Психолого - педагогические основы использования игровых технологий на уроках в начальной школе

2790

Автор: Баландина Марина Николаевна учитель начальных класс ГБОУ СОШ №4  (Самарская область)

"Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь…"

Проблема: Снижение интереса к предметам учащихся начальной школы.

Цель работы: Обеспечить условия, способствующие преодолению трудностей в усвоении материала посредством использования игровых технологий.

Задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме:

  • Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности обучения младших школьников.
  • Дать характеристику игры как метода обучения.
  • Создать пакет дидактических материалов для проведения уроков в режиме игровых технологий.
  • Трудности педагогической практики.
  • Значительные учебные нагрузки.
  • Репродуктивные методы обучения.
  • Трудности самореализации учащихся.
  • Перенасыщенность современного школьника информацией.

Игра – это…

  • "Пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок".( Л.С. Выготский)
  • Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».(А.М. Горький)
  • Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
  • Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Обязательные условия игры:
1)соответствие целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании.

Достоинства игровых технологий:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
  • посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
  • игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Ограничения и недостатки использования игр в образовании:

  • Игра – это время – и трудоемкая форма.
  • Игра не является педагогической панацеей.
  • Дети могут увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
  • Опасность возникновения зависимости от игры.

Отличие педагогической игры от игры вообще – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат:
- Функциональность игры.
- Структура организации игры.
- Выбор игры.
- Подготовка игры.
- Введение в игру.
- Ход игры.
- Подведение итогов игры.
- Анализ игры.Классификация игровых ситуаций:

1. По сущности игровой основы:
- Игры с правилами.
- Ролевые игры.
- Комплексные игровые системы.

2. По источнику познания:
- Игры на основе устного изложения учебного материала.
- Игры на основе работы со средствами наглядности.
- Игры на основе практической работы учащихся.

3. По количеству участников:
-Индивидуальные.
-Парные.
-Групповые.
-Массовые.

Дидактическая игра - условно занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков.Деловая игра.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества.
Структура деловой игры:
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога

1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация. Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Педагог организовывает работу в малых группах (командах).
2 этап – самостоятельная работа учащихся в командах. Вникают в проблему, пытаются понять ее. Коллективное обсуждение: вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников. Педагог оказывает помощь.
3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов. Педагог управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Ожидаемые результаты.
- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
- Игры повышают качество обучения.
- Игры способствуют обогащению словарного запаса, расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
- С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль