Музыкальная гостиная "Сказочная портретная галлерея в музыке П.И.Чайковского"

1594

Автор: Кравчук Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель, МБДОУ №19 г. Ковров Ход занятия
Доброе утро, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию.

Дети входят в помещение картинной галереи под музыку П.И.Чайковского "Музыкальная табакерка", где размещена выставка портретов сказочных персонажей: Баба-Яга, деревянные солдатики, Снегурочка, Щелкунчик, Спящая Царевна, Снежная Королева.

Дети, сегодня я пригласила вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг! Как называют помещение, где собрана большая выставка картин? (ответ) Верно, это – картинная галерея – помещение для выставки картин.

А кто знает, как себя нужно вести в картинной галерее? (ответы)

Ребята, а вы знаете, кто пишет картины? (художники).

Давайте рассмотрим, что изображено на картинах? (ответы).
* Загадки о жанрах живописи

1.Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
или розу в хрустале,
или бронзовую вазу,
или грушу или торт,
то подобную картину называют … (натюрморт)

2 .Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … (пейзаж)

3.Если видишь, что с картины
смотрит кто-нибудь на вас,
или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
летчик или балерина,
или Колька, твой сосед,
обязательно картина называется …(портрет)

Сегодня мы с вами обратимся только к одному виду живописи – портрету. Как вы думаете, ребята, что необходимо художнику, чтобы написать портрет? (краски, карандаши, кисти, бумага). Я согласна с вами, ребята. А скажите, только ли красками, карандашами можно писать портреты? (ответы). Портреты могут писать и поэты , и писатели, и композиторы. С помощью чего поэт (писатель, композитор) может написать портрет?

* Отрывок из сказки Г.Х Андерсена "Снежная королева"

"Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна — вся из ослепительно-белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу."

* Отрывок из сказки Василия Жуковского "Спящая царевна"
Он взошел.
И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет ее ланит,
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки - чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален,
Неподвижно смотрит он;
Неподвижно спит она".

А теперь, ребята, послушайте первую музыкальную загадку, которую вам задаёт композитор П.И.Чайковский: по прослушанному произведению вы должны определить кого Пётр Ильич хотел изобразить в своей музыке?

П.И.Чайковский "Баба-Яга"

Вы правильно определили, какой портрет хотела нарисовать музыка Петра Ильича Чайковского.

Музыка этой пьесы быстрая, страшная, отрывистая, сердитая, злая; баба – яга как будто летит, как будто колдует.

Клип "Баба-Яга"

Послушайте следующую музыкальную загадку, которую задаёт тот же русский композитор. Как его имя и фамилия? (ответы)

Фрагмент из оперы "Снегурочка" П.И.Чайковского

Как вы догадались, ребята, что Чайковский хотел нарисовать этой музыкой именно образ Снегурочку? (ответы) А какие выразительные средства музыки он для этого использовал? (темп, динамику и т.п.)
Вы , ребята, без труда справлялись со всеми заданиями. А теперь я хочу, чтобы вы помогли нарисовать музыкальный портрет деревянных солдатиков, которыми очень любили играть маленькие друзья великого русского композитора.

Итак, скажите, какой должна быть музыка , изображающая солдатиков? (чёткой, ритмичной). Скажите, а какой музыкальный инструмент может сопровождать такую музыку? (барабан).

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.

"Марш деревянных солдатиков" П.И.Чайковский

Последний портрет, о котором сегодня нам расскажет музыка – это портрет…. (ответ).

Правильно, Щелкунчика. Расскажите, ребята, что вы знаете о Щелкунчике? Кто это? Кто его заколдовал? Превратится ли Щелкунчик в Принца? Кто ему в этом поможет? С кем сражался Щелкунчик? Какой должна быть музыка для изображения портрета Щелкунчика? (ответы)

Вы все, ребята, правы: музыка, рисующая портрет Щелкунчика может быть и доброй, и бесстрашной, и нежной, и отважной. Послушайте, как Чайковский изображает Щелкунчика в своём балете.

"Щелкунчик" Сцена битвы ·
"Щелкунчик" Полька

Итак, не только красками и карандашами можно писать портреты. Их можно писать и словами, и музыкой, как великий русский композитор П.И.Чайковский. Но сегодня, давайте, ребята, мы все попробуем стать настоящими художниками и написать портрет любого полюбившегося вам сказочного героя по музыке П.И.Чайковского.

Рисование портрета сказочного персонажа по музыке П.И.Чайковского (дети сами выбирают технику рисования, инструменты для рисования.)

В конце занятия дети выставляют портреты для рассматривания, организуют свою портретную галерею.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль