Создание территориального профессионального сообщества педагогов-психологов

4443
Создание территориального профессионального сообщества педагогов-психологов

Е.В. Лукманова,

руководитель структурного подразделения ГБОУ МЦ ЮОУО, Москва

М.Ю. Чибисова,

канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГОУ ВПО МГППУ, Москва

Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и в частности педагогов-психологов. Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений развития практической психологии образования должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации российской школы. А значит, одной из важнейших задач в сфере становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов-психологов является создание эффективной модели повышения квалификации. При этом необходимо, чтобы данная модель обеспечивала трансляцию имеющегося опыта, наработанного специалистами, и давала возможность развиваться как можно большему количеству психологов.

Цели и задачи системы сетевого межрайонного взаимодействия педагогов-психологов

С учетом вышеперечисленных особенностей лабораторией педагогической психологии методического центра Южного окружного управления образования Москвы в рамках окружной системы повышения квалификации педагогов-психологов в 2008 г. была разработана система сетевого межрайонного взаимодействия , направленная на совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов.

Цели сетевого межрайонного взаимодействия педагогов-психологов:

1. Развитие профессионального сообщества педагогов-психологов, заинтересованного в повышении качества психологической службы системы образования и престижа профессии педагога-психолога.

2. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях реализации образовательной инициативы "Наша новая школа" и Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012–2016 гг. "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование").

Задачи:

  • формирование профессионального сообщества педагогов-психологов образовательных учреждений – для профессионального общения специалистов;
  • распространение лучших образовательных практик;
  • поддержка талантливых педагогов-психологов образовательных учреждений округа;
  • предоставление возможности молодым педагогам-психологам получить опыт и уроки профессионального мастерства, а более опытным – актуализировать свой профессиональный багаж;

Система сетевого межрайонного взаимодействия педагогов-психологов предполагает:

  • краткосрочные психологические тренинг-сессии;
  • проблемные, специализированные семинары;
  • тематические мастер-классы;
  • работу творческих групп, методических объединений и др.
  • продвижение креативных идей молодых педагогов-психологов;
  • систематизация окружной электронной библиотеки педагога-психолога;
  • организация "площадок" для передачи опыта между поколениями людей одной профессии;
  • представление профессиональных интересов педагогов-психологов;
  • повышение общественного признания и социального престижа профессии педагога-психолога системы образования.

Организация сетевого взаимодействия

В Южном округе 16 районов, и в каждом из них есть свои психологи-кураторы. Они работают под руководством методистов лаборатории педагогической психологии и в тесном взаимодействии с ними: совместно обсуждают актуальные потребности школьных педагогов-психологов, ищут пути оптимизации своей деятельности, реализуют новые проекты по перспективным направлениям модернизации психологической службы. Кураторы первыми знакомятся с новыми концепциями, посещают конференции и мастер-классы, осваивают новые технологии.

С 2011 г. кураторы входят в Окружной общественно-методический совет педагогов-психологов государственных образовательных учреждений Южного округа города Москвы, цель деятельности которого – трансляция лучших практик школьных психологических служб.

Обмен накопленным опытом осуществляется в режиме совместной работы по реализации социально ориентированных проектов, проведению сетевых семинаров и мастер-классов. Ежемесячно школьные педагоги-психологи собираются по районам в базовых школах у своих кураторов, где встречи проходят в разных форматах: обучающих семинаров, мастер-классов, тематических консультаций и дебатов (план встреч на 2012–2013 гг. см. в приложении 1). Среди вопросов для обсуждения:

  • подготовка к конкурсам;
  • составление плана работы на год;
  • обсуждение актуальных задач модернизации образования;
  • повышение квалификации в рамках ежегодного окружного проекта "Лучшие психологи: обмен опытом".

Если кто-либо из педагогов-психологов посещает городское мероприятие, он непременно делится полученной информацией на встрече в своем районе.

Сетевое взаимодействие позволяет всем педагогам-психологам округа осваивать новые идеи и методы работы.

Каждый год лаборатория педагогической психологии организует семинары и мастер-классы по актуальным проблемам психологического сопровождения образования: в 2010–2012 гг. в округе было проведено 256 мастер-классов. От каждого района выбирается один педагог-психолог, который принимает участие в данных мероприятиях.

Получив новые знания и технологии, он транслирует их коллегам в районе. Таким образом, все без исключения педагоги-психологи округа знакомятся с новыми идеями и технологиями, а специалист, посещавший мероприятие, становится в своем районе ответственным за данное направление.

За несколько лет существования системы сетевого взаимодействия в районах появились ответственные по следующим направлениям работы:

  • психологическая поддержка подготовки к итоговой аттестации;
  • психологическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов;
  • работа психолога с родителями обучающихся, с педагогами.

Ответственные систематизируют и обобщают у себя в районе методические материалы по своему направлению (приложение 2), формируют окружную электронную библиотеку, совместно с методистами лаборатории оказывают коллегам необходимую методическую поддержку.

Ведь одно из важных направлений профессиональной деятельности психологов в сетевом взаимодействии – это самообразование и повышение квалификации самих психологов.

Реализация проектов в рамках сетевого взаимодействия

За последние пять лет были реализованы следующие программы:

  • "Психологическая подготовка участников образовательного процесса к Единому государственному экзамену" (2009 г.);
  • "Университет для родителей" (2010 г.);
  • "Профессиональное взаимодействие практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве" (2011 г.);
  • "Лучшие психологи: обмен опытом" (2011 г., 2012 г.);
  • "Сопровождение внедрения ФГОС – профессиональная задача педагога-психолога" (2012 г.) (приложение 3).

На примере программы "Университет для родителей" рассмотрим, как работает схема взаимодействия педагогов-психологов.

Данный проект реализовывался в 2009–2010 гг. и включал следующие этапы:

1. Учебный курс "Взаимодействие педагога-психолога школы с семьей" для ответственных за работу в районе данного направления (октябрь 2009 г.).

2. Сетевое обучение педагогов-психологов по районам (ноябрь–декабрь, 2009 г.).

Учебный курс состоял из 4 интенсивных встреч (по 6 часов), в ходе которых участники получили информацию по следующим темам:

  • "Технология сотрудничества школы с родителями обучающихся (психологический аспект)";
  • "Групповая работа с родителями. Информационные, проблемные, активные методы во взаимодействии педагога-психолога с семьей";
  • "Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы. Родитель как клиент. Типология родителей по особенностям контакта с ребенком";
  • "Интерактивные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей".

Практическим результатом курса стала разработка презентаций, методических рекомендаций, диагностического пакета по заявленной теме. После прохождения обучения ответственные транслировали полученную информацию у себя в районе – в ходе встреч с педагогами-психологами, также включавших работу над презентациями, рекомендациями и т. д.

По окончании реализации проекта все разработанные материалы пополнили разделы электронной библиотеки.

Окружная электронная библиотека

Благодаря активной работе кураторов и ответственных районов в течение 2010–2012 гг. была систематизирована окружная электронная библиотека (таблица), которая содержит информационно-методические, научно-практические и авторские материалы. Электронная библиотека – это 6 дисков, каждый из которых формировался в течение года: сначала материал собирался психологами в районах, потом систематизировался кураторами, после чего формировался методистами.

Электронная библиотека педагога-психолога Южного округа города Москвы

Тема

Содержание

Количество папок

Количество файлов

1

Сопровождение вне-дрения ФГОС НОО

Нормативно-правовая документация

Методический банк научно-практического материала

Презентации

Рекомендации

Психологический анализ современного урока

6

30

2

Совершенствование психологической компетентности педагогов в рамках обеспечения реализации ФГОС НОО

Диагностический инструментарий

Информационные материалы

Групповые формы работы педагога-пси-

холога с учителями

Индивидуальное консультирование

Литература

24

304

3

3. Родительская компетентность

Групповая работа психолога с семьей

Диагностический банк

Индивидуальная работа педагога-психолога с семьей

Информационный материал

Методическая литература

76

411

4

Психологическое

Диагностический банк

Документация

Материалы для размещения на сайте

образовательного учреждения

Методические материалы

Развивающие программы для работы

с обучающимися

Материалы Центра "Гуманитарные тех-нологии" МГУ им М.В. Ломоносова

147

1213

5

5 Начинающему педагогу-психологу

Библиотека начинающего педагога-пси-холога

Диагностический банк

Нормативно-правовая документация

Отчетная документация

Оформление интернет-страницы

Родительское собрание

Организация рабочего места педагога-психолога

Развивающие занятия

Презентации, сценарии родительских

собраний, семинаров-практикумов для учителей и т. д.

38

106

6

6. Информационно-раздаточный материал для педагогов и родителей

• Буклеты для педагогов

• Буклеты для родителей

70

81

Итого

383 папки

2175 файлов

Подводя итог, можно сказать, что данная форма профессионального объединения педагогов-психологов имеет огромный потенциал и практическую ценность как структура, позволяющая найти единомышленников, дающая возможность для обсуждения и решения многих практических вопросов, апробации и внедрения новых научных разработок, а также обобщения и популяризации собственного опыта, помогающая педагогу-психологу самовыразиться и получить поддержку профессионального сообщества.

Стремление педагогов-психологов постоянно повышать профессиональную компетентность, значимость своей специальности, самосовершенствоваться, развивать умение анализировать и проектировать, изменять и изменяться – залог достижения профессиональной уверенности и мастерства, главный показатель эффективности созданной системы сетевого взаимодействия.

Приложение 1

План тематических встреч кураторов районов с педагогами-психологами образовательных учреждений посредством сетевого межрайонного взаимодействия (2012–2013 гг.)

Тема

Дата

1

Особенности организации работы педагогов-психологов системы образования в условиях образовательного комплекса. Проблемы преемственности: дошкольное отделение, начальная, средняя и старшая школы. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в средней и старшей школах

12.09

2

Психологическая диагностика и коррекция экстремальных состояний. Антикризисная бригада педагогов-психологов системы образования Южного округа

12.10

3

Одаренные дети: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы

12.11

4

Инновационные технологии в работе школьного психолога с родителями и педагогами в условиях внедрения ФГОС

12.12

5

Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы ""Наша новая школа" и внедрение ФГОС"

14.01

6

Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы ""Наша новая школа" и внедрение ФГОС" (начальная школа, 5е классы)

13.02

7

Студия психологии творчества и профессионального успеха "Перед стартом". Развитие конкурсного движения педагогов-психологов

13.03

8

Окружной проект – 2013 "Успешные психологи: обмен опытом". Психология образования: психологическое обеспечение ФГОС НОО и возможности школьной психологической службы. Сетевое обучение и трансляция передового опыта в формате мастер-классов

15.04

9

Психология в школе: перспективы преподавания в свете новых стандартов

13.05

10

Внедрение эффективных форм профессиональной деятельности педагогов-психологов по сопровождению независимых форм аттестации

13.06

Приложение 2

Методические разработки, систематизированные педагогами-психологами посредством сетевого межрайонного взаимодействия (2008–2012 гг.)

Наименование

Содержание

1

Органайзер педагога-психолога Южного округа города Москвы (брошюра)

Нормативно-правовой и информационно-методический материал по ведению отчетной документации педагога-психолога ОУ

2

Сборник нормативно-правовой документации педагога-психолога (брошюра)

Нормативная документация;

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребенка;

Положение о психологической службе в системе образования;

Положение о практическом психологе;

квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста); и т. д.

3

Аттестация как оценка профессиональной компетентности педагогов-психологов ОУ Южного округа города Москвы (брошюра)

Документы, регламентирующие прохождение процедуры аттестации педагогов-психологов ОУ;

модель аттестации, действующая для педагогов-психологов Южного округа, с методическими рекомендациями 4 DVD "Психологическое сопровождение ГИА/ЕГЭ"

Информационно-методические материалы;

видеоролик "Работа психолога с участниками образовательного процесса в рамках подготовки к ГИА/ЕГЭ";

презентации для работы педагога-психолога с педагогическим коллективом (семинары, круглые столы, педсовет, тематические консультации), родителями(родительские собрания, тематические консультации, лектории)

5

DVD "Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях современной школы"

Видеоролик об основных направлениях работы психологической службы Южного округа;

психологическая безопасность;

работа психолога в рамках ЕГЭ;

одаренные дети;

профориентация;

преподавание предмета "Психология"

6

DVD "Психологическая поддержка профориентационной работы в образовательных учреждениях Южного округа"

Модель профориентационной деятельности педагога-психолога ОУ на примере лучшего опыта психологических служб округа

7

DVD "В рамках “Года Учителя” – совершенствование психологической компетентности педагогов как необходимое условие реализации направлений образовательной инициативы “Наша новая школа”"

Актуальные формы взаимодействия практического психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы – из опыта лучших психологических служб округа

8

DVD "Особенности работы дошкольной психологической службы в условиях реализации ФГТ"

Система работы психолога с педагогическим коллективом и специалистами ДОУ в условиях психологического обеспечения ФГТ

Приложение 3

Окружная программа модульного курса "Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы “Наша новая школа” и внедрения ФГОС" (2012–2013 гг.)

Руководитель – Л.Ю. Елатенцева, методист ОМЦ.

Цели: обеспечение слушателей научно-теоретической и методической подготовкой, необходимой для качественного осуществления ими психологического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса; развитие образовательных потребностей педагогов-психологов, стимулирование роста квалификации, профессионализма.

Срок обучения: сентябрь–апрель (1 раз в месяц).

Учебно-тематический план

Тема

Форма работы, количество часов

лекция

практическое занятие

1

Психолого-педагогический анализ проблемы внедрения образовательной инициативы "Наша новая школа" и ФГОС ВПО

1

-

2

Инновационные аспекты образовательной инициативы "Наша новая школа" и ФГОС ВПО

1

-

3

Анализ нового содержания работы педагога-психолога в связи с 1внедрением стандарта начального и общего образования

1

-

4

Задачи и перспективы психологического сопровождения осознанного выбора профессии и профильного обучения

1

-

5

Система психологического мониторинга как инструмент управления качеством образования в рамках новых ФГОС ВПО. Современные диагностические подходы

1

-

6

Варианты диагностического сопровождения начальной и средней школы

2

-

7

Предпрофильная и профильная диагностика, профессиональное самоопределение

2

-

8

Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в ходе внедрения ФГОС ВПО

1

-

9

Семинар-практикум "Организация психолого-педагогического сопровождения ГИА и ЕГЭ"

-

2

10

Формы, методы и средства повышения психолого-педагогической культуры участников образовательного процесса

1

-

11

Основные направления взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом в рамках ФГОС ВПО

1

-

12

Изучение педагогического коллектива как средство сопровождения внедрения ФГОС ВПО

1

-

13

Семинар-практикум "Педагогический совет. Задачи, роль и содержание деятельности педагога-психолога"

2

14

ПМПк – инструмент учета индивидуальной траектории развития в рамках ФГОС ВПО

1

-

15

Деловая игра "Тематические ПМПк"

-

1

16

Формы, методы и средства повышения психолого-педагогической культуры родителей

1

-

17

Изучение семьи как основа дифференцированного психолого-педагогического подхода к сопровождению родителей

1

-

18

Психологические особенности групповой работы педагога-психолога с родителями и педагогами

2

-

19

Психолого-педагогическая технология "Родительский лекторий"

1

-

20

Семинар-практикум "Психологические игры и упражнения в работе педагога-психолога с родителями и педагогами"

-

2

21

Мастер-класс "Компетентностный подход к обучению – ресурс повышения качества образования"

-

2

22

Мастер-класс "Мотивационная готовность к выбору профиля обучения"

-

2

23

Практическое занятие "В помощь педагогу: конструктивное взаимодействие с проблемными детьми"

-

2

24

Мастер-класс "Дети группы риска в структуре психолого-педагогической работы (взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом)"

-

2

25

Мастеркласс ""Гимнастика мозга", или Прикладная кинезиология для педагогов, психологов"

-

2

Итого

19

17

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль