Конспект урока литературы в 7 классе

1633

Автор: Панкратова Екатерина Витальевна учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ (Владимирская область) Цели урока:

  1. формировать умение целостного подхода к анализу литературного произведения;
  2. воспитывать любовь к Родине через любовь и осознание величия русского языка;
  3. выявить языковые средства создания образности в стихотворении;
  4. дать понятие о жанровых особенностях стихотворения в прозе.

 Оборудование:

  • портрет Тургенева И.С.,
  • репродукции картин русской природы,
  • тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("" Русский язык"),
  • запись музыки романса Тургенева «Утро туманное, утро седое…»

 Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Сообщение темы и цели урока.
На фоне музыки романса «Утро туманное, утро седое…» учитель рассказывает о Тургеневе как о знатоке и любителе русской природы, о длительном проживании за границей, вдали от Родины.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения в прозе «Русский язык».(1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России)
 

  1. Этап усвоения новых знаний.

 
Выразительное чтение стихотворения «Русский язык»
 
Вопросы для анализа стихотворения в прозе.
- О чем это произведение?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Найдите самые главные слова в стихотворении.
- Найдите определения, которые автор дает русскому языку. Объясните их с помощью словаря.
 (Великий – превосходящий обычную меру, очень большой; Могучий – мощный, сильный;
Правдивый – выражающий правду;
Свободный – непринужденный, не испытывающий стеснения)
 
- Когда Тургенев вспоминает о Родине, обращается к русскому языку?
- Чем для него является русский язык?
- Какими чувствами наполнено стихотворение? Как меняются чувства ?
 
В стихотворении явлен образ русского языка, могучего и великого в каждом звуке, в каждом слове, в каждой фразе. Давайте обратим внимание и на то, с помощью каких языковых средств создан этот образ.
- Послушайте еще раз и скажите, какие звуки звучат ярче других.
(Это [0] и [у]. Гласные удивления восторга и, широты. Сочетания согласных [дн], [мн], [сн].-задумчивость ).
- Вспомните, как называется такой прием в литературе.
Обратимся к лексике.
 - Слова какого стиля преобладают в стихотворении? Найдите эти слова.
( Высокая книжная лексика: сомнение, судьба, родина, опора, великий, могучий, отчаянье, впасть, совершается, верить)
.- Замените эти слова нейтральной лексикой. Что изменилось?
- В последнем предложении встретилось местоимение «такой» . Почему Тургенев употребил местоимение, а не прилагательное? В каком значении оно здесь выступает? Что обобщает?
Проанализируем стихотворение с точки зрения морфологии.
- Слова каких частей речи встречаются в стихотворении?
- Почему так мало глаголов?
Синтаксис стихотворения также необычный.
 - Сколько предложений в стихотворении?
- Какие это предложения по интонации и цели высказывания?
- Есть ли вопросительные предложения, не требующие ответа? Как называются такие предложения?
- Чем осложнены предложения стихотворения?
- Почему автор использует обращение?
- Для чего использовано двойное отрицание в последнем предложении стихотворения?
 
Мы называем произведение Тургенева стихотворением в прозе. Найдите определение стихотворения в прозе как литературного жанра.
 
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В нем можно найти повторы синтаксических конструкций, звуковые переклички, иногда рифмы, то есть средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
- Есть ли названные особенности у нашего произведения? Докажите это.
 4 Этап закрепления знаний.
Ученики делают вывод о средствах создания образности стихотворения. Читают стихотворение выразительно.5 Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, составить рекомендации для выразительного чтения стихотворения."

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль