Опыт гендерной социализации дошкольников

2214
Опыт гендерной социализации дошкольников

Автор: Т.П. Смирнова, инструктор по физической культуре высшей категории, МБДОУ - детский сад№324 г. Екатеринбург, Свердловская область

В своем дошкольном учреждении мы увидели возможность в реализации дифференцированного подхода на основе анализа физических возможностей ребенка дошкольного возраста с учетом гендерной принадлежности. Цель нашей работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию.

В соответствии с целью, нами были поставлены следующие задачи.

  • -осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку,
  • -развитие физических качеств в соответствии с полом и возрастом детей,
  • -формирование нравственных качеств девочек и мальчиков, что обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов,
  • -формирование адекватной полу модели поведения, что способствует правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе.

Исходя из этих целей и задач работа проводилась по трем направлениям:

1. поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;

2. формирование гендерной компетентности педагогов.

3. популяризация гендерного воспитания среди родителей.

Для реализации первого направления наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность.

Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости;
для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.

Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различных по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.

На таких занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).

7. Распределение ролей в подвижных играх

8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

13. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

14. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).

15. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

На физкультурных праздниках используем показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой "мальчишеской" направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. С этой целью подбирается и систематизируется материал по данной теме. В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, была проведена консультация "Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Работа с родителями носит информационно-практический характер. Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в этом вопросе.

Стало традиционным проведение "Дня здоровья", военно-спортивной игры "Зарница", "Малых Олимпийских игр" с активным участием родителей.

Перспективу работы в данном направлении мы видим в:

1) Проведение диагностического исследования психологом с целью выявления у мальчиков и девочек типов гендерного поведения. На наш взгляд, при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми необходимо учитывать тип гендерного поведения.

2) Создание клубов для пап и мам.

3) Повышение гендерной компетенции педагогов в разных видах деятельности.

Таким образом, физическая культура, безусловно, может являться средством гендерной социализации в дошкольном возрасте. Параллельно со специфическими задачами в процессе организованной физкультурной деятельности должны решаться и задачи гендерного формирования личности ребёнка. Конечно, физическое воспитание дошкольников не в состоянии решить весь спектр проблем гендерной социализации дошкольников, но должно внести свой весомый вклад в формирование их личности и подготовку к выполнению будущих социальных ролей.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие.- СПб.: Питер 2006 – с 431.

2. Бочарова Н.И. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997 г. - №12, с. 72-75.

3. Еремеева Д.В. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.:Линка-пресс, 1998, с.184.

4. Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998 г., №6.

5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Учебно-практическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – с.417.

6. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: "Детство – Пресс", М., ТЦ "Сфера" 2008.-656 с.

7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

8.Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль