Урок внеклассного чтения в 4 классе по произведению Л.Кассиля "У классной доски"

13233

Автор: Антонникова Галина Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия №24 г.Ставрополя .

Тема урока: "Героями не рождаются – героями становятся!"Цель: расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация; рассказ Л. Кассиля "У классной доски"; выставка книг о детях-героях ВОВЗадачи.
Образовательные: · актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля "У классной доски"; · рассмотреть участие детей и женщин в ходе войны; · показать влияние музыкальных произведений времён ВОВ на силу духа и мужество русских людей; Развивающие: · развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; · развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом; Воспитательные: · способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Ход урока I. Организационный момент.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие, в историческую эпоху. Послушайте внимательно.

Звучит песня "Священная война"

 Учитель: Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали? (В России времён Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 г.г.) Какие чувства вы испытали при прослушивании?

Учитель: Правильно. Это начало Великой Отечественной войны. Песня "Священная война" была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь. Посмотрите слайд - шоу о ВОв и снова послушайте. Щелчком по звуковому значку запускается слайд-шоу.

Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре? Как вы думаете, какие исторические события будут описываться в произведении, с которым нам предстоит познакомиться сегодня? Кто может сформулировать цель урока? (Будем говорить о ВОвойне.)

III. Актуализация знаний. Стадия "вызов"

1. Приём ТРКМ "Кластер"

 Учитель: Итак, ВОв. Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне?

Учитель обобщает ответы детей и по щелчку появляются объекты кластера
Учитель: Каким образом, где?

2. Приём ТРКМ "Прогнозирование"

 Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля "У классной доски". (Один из учеников готовит дома рассказ об авторе, на уроке выступает перед классом) Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз. Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу. Учитель: Почему именно так называется произведение? Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

Учитель: Посмотрите на иллюстрации (ученики в классе, на фронте, плакат "Ты вернул нам жизнь", партизаны) и скажите, полагаясь на название рассказа, какая из них, по вашему мнению, наиболее соответствует идее рассказа. Объясните, почему вы так думаете. (Правильный ответ – 4, т.к. идея рассказа заключается в том, что не только взрослые, но и дети боролись с фашистами)

Учитель: А чтобы проверить правильность или ошибочность ваших ответов необходимо познакомиться с текстом. Поэтому предлагаю вам прочитать рассказ "У классной доски" .

IV. Работа по теме урока.

Стадия "осмысление"

1. Приём ТРКМ "Чтение с остановками" (Рассказ повествует об учительнице Ксении Карташовой и ее учениках, которые помогали партизанам во время Великой Отечественной войны.)

Учитель: Читать мы будем текст по частям. Чтение текста по цепочке (по одному предложению) до второго абзаца Учитель: Итак, мы познакомились с первой частью рассказа. Кого описывает автор? (Учительницу Ксению Андреевну Карташову) Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему? Нарисуйте устно портрет учительницы.

Учитель: Прежде чем мы продолжим чтение, предположите, что будет дальше? Обоснуйте своё мнение. СЛАЙД 14 Чтение текста по цепочке (по абзацам) до второго абзаца Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Какие слова в тексте вам непонятны? Где происходит действие, когда? Какие ещё герои появились? Где находилась школа? Велись ли в школе занятия? Для чего во дворе школы была вырыта траншея? Зачем ребята собрались у школы? Найдите в тексте и прочитайте тот момент, который вас особенно взволновал. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Предположите, что скажет фашист детям. Как будут развиваться события дальше? V. Физкультминутка Чтение текста по ролям до второго абзаца

Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Учитель: Почему именно к детям обратились немцы? Как вела себя Ксения Андреевна? А ребята? Какой момент вам показался самым напряжённым, прочитайте. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? (Он собрался рассказать фашистам, где прячутся партизаны) Можете ли вы охарактеризовать мальчика?

Учитель: А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм по мотивам рассказа Льва Кассиля "Юные партизаны". Просмотр отрывка из кинофильма "Юные партизаны" Воспроизведение фильма по щелчку

Учитель: Какие чувства вы испытали после просмотра? Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение текста по цепочке до конца

Учитель: Подтвердились ли ваши опасения? Какие эмоции вызвал рассказ? Какие черты характера присущи главным героям рассказа? Как мирное население помогало красноармейцам? Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

Учитель: Представьте, что вы находитесь на месте Кости Рожкова, который благополучно добрался до «своих». Расскажите командиру о случившемся. Что и как вы будете говорить? Предположите, как будут развиваться события дальше?

Учитель: Партизанские отряды создавались и на оккупированной территории Липецкой области нашими земляками. К примеру, уже осенью 1941 года на территории Тербунского района стали действовать повстанцы. Также было и под Ельцом, ведь из Ельца шли дороги в пяти направлениях, там же располагался железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение на дальних подступах к Москве. Только на железнодорожной линии "Ефремово – Верховье" партизаны уничтожили 12 мостов и 8 входных стрелок, две артиллерийские батареи и 3 пулеметных расчета, убили свыше 300 немецко-фашистских солдат и офицеров. В бою у деревни Екатериновки Елецкого района партизанским отрядом было уничтожено до 50 вражеских солдат. В Ельце за неполную неделю оккупации, патриоты забрасывали по ночам гранаты в дома, в которых располагались оккупанты, устраивали вооруженные налеты на немецкие караулы. В ходе боев партизаны проникли в город, разведали силы врага и сообщили добытые сведения советскому командованию. Ими была захвачена исправная немецкая пушка, станковый пулемет, 55 винтовок, 291 граната, 2 автомашины со снарядами.

VI. Физкультминутка VII. Закрепление знаний.

Стадия "рефлексия"
Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании? Посмотрите ещё раз на репродукции (ученики в классе, на фронте, плакат «Ты вернул нам жизнь», партизаны). Изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему? 1. Приём ТРКМ "Кластер"

Учитель: Вернёмся к кластеру. Кто же ещё сражался за победу в ВОв? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины?

Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОв песни? Чем? Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОв, помогать тем, кто ещё жив.

Приём ТРКМ "Синквейн"

Учитель: Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с рассказом Л. Кассиля "У классной доски" и убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетрадь по чтению.

 Герои Мужественные, бесстрашные. Молчат, терпят, не сдаются. Их имена живут в памяти. Трусы.

VIII. Итог урока.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Учитель: Ребята, предлагаю вам продолжить тему Великой Отечественной войны и принять участие в творческом проекте "Без памяти нет человека, без памяти нет гражданина, без памяти нет народа". (Описание проекта см. в приложении). На выставке представлены книги, которые могут помочь вам в работе.

X. Домашнее задание. Учитель: Написать мини - сочинение – рассуждение на тему "Можно ли поступки героев рассказа "У классной доски" назвать подвигом?»"

Приложение Описание проекта 1. Дети собирают информацию о героях Великой Отечественной войны – земляках. Работа организуется учителем (индивидуально или в группах). 2. На основе собранной информации готовится презентация (индивидуальная или групповая) и выступления. 3. На уроке изобразительного искусства учащиеся работают над созданием образа защитника Родины – воина. 4. Защита проекта – экспозиция, выступления учащихся.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Урок внеклассного чтения  в 4 классе по произведению Л.Кассиля  У классной доски

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль