Проектная культура как часть профессионализма педагогов

6866
Проектная культура как часть профессионализма педагогов

Назарчук Елена Сергеевна,

Старший воспитатель МКДОУ д\с № 484 комбинированного вида,

Новосибирская область 

Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его по­требность в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в развивающем дошкольном учреждении проходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагога определенных управленческих способностей, в том числе проектировочных умений.

Система аттестации педагогических и руководящих работников предъявляет высокие требования к проектной деятельности педагога ДОУ. При экспертизе межаттестационного периода оценивается образовательный проект, а именно: четкая структура и логическая последовательность, аргументированность и точность оценок, установление причинно-следственных связей и доказательность выводов.

Следовательно, возникает необходимость совершенствования проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбора средств решения проектировочных задач. Специалисты ДОУ сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач: психолого-педагогических и социально-педагогических.

Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия); воспитания (взросления и социализации).

Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Поэтому были разработаны рекомендации "Методическая работа в рамках проектной деятельности".

Цель рекомендаций – развитие проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных методических рекомендаций способствовало созданию проектов ДОУ.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.

Социально-педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которых реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. Потребность в социально-педагогическом проектировании возникает, когда осознается необходимость перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы.

При повышающейся активности совместной творческой деятельности в проблемных ситуациях в образовательном учреждении требуется проектное управление, которое влияет на профессионализм педагогов в межаттестационный период. При таком управлении изменяется жизнедеятельность дошкольного учреждения. На каждом этапе реализации проекта от педагога требуются определенные умения, способствующие повышению профессионализма.

Результатом проектного управления являются:

  • познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
  • качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском);
  • стремление взаимодействовав с установкой на открытость, взаимопомощь;
  • снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;
  • управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива.

Следовательно, управленческая деятельность по развитию проект ной культуры в образовательном процессе способствует сплочена педагогического коллектива, организации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ.

Методическая работа в рамках проектной деятельности

I. Общие положения

1. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.

2. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.

3. Проектная деятельность педагогов — одна из форм организации и проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, повышения компетентности, качества образования.

II. Цель проектной деятельности:

Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков.

III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности

1. Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).

2. Совершенствование навыков сбора и обработки информации выбор нужной информации и правильное ее использование).

3. Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критич. мышление).

4. Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).

5. Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы соответствии с установленным планом и графиком).

IV. Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).

2. Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (групповая, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
  • выдвижение проектной гипотезы;
  • поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т.д.);
  • формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
  • распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.).

V. Содержание проектной деятельности

1. Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.

2. Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий.

3. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).

4. Внесение руководителем ДОУ коррективов в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.

5. Проведение презентации и защиты проектов (1 р. в год) и организация конкурса.

Цель презентации:

  • предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
  • повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
  • обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
  • обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Критерии оценки:

  • презентации – по технологии проектной деятельности;
  • защиты – по содержанию и владению материалом представленного проекта.

6. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.

7. Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.

VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности

1. Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обученности дошкольников по теме проекта.

2. Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.

3. Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.

VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы

1. Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулировка концептуальной идеи, темы проекта.

2. Составление обоснования создаваемого проекта, определений конечного результата, его позитивности.

3. Детализация содержания структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.

4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.

5. Проведение консультаций членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.

6. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.

7. Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.

VIII.Механизмстимулирования работычленов проектной группы

Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование)

За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок

ПРОЕКТ "МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ"

I. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта: группа (10—12 детей с тяжелыми нарушениями речи).

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

II. Актуальность проблемы

Характерологическими особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.

Метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.

Основные преимущества этого метода:

  • в песочнике создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, "мануальный интеллект" ребенка;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством "заземлять" негативную психическую энергию;
  • игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
  • следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
  • игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

III. Цель проекта: обоснование эффективности использования метода песочной игротерапии в педагогической практике для коррекции тяжелых нарушений речи и эмоционально-волевой сферы воспитанников.

IV. Задачи проектной деятельности

  • Теоретически обосновать метод песочной игротерапии как технологию обучения коммуникативным умениям, развития тактильно-кинестетических ощущений, мелкой моторики и познания мира в целом.
  • Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия "вокруг песочницы".
  • Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально-волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, в обучении которых применяется метод песочной игротерапии.
  • Разработать перспективное планирование по песочной игротерапии для всех возрастных групп.

V. Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое

2. Материально-техническое

Два деревянных ящика размером 50х70х15 см с бортиками 5 см, окрашенные внутри голубой краской. Журнальные столики, на которые ставятся песочницы.

Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

"Коллекция" миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. (Серии фигурок: куклы-человечки; домашние, дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда – песочные наборы: объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружие – наборы солдатиков; естественные природные объекты - камни, ракушки, веточки, различные; плоды; бросовые материалы - флаконы из-под духов, провода и т.д.; аксессуары — пуговицы, бусинки, брелоки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры.) Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

3. Диагностико-дидактический

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.

Конспект занятия по песочной сказкотерапии "В сетях удачи". Конспект занятия "Знакомств с Песочным человечком" игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чув­ствительности и мелкой моторики рук. Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррек­ции звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению уровня формирова­ния коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.

VI. Предполагаемый резуль­тат

Сформированные коммуника­тивные навыки общения, эмоцио­нально-волевая сфера. Повышение уровня мотивации к занятиям. Развитость тактильно-кинесте­тической чувствительности и мел­кой моторики. Получение первого опыта реф­лексии (самооценки). Творческое самовыражение вос­питанников.

VII. Предмет экспериментального исследования: педагогические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития навыков дошкольников в ДОУ с тяжелыми нарушениями речи.

VIII. Гипотеза проекта: если реализовать многогранные воз­можности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция речи и эмоционально-волевой сферы детей данной кате­гории.

IX. Методы проекта: наблю­дение; совместные игры; монито­ринговые процедуры; обучающие, проективные игры: познаватель­ные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ д\с №484 города Новосибирска с детьми – в специально организованной деятельности, совместной дея­тельности педагога и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности; с педагогами — в условиях проведения активной методической работы. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль