем номере читайте о видах и процедуре реорганизации ДОУ, вопросах финансирования реорганизованных учреждений

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль