Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

10159
Урок математики в 5 классе по теме


Автор:  
Рузанова Ирина Михайловна,  учитель математики высшей категории,  МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара 

Тип урока: комбинированный 

 
Длительность: 2 учебных часа Технологии обучения: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская; информационно-коммуникативная.Цель урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание арифметических дробей с одинаковыми знаменателями; развивать познавательный интерес к математике.Задачи:

  • обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями 
  • развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы 
  • воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. 

План:

Этап урока

Время (в мин.)  
1.

Организационный момент.

2
2.

Проверка домашнего задания

3
3.

Задание на повторение

7
4.

Актуализация темы и мотивация темы.

2
5.

Изучение нового материала. Сложение

4
6

Практическая часть. Игровое задание  Сложение

7
7

Время расслабления

3
8

Изучение нового материала. Вычитание

4
9

Практическая часть. Игровое задание  Вычитание

7
 

ИТОГО

40
 

Перемена

 
10

Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы

3
11

Практическая часть. Выполнение номера из учебника

6
12

Практическая работа. Закрепление

11
13

Время расслабления

3
14

Контроль знаний. Математический диктант

8
15

Рефлексия

4
16

Выставление отметок

3
17

Задание домашней работы



 

 Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение обыкновенных дробей. Научимся складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. На практике применим знания. В конце этих двух уроков проверим, как вы поняли эту тему, а также я попрошу вас самостоятельно оценивать свою работу на уроке, насколько вы прикладываете усилия, работаете ли вы в полную силу.
Итак, запишите, тема сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, одним из заданий на дом была игра на сайте http://school-collection.edu.ru (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce0882cf-3a59-4597-9483-f5c6e0b10d77/) Классификация обыкновенных дробей по видам: правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые дроби.
Расскажите, кто сколько набрал баллов (из 44 возможных)

Какие названия дробей пришлось вспомнить? (Правильная дробь, неправильная дробь, сократимая дробь, несократимая дробь, дробь равная единице)

Какие были трудности (например, необходимо учесть, что правильная дробь может быть также сократимой, а сократимая – неправильной, т.е. одна и та же дробь может быть размещена в разные группы)

Что помогло в этой игре? (подсказка)

Понравилась ли игра, хотели бы вы еще поиграть в такие интерактивные игры?
Ребята, я вам доверяю, если вы получили от 37 до 41 балла могут себе поставить отметку «4», те, кто набрал от 42 до 44 баллов – отметку "5" .
Хорошо, что большинство из вас выполнило это задание, вы самостоятельно приняли решение выполнить дополнительное задание, и шли к выполнению этой цели.

Задание на повторение.

Чтобы вы настроились на рабочий лад, я предлагаю вам выполнить задачу на повторение, пять первых человек, кто ее решит и поднимет руку, получит «5». Но помните, что выкрикивая с места ответ вы не только не получите отметку, но и других лишите такой возможности, а это даже хуже, потому что вы – один коллектив

Ссылка на задачу
http://fcior.edu.ru/card/5756/zadanie-v-kartinkah-po-teme-perevod-smeshannogo-chisla-v-nepravilnuyu-drob-p2.html#Учитель: расскажите, как вы получили правильный ответ?

Ученики: мы превратили смешанные дроби в неправильные, получилось:
9 1/3 = 28/3
4 4/5 = 24/5
1 2/25 =27/25
соответственно, если первая девочка использовала баночки по 1/3 кг, то получается 28 баночек, если вторая девочка использовала баночки по 1/5кг, то получается 24
баночки, и если третья девочка использовала баночки по 1/25 кг, то у нее получилось 27 баночек. Вместе 28+24+27=79 баночек – правильный ответ Актуализация темы и мотивация темы. Учитель: Очень хорошо, продолжим урок.
А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно складывать и вычитать…Изучение нового материала. Сложение Учитель: а как это сделать мы сегодня увидим, а я предлагаю посмотреть, как же все-таки можно сложить дроби с одинаковыми знаменателями
Ссылка: http://fcior.edu.ru/card/5198/slozhenie-drobey-s-odinakovymi-i-raznymi-znamenatelyami-slozhenie-smeshannyh-chisel-i1.html# (первые две страницы). Учитель: Ребята, запишите эти примеры в тетрадь.Практическая часть. Игровое задание Сложение
Учитель: Теперь немного поиграем и выясним, как вы поняли, как складывать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть. Решая правильно пример, вы поднимаете руку, я вас спрашиваю, если ответ верный, то вы получаете сегодня на уроке фишку, в конце второго урока я подведу итог, пять человек, у которых будет больше всего фишек, получат достойную отметку. Для каждого примера будет дано 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f88f945-a5fb-45d9-b6ff-4d593133e036/24_2_fr1.ppt Время расслабления

Учитель: ребята, вы, наверное, знаете, что когда занимаешься одной и той же работой, то немного устаешь, лучший способ избежать утомляемости - на несколько минут отвлечься и постараться расслабиться. А если послушать в этот момент расслабления спокойную красивую музыку, то получится замечательный отдых. Приближается новый год, и мне хотелось бы, чтобы вы послушали фрагмент произведения нашего русского композитора Чайковского, на новогоднюю тему. Называется он «танец феи Драже ». Можете закрыть глаза и представлять что-то свое, а можете посмотреть на экране прекрасные новогодние картинки
http://www.youtube.com/watch?v=468onQOJSl8Изучение нового материала. Вычитание Учитель: немного передохнули, продолжим, сейчас вашему вниманию будет представлен образец вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Образец запишите в тетрадь
http://fcior.edu.ru/card/1343/vychitanie-drobey-s-odinakovymi-i-raznymi-znamenatelyami-vychitanie-smeshannyh-chisel-i1.html#Практическая часть. Игровое задание. Вычитание Учитель: Теперь опять поиграем и выясним, как вы поняли, как вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть, за правильный ответ также – фишка. Для каждого примера будет дано также 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/24_2_fr2.ppt

Учитель: молодцы справились с заданием, сейчас прозвучит звонок на перемену, отдохните.Перемена Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы
Учитель:
Итак, ребята продолжим, в предыдущих заданиях мы вычитали дроби с одинаковыми знаменателями, а то делать если такую дробь нужно вычесть из единицы?, то есть из целого числа? Например, 1- 4/9? Давайте послушаем

http://fcior.edu.ru/card/13138/vychitanie-pravilnoy-drobi-iz-edinicy-vychitanie-chisel-s-celoy-i-drobnoy-chastyu-i2.html# (первые три страницы).

Запишите образец в тетрадьПрактическая часть. Выполнение номера из учебника Учитель: выполните по образцу № 426 самостоятельно. Выполнили, поменяются тетрадями с соседом по парте, сверьте с написанными ответами на доске. Решившие все примеры правильно получают фишку.
№426

а) 1-2/5
б)1-3/4
в)1-4/7
г)1-10/11Практическая работа. Закрепление

Сейчас на экране будут появляться примеры. Вы записываете примеры в тетрадь, выбирая правильный ответ из четырех, поднимаете руку, чтобы сказать правильный ответ. За правильный ответ – фишка. В итоге должно появиться слово – название одного из главных музеев нашей страны
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd87db8a-22ac-446f-8bb1-a6a7f83c8a2c/24_3_fr1.ppt

Учитель: молодцы, справились с заданием, а музей – Эрмитаж Время расслабления
Перед самостоятельной работой опять немного передохнем и восстановим силы. На этот раз я предлагаю вам фрагмент балета Чайковского «танец цветов ». отдохните
http://www.youtube.com/watch?v=Z9X0Zgl4NxoКонтроль знаний. Математический диктант Учитель: а теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока. Сейчас на экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете их устно и ответ записываете дважды – в предложенный вам лист и в тетрадь. Листочки вы сдадите мне на проверку, а по тетрадям вы тут же проведете самооценку своей работы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a951e93-d301-42c3-a811-4131719e2d3a/24_2_md%282%29.pptРефлексия Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему?, что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?Подведение итогов:
Учитель: ребята, давайте выясним, кто сколько сегодня фишек заработал? У кого сколько? Итак, …. Получают отметки. Приготовьте дневники, я распишусь.Задание на дом
Учитель задает
А) номер из учебника по теме №427(. Обязательный)
Б) задача из Интернета по желанию. (заранее скидывает всем учащимся ссылки на их электронные адреса) Учитель: я думаю вам, ребята, будет интересно решить такую задачу самим
http://fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html#

Номер из учебника по будущей теме №449 – сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (для создания проблемной ситуации – как складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, еще не проходили.)

Учитель: Итак, я была рада встрече с вами, интересуйтесь математикой, это, несомненно, отразится в положительную сторону в ваших размышлениях и действиях. До свидания.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль