Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Конспект урока литературы в 7 классе

  • 14 декабря 2012
  • 1649

Автор: Панкратова Екатерина Витальевна учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ (Владимирская область) Цели урока:

  1. формировать умение целостного подхода к анализу литературного произведения;
  2. воспитывать любовь к Родине через любовь и осознание величия русского языка;
  3. выявить языковые средства создания образности в стихотворении;
  4. дать понятие о жанровых особенностях стихотворения в прозе.

 Оборудование:

  • портрет Тургенева И.С.,
  • репродукции картин русской природы,
  • тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("" Русский язык"),
  • запись музыки романса Тургенева «Утро туманное, утро седое…»

 Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Сообщение темы и цели урока.
На фоне музыки романса «Утро туманное, утро седое…» учитель рассказывает о Тургеневе как о знатоке и любителе русской природы, о длительном проживании за границей, вдали от Родины.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения в прозе «Русский язык».(1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России)
 

  1. Этап усвоения новых знаний.

 
Выразительное чтение стихотворения «Русский язык»
 
Вопросы для анализа стихотворения в прозе.
- О чем это произведение?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Найдите самые главные слова в стихотворении.
- Найдите определения, которые автор дает русскому языку. Объясните их с помощью словаря.
 (Великий – превосходящий обычную меру, очень большой; Могучий – мощный, сильный;
Правдивый – выражающий правду;
Свободный – непринужденный, не испытывающий стеснения)
 
- Когда Тургенев вспоминает о Родине, обращается к русскому языку?
- Чем для него является русский язык?
- Какими чувствами наполнено стихотворение? Как меняются чувства ?
 
В стихотворении явлен образ русского языка, могучего и великого в каждом звуке, в каждом слове, в каждой фразе. Давайте обратим внимание и на то, с помощью каких языковых средств создан этот образ.
- Послушайте еще раз и скажите, какие звуки звучат ярче других.
(Это [0] и [у]. Гласные удивления восторга и, широты. Сочетания согласных [дн], [мн], [сн].-задумчивость ).
- Вспомните, как называется такой прием в литературе.
Обратимся к лексике.
 - Слова какого стиля преобладают в стихотворении? Найдите эти слова.
( Высокая книжная лексика: сомнение, судьба, родина, опора, великий, могучий, отчаянье, впасть, совершается, верить)
.- Замените эти слова нейтральной лексикой. Что изменилось?
- В последнем предложении встретилось местоимение «такой» . Почему Тургенев употребил местоимение, а не прилагательное? В каком значении оно здесь выступает? Что обобщает?
Проанализируем стихотворение с точки зрения морфологии.
- Слова каких частей речи встречаются в стихотворении?
- Почему так мало глаголов?
Синтаксис стихотворения также необычный.
 - Сколько предложений в стихотворении?
- Какие это предложения по интонации и цели высказывания?
- Есть ли вопросительные предложения, не требующие ответа? Как называются такие предложения?
- Чем осложнены предложения стихотворения?
- Почему автор использует обращение?
- Для чего использовано двойное отрицание в последнем предложении стихотворения?
 
Мы называем произведение Тургенева стихотворением в прозе. Найдите определение стихотворения в прозе как литературного жанра.
 
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В нем можно найти повторы синтаксических конструкций, звуковые переклички, иногда рифмы, то есть средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
- Есть ли названные особенности у нашего произведения? Докажите это.
 4 Этап закрепления знаний.
Ученики делают вывод о средствах создания образности стихотворения. Читают стихотворение выразительно.5 Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, составить рекомендации для выразительного чтения стихотворения."

Источник: www.menobr.ru

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.