Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

5580

Автор : педагог-психолог Валишина И.И. 

Формирование у детей пространственных представлений — одна из важнейших задач детского сада, т.к. это функция, входящая в любой вид детской деятельности. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому работу по данному направлению осуществляю в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Прежде все стараюсь заниматься с детьми так, чтобы они не скучали во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций и он дает детям возможность испытывать удовольствие от интеллектуальных занятий. 

Упражнения по ориентировке в пространстве связываю с заданиями, способствующими развитию речи, внимания, мышления. Известно, что точность движения пальцев рук тесно связана с точностью движения артикуляционных органов. Поэтому в работе с детьми, особенно имеющими нарушения речи использую упражнения "Лезгинка", "Ухо-нос", позволяющие ориентироваться на собственном теле). 

Если у ребенка 6-7 лет хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений. Предлагаю детям решать такие логические задачи: "Маленький круг между синим и зеленым, а зеленый рядом с желтым", "Нарисуй восемь прямоугольников. Половину заключи в овал, половину перечеркни", "Нарисуй 7 кругов. Половину закрась красным, а половину синим". 

Наблюдаю за ребенком в ходе выполнения заданий, фиксирую поведенческие особенности. Упражнение "Замочная скважина" на развитие пространственного мышления. Одним из основных направлений развития пространственных представлений выделяю ориентировку на плоскости листа, поскольку с этим связаны суть и содержание многих школьных видов деятельности (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.). 

Использую такие игры ("Муха", "Засели дом" и др.), которые позволяют ориентироваться на листке бумаги (понятие верхний правый угол, левый нижний угол, в середине). Параллельно решается задача ФЭМП. (Какая цифра в правом нижнем углу? На клеточке с какой цифрой оказалась "муха"?).
Задания, используемые мною в процессе индивидуальной работы, способствуют развитию мелкой моторики – штриховки, ориентировке по клетке "Графический диктант", на развитие зрительно-пространственного восприятия ("Срисуй фигуру", "Часть-целое", "Дорисуй". Очень важно на этапе предшкольной подготовки, чтобы ребенок не испытывал затруднений при выполнении графических движений.
С особым интересом дети выполняют задания на развитие умения решать лабиринтные задачи "Помоги зайчику дойти до школы", "Найди по схеме", "Покажи путь лыжника",
"Кто спустился с горки первым"). 

Все упражнения подбираются в соответствии с тематической неделей. У детей старшего возраста уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени, знакомятся с такими категориями как "раньше и позже". В возрасте 6-7 лет они оказываются уже способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорит, что он не зависит ни от жизни, ни от деятельности человека. 

Восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени – представляет наибольшую трудность для детей дошкольного возраста. В процессе индивидуальной работы использую упражнения на развитие представлений о частях суток. Предлагаю ребенку самостоятельно разложить картинки, посвященные каждому времени суток, в соответствии с последовательностью частей суток, расспрашиваю, что делает ребенок в каждую часть суток. Использую такие дидактические игры "Когда это бывает?", "Данетка".

Повысить эффективность усилий при подготовке к школе мне помогает повторяемость упражнений. 

Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, возвращаемся к нему позднее, использую юмористические картинки и стихи «Найди ошибку», стараюсь вносить разнообразие в вопросы. Аналогичный подход использую и в развитии представлений о месяцах. Коррекция простран­ственных представлений неотделима от ритмических, функциональных упражнений. Поэтому в работе постоянно использую глазодвигательные упражнения, когнитивные упражнения, пальчиковую гимнастику. Практикую рисование в воздухе одновременно двумя руками в одном направлении и в разных направлениях, упражнения для глаз: слежение за перемещением предмета, отслеживание контуров предметов. В парной работе имеют место игры на перемещение в пространстве групповой комнаты ("Робот", "Самолёты" и др.), игры с предметами ("Куда пойдёшь, что найдёшь", "Найди клад" и др.). Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей подготовительных групп являются: · использование когнитивных, функциональных упражнений · использование дидактических игр · Использование игр на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления, речи. · Создание проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка; Подобная коррекционно-развивающая работа позволяет расширить возможности дошкольников в плане восприятия пространства и ориентировки в нем, способствует развитию мышления ребенка, положительно влияет на формирование умственных способностей детей, обогащает их речь, эмоциональную и личностную сферу в целом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль