Конспект урока литературы в 7 классе

1647

Автор: Панкратова Екатерина Витальевна учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ (Владимирская область) Цели урока:

  1. формировать умение целостного подхода к анализу литературного произведения;
  2. воспитывать любовь к Родине через любовь и осознание величия русского языка;
  3. выявить языковые средства создания образности в стихотворении;
  4. дать понятие о жанровых особенностях стихотворения в прозе.

 Оборудование:

  • портрет Тургенева И.С.,
  • репродукции картин русской природы,
  • тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("" Русский язык"),
  • запись музыки романса Тургенева «Утро туманное, утро седое…»

 Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Сообщение темы и цели урока.
На фоне музыки романса «Утро туманное, утро седое…» учитель рассказывает о Тургеневе как о знатоке и любителе русской природы, о длительном проживании за границей, вдали от Родины.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения в прозе «Русский язык».(1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России)
 

  1. Этап усвоения новых знаний.

 
Выразительное чтение стихотворения «Русский язык»
 
Вопросы для анализа стихотворения в прозе.
- О чем это произведение?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Найдите самые главные слова в стихотворении.
- Найдите определения, которые автор дает русскому языку. Объясните их с помощью словаря.
 (Великий – превосходящий обычную меру, очень большой; Могучий – мощный, сильный;
Правдивый – выражающий правду;
Свободный – непринужденный, не испытывающий стеснения)
 
- Когда Тургенев вспоминает о Родине, обращается к русскому языку?
- Чем для него является русский язык?
- Какими чувствами наполнено стихотворение? Как меняются чувства ?
 
В стихотворении явлен образ русского языка, могучего и великого в каждом звуке, в каждом слове, в каждой фразе. Давайте обратим внимание и на то, с помощью каких языковых средств создан этот образ.
- Послушайте еще раз и скажите, какие звуки звучат ярче других.
(Это [0] и [у]. Гласные удивления восторга и, широты. Сочетания согласных [дн], [мн], [сн].-задумчивость ).
- Вспомните, как называется такой прием в литературе.
Обратимся к лексике.
 - Слова какого стиля преобладают в стихотворении? Найдите эти слова.
( Высокая книжная лексика: сомнение, судьба, родина, опора, великий, могучий, отчаянье, впасть, совершается, верить)
.- Замените эти слова нейтральной лексикой. Что изменилось?
- В последнем предложении встретилось местоимение «такой» . Почему Тургенев употребил местоимение, а не прилагательное? В каком значении оно здесь выступает? Что обобщает?
Проанализируем стихотворение с точки зрения морфологии.
- Слова каких частей речи встречаются в стихотворении?
- Почему так мало глаголов?
Синтаксис стихотворения также необычный.
 - Сколько предложений в стихотворении?
- Какие это предложения по интонации и цели высказывания?
- Есть ли вопросительные предложения, не требующие ответа? Как называются такие предложения?
- Чем осложнены предложения стихотворения?
- Почему автор использует обращение?
- Для чего использовано двойное отрицание в последнем предложении стихотворения?
 
Мы называем произведение Тургенева стихотворением в прозе. Найдите определение стихотворения в прозе как литературного жанра.
 
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В нем можно найти повторы синтаксических конструкций, звуковые переклички, иногда рифмы, то есть средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
- Есть ли названные особенности у нашего произведения? Докажите это.
 4 Этап закрепления знаний.
Ученики делают вывод о средствах создания образности стихотворения. Читают стихотворение выразительно.5 Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, составить рекомендации для выразительного чтения стихотворения."

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль