Творческий проект "Все работы хороши - выбирай на вкус"

7570

Автор: Бусыгина  Наталья, воспитатель, г. Курган

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

В начале учебного года был выявлен уровень знаний детей о ценности труда их родителей методом опроса. Более половины детей группы затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не могли обозначить результат труда, значимость работы для родителей, детей и социума. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Почти все дети на вопросы, в основном, отвечали кратко: "да", "нет". Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения или результат труда не выражен материально. Даже если ребенок называет профессию мамы, папы и бывал у них на работе, он не всегда понимает суть их профессиональной деятельности, не отделяет трудовые процессы от нетрудовых. Об этом свидетельствуют детские высказывания, например: "Моя мама – инженер. Она принимает и увольняет людей на работу. Мой папа директор. Они охраняют какую-то фирму…" Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низкий

В работе над данной проблемой была поставлена цель помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.

Поставили следующие задачи:

  1. Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
  2. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
  3. Продолжать знакомить детей с профессиями, своих родителей
  4. Воспитывать уважение к труду людей.
  5. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Выбрали методы:

  1. проведение экскурсий;
  2. организация встреч с людьми разных профессий;
  3. чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
  4. этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
  5. инсценирование литературных произведений;
  6. составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
  7. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Разработали план творческого проекта.
Тема "Все работы хороши – выбирай на вкус"

Цель. Расширять и закреплять знания детей о профессиях взрослых, профессиях своих родителей. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей. Формировать понимание роли труда в жизни человека и общества. Формировать чувство гордости .
 

Содержание работы Срок
Оснащение предметно-развивающей среды.
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: - Поликлиника
- Ателье
- Супермаркет
- Салон красоты
- Библиотека
- Школа

Оформление альбома с фотографиями "Заводы города Кургана"

Подбор иллюстраций по теме проекта.

Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой "Профессии".

Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.
В течении года.

Работа с детьми

Рассматривание иллюстративного материала: иллюстраций, репродукций картин,  альбома с фотографиями «Заводы города Кургана». В течение года.
Экскурсии и целевые прогулки:
- в школу
- в супермаркет
- в аптеку
- в парикмахерскую
- в библиотеку
В течении года.
Детский клуб "Встреча с интересными людьми разных профессий":
- библиотекарь
- медицинская сестра
- спасатель
- швея
- менеджер
- бухгалтер
- мастер ногтевого сервиса
- инженер
- токарь
В течении года.
1 раз в месяц.
Проведение занятие  на тему "Все работы хороши – выбирай на вкус"

Чтение художественной литературы; заучивание стихов; работа с пословицами и поговорками о труде, трудолюбии, мастерстве; загадывание загадок о профессиях для дошкольников и орудиях труда; работа над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда. В течении года.
Работа воспитателя с детьми по материалам энциклопедий В течении года.
Настольно-печатные игры:
- "Кому что нужно для работы" (круги Эйлера)
- "Профессии"
- "Знаю все профессии"
В течении года.
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем – подсказок):
- "Учитель»"
- "Кто бережет наш покой"
- "Защитник Отечества"
- "Хотим стать спасателями"
 -"Я хочу быть врачом", "Моя мама (папа) -  врач"

- Оформление книжки-малышки с рассказами и иллюстрациями "Все профессии нужны – все профессии важны"

Продуктивные виды деятельности:
- рисование иллюстраций собственным к творческим рассказам.
- оформление выставки "Наши будущие профессии"
- изготовление стенгазеты "Кем я буду работать, когда вырасту".

Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр:
- Поликлиника
- Ателье
- МЧС
- Супермаркет
- Салон красоты, Ногтевая студия
- Библиотека
- Школа

Работа с родителями
Подготовить материал по теме "Моя любимая профессия"(в виде презентации, рассказ, фотоальбома, видеофильма и т.д.) В течении года.
Изготовить альбом "Заводы города Кургана" Ноябрь.
Презентация творческого проекта
Проведение досуга  "Все работы хороши – выбирай на вкус". Май.

 

Описание работы

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживает при этом элементарное сотрудничество. Если дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Поэтому в своей работе мы используем эти методы.

В ходе экскурсий в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. После экскурсий дети начали играть в сюжетно-ролевые игры. Так, играя, в "Библиотеку", приносили книги для чтения из дома, изготавливали читательские билеты? Через сюжетно-ролевую игру и на этапе подготовки игры расширялись, закреплялись, и углублялись знания детей.

Во время общения с плотником, инспектором ДПС, спасателем дети обратили внимание на их форму. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Дети сами заколачивали гвозди. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. Также детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Они хотели бы включать сигнал на машине, работать с жезлом, садиться за руль милицейской машины. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях. Так, например, папа Данила рассказал о профессии спасателя и показал несколько сюжетов своей работы. В результате этого просмотра дети поняли, что эта профессия требует большой подготовки, она очень ответственна, ведь зачастую именно от этих людей зависят жизни людей. С рассказом о своей профессии побывала мама – швея. Она не только пришла в костюме, который сшила сама, но и принесла видеозапись, где показан процесс изготовления изделия в швейной мастерской.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Кроме экскурсии и встреч с «интересными людьми» проводятся беседы с детьми о разных видах профессии. Большое внимание уделяем современным профессиям. Составляем рассказы по каждой профессии, в этом нам помогают схемы. Первая ячейка схемы – знак вопроса: ребенок называет профессию, во второй ячейке в обобщенной форме обозначены полезность и необходимость этой профессии в жизни людей, далее рассматриваются внешние атрибуты профессии (одежда, головные уборы, обувь), мужская это профессия или женская. При работе со схемами вовлекаем детей в разнообразную игровую деятельность, как в группе, так и при индивидуальных занятиях. В работе по ознакомлению с трудом взрослых используем «лесенку трудового процесса» , ступени которой последовательно означают: цель труда, материалы и инструменты, трудовые действия, результат труда. Для усиления эмоционального воздействия на детей используем детскую художественную литературу, энциклопедии.

Итогом работы в конце года будет совместный досуг со стихами, песнями, родительскими мастер-классами, презентациями, мастер-классами для педагогов детского сада. Здесь дети продемонстрируют свои знания, а родители свои профессиональные умения.

Проведенная работа позволит подвести к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Дети не только откроют для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому посмотрят на своих родителей, осознают их в новой социальной роли человека – труженика.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль