Развитие речи детей раннего возраста: упражнения и игры

9889
Развитие речи детей раннего возраста: упражнения и игры

Третий год жизни ребенка связан с активным физическим и психическим развитием. Основные изменения в поведении происходят за счет формирования речи: из детского лексикона практически полностью исчезают облегченные формы слов, неправильно произносимые слова, малыш уже может назвать все предметы домашнего обихода, объяснить, для чего их используют.

Развитие речи детей раннего возраста позволяет судить об интеллектуальном уровне: при знакомстве с новыми предметами малыши стараются определить их особенности, функции, назначение, задавая различные вопросы: «Как это называется?», «Где используется?». Познавательная потребность дошкольников в этом возрасте постоянно растет, а вместе с ней увеличивается необходимость расширения активного словаря. Использование при работе с трехлетками упражнений и игр, предложенных ниже, позволяет избежать задержки развития речи детей раннего возраста и обеспечить формирование социально-коммуникативных навыков, привить интерес к книге и чтению.

Развитие речи детей раннего возраста в игре: формируем пассивный словарь

Дети раннего дошкольного возраста должны овладеть умением находить предметы, выполнять поручения по словесному указанию («Покажи на рисунке дерево», «Принеси красную машинку»), различать местоположение предметов («Возьми куклу со стола и положи рядом с собой»). Постепенно следует усложнять задания, давать малышу трехступенчатые инструкции («Пойди на кухню, попроси у бабушки чашку и принеси ее папе»). 

Средствами развития речи детей раннего возраста могут выступать реальные предметы или изображения. Лучше всего демонстрировать малышам реальные предметы, а потом показывать соответствующие рисунки в книге или на карточках. Для этого можно проводить такие игры:

Подбери таблички
В разных домиках, коробочках, клетках расставлены игрушечные животные. Малыш должен из предложенных взрослым картинок выбрать изображение животного, находящегося в конкретном домике. 

Рассади зверей по нужным клеткам 
«Зеркальная» игра: возле домиков нужно расставить картинки зверей, а потом предложить ребенку рассадить фигурки животных. 

Что нарисовал художник?
На подобранные картинки взрослый предлагает малышу разложить конкретные предметы. В момент, когда трехлетка кладет предмет, взрослому следует называть его. Игру можно проводить с двумя-тремя предметами, постепенно увеличивая их количество.

Парочки
Эта игра поможет научиться работать с парными картинками. Перед трехлеткой следует разложить несколько карточек (в зависимости от возраста и уровня развития – от 3 до 10), изображающих знакомые предметы. После следует давать по одной картинке с изображением, аналогичным разложенной, и предлагать дошкольнику сформировать пару («Что нарисовано на картинке? Лопатка? Найди еще одну картинку лопатки и положи изображение на нее»). Игру можно постепенно усложнять, меняя изображения предметов на малознакомые для малыша.  

Занятие по развитию речи детей раннего возраста: формируем слуховые реакции

Развитию слухового внимания у трехлеток способствует использование музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. Дети раннего дошкольного возраста с удовольствием играют на трубе, барабане, игрушечном пианино, совершенствуя мелкую моторику, реакцию, самоконтроль. Развивать чувство ритма можно и без использования предметов, ели предложить воспитаннику хлопать себя по коленям в такт словам. Конечно, взрослый должен показывать пример: 

Поехали потихонечку, 
(ударяем правой рукой)
Поехали потихонечку, 
(ударяем левой рукой)
И быстренько, и быстренько, 
(ускоряем темп ударов)
И быстренько, и быстренько! 
Стоп, приехали! 
(остановились, замерли). 

Трехлетки после нескольких игровых сеансов умеют легко распознавать звучание некоторых музыкальных инструментов. Пение простых песен вместе с ребенком под аккомпанемент звуков бубна, маракасов помогают малышу научиться чувствовать громкость речи, различать тембр, интонационные оттенки. 

Игра «Узнай предмет по звуку» 

Постучите палочкой по разным предметам: дереву, чашке, батарее, раковине. Попробуйте извлечь звуки из разных предметов: встряхните коробком спичек, позвените мелочью, скомкайте газету. Идентифицируйте звучание вслух: «Так скрипит дверь», «Так звучит дверной звонок». После знакомства с разными звучаниями попросите малыша отвернуться и угадать по извлекаемому звуку какой-либо предмет, звучание которого ребенок уже слышал. Если малыш не может найти ответ, предложите ему еще раз пройтись по комнате и экспериментальным путем «найти звук».

Развитие активной речи детей раннего возраста в игре

Развитие ребенка от трех до шести лет строится вокруг расширения активного словаря, формирования умения правильно строить грамматические конструкции – сначала простые, позже – более сложные. Способности ведения наблюдения, осуществления рефлексии способствуют речевой активности, стимулируют малыша использовать образные выражения, строить развернутые словесные конструкции. В случае отсутствия тренировки коммуникативных навыков дошкольники строят односложные предложения, их словарный запас не расширяется, речевое развитие останавливается. 

Развитие речи детей раннего возраста в период от трех до шести лет должно проводиться с использованием малознакомых и хорошо известных слов. Знакомство с новыми фразами следует начинать с их включения в предложения, составленное из хорошо знакомых малышу слов. Наряду с речевым развитием должно осуществляться интеллектуальное: после того, как дошкольник несколько раз произнесет новое слово, следует подробно рассказать, какой предмет оно означает, для чего используется данный предмет, каковы его основные характеристики. Упростить усвоение новых слов поможет работа с картинками, на которых изображены новые для малыша предметы, явления. Чтобы обеспечить развитие речи малышей в игре на данном возрастном этапе, взрослому следует:

  • организовывать сеансы совместного рассказывания;
  • учить повторять фразы;
  • создавать ситуации искусственного непонимания, стимулирующие к проявлению речевой активности;
  • как можно чаще задавать малышу конкретные вопросы («Где папа?», «Какие игрушки ты возьмешь с собой в детский сад?» и общие («Что лежит на столе?», «Что ты видел на прогулке?»).
  • Применяйте игровые средства развития активной речи воспитанников. 

Какой?
При работе с картинками, составлении описательных конструкций, пересказах, рассказах о событии дня дошкольник должен включать в речь как можно больше прилагательных. Для этого часто задавайте вопросы «Какой?», «Какого размера?», «Какого цвета?», стимулируя малыша формировать полные ответы и поощряя его коммуникацию.  

Вопросы 
Следует учить дошкольников правильно задавать вопросы. Покажите положительный пример: тщательно формулируйте собственные вопросы, стараясь не перегружать их лишней информацией, просите ребенка делать так же. 

Что делает?
Подберите картинки, на которых изображено действие. Спрашивайте, что делает тот или иной персонаж. Например: "Что делает мальчик на этой картинке?".

Телефон
Вы можете разговаривать с ребенком по игрушечному телефону, задавая вопросы, типа" Алло, кто это? Ты играешь? Что мы будем есть?..." Главное, строить вопросы так, чтобы малыш догадался, что ответить. Если трехлетка молчит, притворитесь, что не расслышали и подскажите ему: "Что ты говоришь? Кашу или суп?" Можно разговаривать по телефону с игрушкой или с воображаемым родственником. В этом случае, вы можете подсказывать ребенку те вопросы, которые он потом повторит в трубку. Например: "Поздоровайся…Спроси, пойдет он гулять… Позови его в гости". Лото маленькие карточки находятся у взрослого, большие, разделенные на несколько картинок – у ребенка.. Показывая карточку, спросите: "Что это?". Если он не знает, назовите предмет, а потом спросите: "У кого мячик?". Игра потеряет значение, если вы просто будете спрашивать: "У кого такая картинка?". 

Средства развития речи детей раннего возраста: артикуляционный аппарат

Играет важную роль при овладении речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда трехлетка ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

Мыльные пузыри
Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

Птички
Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

Покажи язычок
Когда трехлетка кушает какую-нибудь разноцветную еду ( варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

Котенок
Иногда можно позволить малышу полакать молоко или сметану из блюдечка, как котенок.

Разным голосом
Учите ребенка использовать различные возможности своего голоса. Он должен уметь говорить громким и тихим голосом, добрым и злым. Как говорит папа – мишка? А как говорит медвежонок?

Сначала — потом
Учите различать понятия "сначала" и "потом", устанавливать последовательность действий и событий. Для этого намеренно употребляйте в своей речи слова "Сначала, потом". Задавайте вопросы типа: "Что было сначала? Что ты будешь делать потом, дальше? какую книжку мы сначала почитаем?"

Проговаривайте свои действия при игре. Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль