Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

2944

 
Автор : Максим Александрович Недбайло,  преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ  "Акбулакская СОШ №3"
 

Дистанционные и информационные технологии обучения для современного компетентного учителя уже перестали быть чем-то необычным. Современный урок немыслим без использования мультимедиа презентаций, интерактивных схем, флэш-роликов и т.д. Инновационные информационные технологии серьезное подспорье и для организации урочной и внеурочной деятельности по курсу ОБЖ. В данной статье представлен опыт использования нескольких информационных технологий и организация при помощи них дистанционных консультаций по предмету, учета успеваемости во внеурочной деятельности и контроля знаний. Фрагмент работы с "виртуальной доской"  в опенсорсном онлайн-редакторе PiratePad.PiratePad — это популярная разновидность опенсорсного онлайн-редактора Etherpad, предоставляющего возможность одновременной совместной работы с текстовыми документами. Регулярная работа с авторскими ЭОР по предмету ОБЖ в опенсорсном онлайн-редакторе Etherpad – PiratePad позволяет расширить возможности учителя в области развития информационно-коммуникативных универсальный учебных умений учащихся.
Данная технология является инновационной и активно применяется педагогами по дистанционному обучению.  Опенсорсные редакторы позволяют работать с несколькими учащимися одновременно, в режиме реального времени. Онлайн документ созданный в среде PiratePad используется в качестве виртуальной доски.
Редактор снабжен функциями сохранения изменений по временным промежуткам. Присутствие того или иного пользователя обозначается в редакторе разными цветами. Немаловажно наличие чата, который заменяет живое быстрое общение, мгновенный обмен информацией. Ученик может задать вопрос учителю, если имеет трудности в выполнении задания без предварительной регистрации.
Особенность редактора в отличие от других видов дистанционного обучения в возможности работать одновременно именно с текстом, исправлять неточности, задавать наводящие вопросы, в то же время оставляя учащегося наедине с самим собой, не вызывая страха перед «живым» опросом учителя.
Опенсорсные редакторы можно использовать в курсе ОБЖ как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Например, при подготовке теоретических конкурсов военно-патриотической игры «Зарница» в среду PiratePad помещаются тесты, с индивидуальным набором вопросов для каждого ученика, (ссылки на созданные документы помещаются учителем в таблицу учета успеваемости членов ВПК напротив фамилии каждого учащегося). По необходимости тестирования или проведения онлайн зачета, ссылка на документ высылается ученику в Skype или на E-mail, либо размещается на сайте образовательного учреждения, в Dnevnik.ru и т.д. Получив ссылку ученик, знакомится с сопроводительной инструкцией и приступает к работе.
На фото № 1 представлен фрагмент работы с виртуальной доской[1]. В документе показан пример работы с ученицей в режиме реального времени по вопросам зачета по подготовке к военно-спортивным соревнованиям. В документе виден различный уровень вопросов и сопровождение учителем работы учащегося над заданием.
 Использование опенсорсного онлайн-редактора Piratepad актуально в работе при подготовке к ГИА, военно-спортивным соревнованиям в период каникул, удобно в работе с одаренными детьми с высокой занятостью в случае необходимости организовать  ежедневной подготовке к участию в предметных и внеурочных конкурсах и олимпиадах и т.д. 
Конечно, гарантировать, при наличии современных Интернет-технологий, «честность» ответов учащихся нельзя, однако можно быть уверенными, что в присланные материалы они прочтут, попытаются добыть знания в сети, на образовательных сайтах.
Фото 1.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

Использование среды
Keepsoft "Конструктор тестов"в преподавании ПДД и профилактике ДДТТ.
В преподавании курса ОБЖ в разделах работы по ПДД используется Конструктор тестов Keepsoft. Программа достаточно проста в обращении, доступна, но требует предварительной установки на ПК. Программа стоит из двух частей: конструктор (для создания тестов) и тестер (для проведения непосредственного тестирования). Keepsoft дает возможность создания вопросов нескольких типов: на выбор ответа, на выбор нескольких ответов, на дифференциацию и на соответствие. В вопросах можно прикреплять видео- и фотодокументы, что очень удобно, например, при разработке тестов по ПДД и профилактике ДДТТ. На фото 2 - иллюстрация интерфейса программы и фрагмент комплекса тестовых заданий «Изучаем ПДД - предупреждаем ДТП» в тестовой оболочке Keepsoft «Конструктор тестов».
Все параметры в тестах можно настроить так, как это нужно для конкретной учебной ситуации: показывать ответ сразу или по окончанию теста, запрещать прерывать тест. Особенно удачна в тестах система оценивания. По завершению теста программа дает возможность выставить отметку и автоматически составить  диаграмму по результатам выполнения заданий, чтобы ученик и учитель могли видеть результаты тестирования и уровень знаний ученика наглядно. По завершению теста есть функция "Просмотреть неверные ответы" для коррекции знаний по выполненному модулю.
В тесте можно размещать от 8 до 14 тем в зависимости от уровня знаний учащегося, его индивидуальных особенностей. На уроках ОБЖ тестер является универсальной программой для проверки знаний. Чаще всего учащиеся решают тесты в индивидуальном порядке, однако, благодаря наличию в кабинете ОБЖ мультимедиа проектора,  сложные или актуальные на том или ином уроке задания, учитель может представлять на экране и вместе с учащимися решать тест. В разработанных тестах присутствуют различные типы вопросов. В некоторых  используются изображения, аудио- и видео- файлы. Тренажер созданный самим учителем по любым темам может быть рекомендован к использованию коллегами и размещен на сайте образовательного учреждения.

Фото 2.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
Прослеживание индивидуальной траектории подготовки учащихся к военно-патриотическим соревнованиям "Зарница" в среде офисной технологии Excel.
 Использование среды офисной технологии Excel возможно в ОУ для учета силовой и теоретической подготовки учащихся во внеурочной и урочной деятельности. Особых сложностей в овладении программы нет, она проста и удобна в использовании. Основное преимущество программы возможность автоматизировать подсчет баллов успеваемости, рейтинга, средней оценки и т.д. Формулы пользователь среды задает сам, в соответствии с целями создания документа.
Так например в МБОУ "Акбулакская СОШ №3" подобный контроль успеваемости используется для работы с военно-патриотическим клубом "Зарничка". На фото 3 – представлен фрагмент отслеживания подготовки военно-патриотического клуба "Зарничка" к соревнованиям. 
Таблица для ВПК "Зарничка"создана, главным образом, с целью определения рейтинга каждого члена команды среди сверстников, по итогам выполнения нормативов По сути таблица представляет собой индивидуальную траекторию подготовки каждого участника ВПК к военно-патриотическим соревнованиям «Зарница».
Таблица включает в себя несколько разделов оценивания, в соответствии со сдаваемыми в ходе работы клуба нормативами в течение всего учебного года. Очень интересный механизм – рейтинг. Его результаты являются своеобразным стимулом каждому для улучшения индивидуальных результатов.
Методика позволяет выявлять наиболее сильных и подготовленных ребят, прослеживать их индивидуальное развитие при помощи построения графиков и диаграмм.
Все обозначенные в статье информационные технологии можно комбинировать и использовать в комплексе, либо отдельно друг от друга. Любой подход к использованию данных информационных технологий даст возможность улучшить качество организации урочной и внеурочной деятельности по предмету, а также позволит сделать образовательный процесс более результативным и интересным как для учащихся, так и для самого педагога.

Фото 3.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
 


[1] Тестовые задания по теоретическим вопросам в рамках  подготовки к военно-спортивным соревнованиям «Зарница», - Фрагмент работы с виртуальной доской - http://piratepad.net/8DFRUMme09

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль