Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса в социокультурном пространстве ДОУ. Из опыта работы

1789

Автор: Пучкова Елена Александровна, инструктор по физической культуре, НДОУ № 115 ОАО "РЖД"
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Сегодня накоплен некоторый опыт формирования культуры здоровья и в системе дошкольного образования реализуется несколько программ нового поколения, направленных на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и физической культуре: «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Д.Глазырина), «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В.Т.Кудрявцев), «Здоровье» (В.Г.Алямовская), «Театр физического воспитания» Н.Н.Ефименко) и др. Признавая их достоинства, вместе с тем необходимо отметить, что давая общие рекомендации, данные программы не могут учитывать географические, климатические и экологические особенности региона, во многом определяющие содержание и методы работы с детьми.
Семья – важнейший институт формирования культуры здоровья ребёнка.

Детский сад является местом активной деятельности дошкольников и в наиболее интенсивный период их развития должен создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Значит здоровье дошкольника полностью на нашей совести. Необходимо вскрыть механизм включения этого научно – практического опыта воспитания культуры здоровья в контекст педагогической деятельности педагогов, детского сада и родителей воспитанников.

Наша основная задача приобщение дошкольников к здоровому образу жизни – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Главным залогом успеха этой работы мы видим в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т.к. именно взрослый человек является для образцом для подражания.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.
Педагоги: необходимо начинать с себя, перестраивая мышление на здоровый образ жизни, самоусовершенствоваться, накапливать багаж знаний
(обработка методической литературы, оздоровительных программ, ознакомление с опытом других педагогов), приобретать и закреплять практические навыки здорового образа жизни (утренняя гимнастика, водные и воздушные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, упражнений на релаксацию, точечный cамомассаж, правильное сбалансированное питание).

С этой целью в детском саду проводился теоретический семинар: "Сущность культуры здоровья и возможности становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста в свете ФГТ".

Работают проектные мастерские: "Дошкольник. Образование. Здоровье". "Дошкольник. Семья. Здоровье".
Реализуются деловые игры: "Проектирование зимних каникул". "Проведение зимних каникул".
Проводятся семинары-практикумы: "Антистрессовая гимнастика", "Точечный самомассаж - ключ к здоровью", "Что такое аурикулотерапия", "Дышите правильно", "Утро с зарядки". Психологические тренинги для снятия нервного напряжения, развития навыков точечного самомассажа, дыхательной гимнастики, релаксации. "Производственная гимнастика". Дни здоровья для сотрудников. Обучающие семинары по организации рационального питания, двигательного режима, отдыха, закаливания организма.

Ежегодно одна из задач педагогического совета – формирование культуры здоровья. При подготовке педагоги обновляют, улучшают, совершенствуют предметно-развивающую среду, физкультурный уголок, изготавливают нетрадиционное спортивное оборудование. Инструктор по физической культуре проводит консультации (индивидуальные и подгрупповые): "Стопа - ключ к здоровому позвоночнику", "Предметно – развивающая среда, как средство формирвания ЗОЖ", "Правильная осанка-залог здоровья".

В настоящее время в ДОУ разрабатывается положение о клубе "Здоровый педагог – здоровый ребёнок" и идёт разработка подразделов нашей оздоровительной программы "Здоровье – источник жизни":

  1. "Мой организм и личная гигиена";
  2. "Как правильно питаться";
  3. "Движенье – жизнь";
  4. "Опасные ситуации";
  5. "Окажи помощь себе и другому".

Родители: с целью выявления интересов и потребностей родителей по вопросам воспитания здорового ребенка проводится анкетирование. Результаты свидетельствуют о том, что родители имеют недостаточный объем знаний и практических навыков по данному вопросу. В связи с этим п регулярно проводятся консультации по вопросам оздоровления (о важности закаливания, двигательной активности, правильном питании, качестве одежды, её слойности, правильном режиме сна). В каждой группе инструктором по физической культуре разработана папка "Рекомендации инструктора по ФИЗО и ЛФК", которая постоянно пополняется новыми материалами о здоровом образе жизни, точечном массаже, профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, рекомендациями о спортивных секциях, кружках для развития здорового ребёнка, "Почтовые ящики" (где родители посылают свои пожелания, отзывы), фотовыставки и фотоконкурсы, изготавливаются детские портфолио, санбиллютени.

Проводятся дни открытых дверей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур, где родители воочию знакомятся с работой детского сада, всех специалистов.

Несколько раз в год проводятся спортивные праздники совместно с родителями: "Мама, папа, я – спортивная семья", "Мама, папа, я – железнодорожная семья". На 23 февраля совместно с папами проводятся "Богатырские состязания". Начиная со средней группы работает семейный клуб "Здоровячок" (совместные практические занятия детей и родителей коррекционного направления).

Ребенок: основными формами работы являются: образовательная деятельность, занятия, досуги, спортивные соревнования и праздники.
В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально – психологические разгрузки (физкультурные минутки, дыхательные упражнения, точечный самомассаж, двигательные разрядки, элементы релаксации, вибромассаж, самомассаж, массаж «колючими ковриками», аурикулотерапия, произносят «волшебные звуки», пальчиковая гимнастика).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье, об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни человека, о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни (дети рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье), формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни, о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

На физкультурных занятиях, развиваются физические качества (гибкость, сила, ловкость, быстрота, меткость), психические качества (внимание, ориентировка в пространстве, быстрая реакция на сигнал), нравственные качества (самостоятельность, творчество, взаимовыручка, чувство товарищества). Проводятся пробежки по территории детского сада, занятия, в тёплый период времени зарядка на свежем воздухе. Дети придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и охотно делятся своими «придумками» с ровесниками, берут на себя ведущую роль.

Дети подготовительной к школе группы состязаются за честь ДОУ в ежегодной городской спартакиаде "Малышок".
На занятиях ЛФК дети укрепляют костно-мышечный корсет (мышцы спины, брюшного пресса, ног, рук, стопы), обучаются релаксирующим упражнениям и восстановления дыхания. Получают знания о необходимости правильной осанки для хорошего функционирования всех органов и систем.
Проводится диагностика и работа с комплексной образовательно – профилактической компьютерной программой "Статус" для воспитания здоровой осанки, профилактики и коррекции плоскостопия по методу БОС.

В центре двигательной активности дети индивидуально с инструктором занимаются на тренажёрах, массажных фитболах.
На занятиях по изобразительной деятельности продуктивная деятельность дошкольников способствует выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, поделках из пластилина, солёного теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируются представления о значении для ЗОЖ развития музыкально – ритмических движений, творческих возможностей человека.

После дневного сна проводится гимнастика-пробуждение. В режимных моментах формируется привычка правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании (прикрывать рот рукой, чтобы не заразить ближнего).
Досуги и спортивные праздники совместно с родителями создают условия эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

В сюжетно – ролевых играх "Больница", "Семья" и др. у дошкольников формируется поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, игр на компьютере, использование для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно – гигиенических процедур, витаминов.

Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание культуры здоровья, совокупность осознанного отношения к здоровью ребёнка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.

Литература:

  1. Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста Управление ДОУ. - №1. - 2006. - С.71 - 75.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
  3. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми  - М.: Медицина, 1989. - 128с.
  4. Лазарев Л.М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста  – М.: Академия здоровья, 1997. – 376 с.
  5. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет в кругу семьи  Дошкольное воспитание. - №11. - 1993. - С.67 - 69.
  6. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. - 288с.
  7. Фрумина, Н.А. Формирование основ здорового образа жизни  Управление ДОУ. - №1. - 2004. -с.75 - 79.
  8. Чалкин, А.В. Сохранить здоровье смолоду  М.: Педагогика, 1987. - 144с.
  9. Полтавцева Н.В., Гордеева Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве / Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордеева – М.: Просвещение, 2004 – 272 с.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль