Индивидуально–дифференцированный подход на занятиях по физической культуре

12850
Индивидуально–дифференцированный подход на занятиях по физической культуре

Матвеева Майя Игоревна,

инструктор по физической культуре МАДОУ МО г. Нягань Центр развития ребенка - детский сад № 4 "Веснянка",

ХМАО – Югра

Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.
М.И Мечников

В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре.

Сегодня уже неоднократно говорилось о том, что дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.

По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:

- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

- уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.

1. Первый показатель - состояния здоровья детей дает основание выделить три группы детей.

По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами МБУЗ МО г.Нягань "Детская городская поликлиника" в начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским группам, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.

По результатам такого осмотра в сентябре – октябре 2011 года первую группу здоровья составили дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма (из 243 детей первую группу здоровья имеют 40 детей -16,6%).

Ко второй группе были отнесены так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям). (176 детей 72,7%).

Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.) (26 детей 10,3%).

Один ребенок имеет четвертую группу здоровья (0,4%).

При проведении физических упражнений мы учитываем отклонения в состоянии здоровья ребенка, опираясь на рекомендации В.Н.Шебеко, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Отклонения

Противопоказания

Причины

Рекомендованно

сердечно-сосудистой системы

- упражнения с резким изменением положения тела и темпа,

- упражнения с задержкой дыхания,

- упражнения с длительным статическим напряжением

вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца

тренирующая нагрузка:

- ходьба по ровной местности,

- медленный бег,

Ходьба на лыжах,

- плавание,

- ОРУ для мелких мышечных групп.

повышенное АД

- подскоки, прыжки,

- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата

вызывают головокружение, тошноту, рвоту

- ОРУ,

- игры средней подвижности,

- танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов

Расстройство носового дыхания

- быстрый темп выполнения упражнения,

- задержка дыхания

Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах

- упражнения с протяжным вдохом,

- звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе),

- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки,

- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов

ослабленные дети

- длительные пробежки,

- игры большой подвижности

Вызывают напряжение и усталость

игры средней подвижности

Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет мне дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Второй показатель - учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.

Физическая подготовленность проверялась по общероссийской системе мониторинга физического развития детей, (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001г. № 916). Результаты проведенного диагностического исследования в начале года позволили распределить детей на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

В условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.

В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети частоболеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).

Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

Рассмотрим на примере:

Так в составленном мною плане физкультурно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста предусматривается в водной части занятия проведение игры малой подвижности ("Будь внимательным"), для того чтобы подготовить организм дошкольников для оптимальных нагрузок. В основной части занятия дети делятся на подгруппы именно по уровню физической подготовленности. Для достижения наиболее оздоровительного эффекта в основную часть занятия рекомендуется включать игры разной подвижности. Например: в игре средней подвижности "День и ночь" 1 подгруппа выполняет по условию игры знакомые движения (броски и ловля мяча; отбивание о стену; забрасывание в кольцо; набивание мяча об стену и др.) выполняют с баскетбольным мячом. А более слабая 2 подгруппа с обычным резиновым мячом среднего размера. При этом я наблюдаю за состоянием детей и качеством выполнения упражнения. Отмечаю детей, у которых хорошо получается и наоборот, показываю детям технику владения мячом, у которых что-то не получается.

После игры средней подвижности целесообразно организовать игру высокой подвижности. Так в игре "Чьё звено быстрее соберется?" дети первой подгруппы выполняют ползание на высоких четвереньках "Медвежата" или прыжки из глубокого приседа "Лягушата", а дети 2 подгруппы выполняют прямой галоп со сменой ног по сигналу или прыжки с продвижением вперед. В эту игру можно добавлять разнообразные задания, главное наблюдать за детьми, чтоб они не переутомились.

В третьей части занятия необходимо включить подвижные игры при воспитании дошкольников малой или средней подвижности ("Мыльные пузыри"), которая направлена не только на сохранение и укрепление осанки, но и приводит организм детей после основной части занятия к более уравновешенному состоянию. В данной игре дети, которые стоят друг к другу спиной парами, начинают медленно "летать" по залу, соприкасаясь друг с другом, соединяются в один большой круг – пузырь. При чем навык правильной осанки будет закрепляться лучше, если дети положат руки на плечи друг другу.

Работу с детьми выделенных групп, построила с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, в группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение новых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах).

Для детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, организовала кружок "Здоровячок". Работа в кружке направлена на совершенствовании у детей двигательных навыков. Дети данного кружка являются участниками и призерами соревнований по "Губернаторским состязаниям".

Для девочек с ярко выраженными двигательными способностями организован кружок "Спортивная карусель" с элементами акробатики, художественной и ритмических гимнастик.

Элементы акробатики, музыкально-ритмические композиции использую так же при проведении физкультурных занятий, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений предлагаю специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделяю развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями (место для движений, оборудования, игрушки – двигатели). С этой целью на занятиях часто провожу игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п.

Индивидуализация работы в процессе освоения детьми основных видов движений осуществляется по следующим направлениям.

Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения. В планировании индивидуальной работе помогает журнал учета выполнения образовательной программы по образовательной области "Физическая культура". Где отслеживается посещение детей тех или иных занятий, и усвоение ими материала.

Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения. Осуществить ее помогает график, который составляю в начале учебного года.

В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на "саморегуляцию", которая проявляется у этих детей достаточно ярко.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность – плохой признак. Её причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игру с активными движениями.

Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Для этого я создаю условия для игры с движениями, стараюсь вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить одно и тоже действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно 1/4 часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они, как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Бытует мнение, что дети чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, "приучать" к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышенная потребность в движении и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью! Использую следующие задания:

  • - все виды метания;
  • - точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке в воротца и т.п.);
  • - ходьба и бег по ограниченной площади;
  • - действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).

Многие приемы руководства двигательной деятельностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одно пособие на двоих: мяч, обруч, скакалку; прокатывать, бросать мяч друг другу по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает), вдвоем вращать скакалку и др.

Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений.

Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.

При осуществлении дифференцированного подхода к детям в процессе занятий физической культуры учитываем и половые различия детей (полоролевая дифференциация).

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви - Гориневская. М.А. Рунова доказала наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности. Такие ученые как О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова дали научное обоснование двигательным предпочтениям детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности.

В большинстве дошкольных учреждений на физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, в которых наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.

Так, по нашим наблюдениям, мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм, в которых имеется возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравятся сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых являются различные перебрасывания, отбивания ("школа мяча").

Учитывая данные обстоятельства, при проведении физкультурных занятий со всей группой, в водной и заключительной части организую фронтальное выполнение детьми одних и тех же упражнений, а в основной части занятия делю детей на подгруппы в зависимости от пола. Каждая группа выполняет свое задание (комплекс общеразвивающих упражнений для мальчиков с набивными мячами, для девочек – мяч средних размеров; упражнения на тренажерах для мальчиков, для девочек – комплекс стретчинга, упражнений с лентами). Используются и другие варианты подбора упражнений. Например, на протяжении всего занятия дети выполняют одинаковые упражнения, но ряд упражнений предполагает различные варианты их исполнения для мальчиков и девочек. При проведении подвижной игры в основной части занятия дети так же часто делю на группы. Например: "Караси и щука": девочки – камни, мальчики – караси. Кто-то из детей – щука. По правилам игры по сигналу "караси" - мальчики выплывают из-за камней 3 раза по 20 - 25 сек. После третьего раза мальчики меняются местами с девочками. Теперь "караси" девочки, которым будет достаточно выплывать из-за "камней" 2 раза по 20 сек. Также примерами дифференциации по половым признакам являются:

разное исходное положение (Например, в общеразвивающих упражнениях – для мальчиков И.п.: ноги шире плеч, а для девочек И.п: ноги слегка расставлены);

  • в полосе препятствий – условия преодоления препятствий (Например, мальчики перелезают, девочки подлезают);
  • в метании – расстояние до цели (Например, в метании для мальчиков корзина стоит на расстоянии 2,00 –2,50 метра, а для девочек 1,70 – 2,00);
  • в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка.

Нормирование физической нагрузки в большей степени основывалось на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности. В этой связи мальчикам с низким уровнем физической подготовленности физическая нагрузка повышается постепенно.

В то же время требования системы физического воспитания дошкольников предполагает формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому акцентирую внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения.

Например, упражнение "поднимание туловища в сед из положения "лежа" значительно усложняется, если руки ребенка не "помогают", а находятся за головой. Детям говорю, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, - 10 раз. А потом, не привлекая внимание детей, предлагаю физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимания с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, - в положении "руки за головой".

Занятия физическими упражнениями имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволяет добиться высоких результатов в организации двигательной деятельности, способствуя развитию физических возможностей личности ребенка, заложенный самой природой.

Невозможно полноценное осуществление дифференцированного подхода без участия специалистов, воспитателей, родителей.

Ознакомление воспитателей с результатами диагностики и составленными рекомендациями по каждой группе, выделенных нами на основании перечисленных критериев, дает возможность организовать двигательную деятельность детей в течение дня, адекватную их способностям и возможностям.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях по физической культуре способствует повышению уровня физической подготовленности воспитанников нашего дошкольного учреждения, но позволяет занимать призовые места в городских соревнованиях среди ДДУ города (в 2009, 2010, 2011гг).

Список литературы:

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -2-е изд. исп. и доп. М.: ГНОМ и Д. 2004.-344 с. - ISBN 5-296-00193-1.

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ. 2001.-80 с. -ISBN 5-89415-088-4.

3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др. М.: АПН СССР. 1989. -142 с.

4. Карманова, JI.B. Диагностика физического развития дошкольников : методические рекомендации Текст. / JI.B. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина-Минск. 1992. - 33 с.

5. Коробко А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена Текст. / А.В. Коробко, Г.И.Черняев, П.Д. Перетьяков - М.: "Физкультура и спорт". 1963. -142 с.

6. Кузнецов А.П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6-7 лет Текст. / А.П. Кузнецов, Э.И. Куликов, В.П. Катанаев. - М.: МОГИФК, 1983.- С.157-160.

7. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение. 1987.-160 е.: ил.

8. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская. - М., 1955. - 231 с.

9. Максимова Т.М. Современные проблемы здоровья населения и медицинского обеспечения: БюллетеньНИИ им. Семашко Текст. / Т.М. Максимова, Е.П. Какорина и др. - М., 1996, 23-28 с.

10. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва. - М.: АВКТИ. 2000. -108 с. -ISBN 5-89415-064-7.

11. Маханёва, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе Текст.: Методическое пособие / М.Д. Маханёва. — М.: АРКТИ. 2004. -264 с. - ISBN 5-89415-381-6.

12. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева. М., 1973.-20 с.

13. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры ивоспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни Текст. / Н.В. Полтавцева, Н.А Гордова. — М.: Просвещение. 2005.-271 е.: ил. ISBN 5-09-013704-8

14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду Текст. /М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез. 2000. - 256 с.

15. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст. : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко и др. - М.: издательский центр "Академия" 2000. - 176 с.

16. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст. : Учебное пособие / В.Н. Шебеко, К.Н.Ермак, В.А. Шишкина. -М. :Академия. 1998.-192 с.

17. Шишкина, В.А. Движение + движение Текст. : Книга для воспитателя детского сада / В.А. Шишкина.-М.: Просвещение. 1992. -96 е.: ил.

18. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику Текст. : Книга для воспитателей детского сада и родителей. —2-е изд. / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко.-М.: Просвещение. 2000. -79 е.: ил. -ISBN 5-09-005860-1. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль