Личностно ориентированный урок в вечерней школе

1828

Автор: Иванова Альбина Валентиновна заместитель директора по УВР МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (Ивановская область)Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день, является личностно ориентированное образование.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученика, его самобытность, самоценность, субъектный опыт которого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Ученик, занимаясь по личностно ориентированной системе обучения:

  • получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом;
  • вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные и жизненные ситуации;
  • учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры.

В процессе такой деятельности у ученика вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит формирование таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой учениками информации, воздействующей как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с учащимися, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Принципы построения личностно ориентированной системы обучения

Традиционно образовательное обучение
Личностно ориентированное обучение
Развитие личности ориентируется на задаваемый эталон.
Развитие личности ориентируется на субъективный опыт самого ученика.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса – обучение и воспитание.
Основа личностно ориентированного обучения – развитие личности.
Задача традиционного обучения  - развитие познавательных (интеллектуальных) способностей, которые рассматриваются, прежде всего, как типовые (рефлексия, планирование, целеполагание).
Задача обучения – помочь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Содержание образования включает научные знания.
Содержание образования включает не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания.
Индивидуальные способности  ученика «просматриваются» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний (Чем лучше теоретические знания, тем выше обучаемость).
Динамика развития ученика сравнивается не по горизонтали, а по вертикали, т.е.  с самим собой, а не с другим. 
Индивидуальный подход в обучении сводился в основном
- к разделению учащихся на сильных, средних, слабых;
-  к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материла по степени его объективной сложности;
-  уровню требований к овладению этим материалом.

 


Предметная дифференциация востребовалась только одним социальным институтом – вузами. (Во всех остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения).

 


 


Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъективного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
  • выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно.

Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; введение метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учебных действий.

В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде изложения правил, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельных поисков (реши разными способами, найди рациональный способ, сравни и оцени два подхода и т.п.).

Такое выполнение заданий предъявляет определенные требования к самому учителю, который должен знать, какие операции необходимо выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каковы должны быть их конкретное содержание и последовательность выполнения. На основе анализа собственной интеллектуальной деятельности учитель должен разобраться в том, каким путем можно наиболее рационально прийти к решению задачи, как определить общую стратегию ее решения, какие действия необходимо совершить, какие задания при этом использовать, а не только демонстрировать образцы решения.

Работа со способами учебной работы школьника должна лежать в основе организации личностно ориентированного образовательного процесса:
1) Ученик получает задания с указанием тех приемов, которыми он должен воспользоваться.
2) Ученику предлагается выполнить задание, а затем описать способы выполнения.

Личностно ориентированный урок
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации.
Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Формы, методы и приемы организации личностно ориентированного урока, позволяющие добиться выполнения целей и задач урока, его результативности:
1. Самостоятельная формулировка целей и задач урока (при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий) помогает учащимся четко понять, для чего они изучают материал, ясно представить себе значимость и результаты своей работы на уроке.
Например, после объявления темы урока учитель спрашивает:
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем занятии?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2. Использование технологии сотрудничества, различных форм групповой работы, которая создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Работа в группах, в парах воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться от своего мнения, если товарищ оказывается более убедительным.

3. Использование дидактического материала, который подбирается в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

4. Работа по развитию речи, которая способствует саморазвитию, самораскрытию, самообразованию личности. Личностно ориентированный подход невозможен без систематической целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи.

5. Творческие мастерские. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и учителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся способствуют развитию индивидуальности ученика. Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе поддержку, помощь, понимание.
Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.

Анализ и диагностика эффективности  личностно ориентированного урока

Направления анализа:

Вводная часть урока: насколько быстро и привычно произошло вхождение учащихся в урок; создан ли положительный эмоциональный настрой на работу, какими средствами это достигалось, как при этом учитывалось исходное состояние, настрой учащихся?

Как осуществлена актуализация опорных знаний учащихся, необходимых для усвоения новых учебных материалов? В чем проявился учет индивидуальных особенностей учащихся?

Как проведена проблематизирующая часть урока по изучению нового материала: достигнута ли личностная значимость учебной задачи? Какими средствами это достигалось? В какой мере принимали в этом участие школьники? Вызвала ли у них интерес постановка учебной задачи? Стала ли дидактическая цель учителя целью учащихся?

Была ли дана возможность учащимся высказывать свои предложения по решению учебной задачи? Был ли намечен совместный план её решения, ориентировочная основа общих действий?

В каких видах деятельности происходило дальнейшее решение учебной задачи?

Какие из них привлекли наибольшее внимание учащихся и в каких местах урока это внимание падало и почему? Как организована смена видов деятельности учащихся?

Как учитель добивается системности знаний учащихся? Выделено ли главное содержание урока, как это осуществлялось, какими средствами? Выделены ли идеи, закономерности, методы, способы решения учебной задачи?

Каково соотношение известного и не известного на уроке? Реализован ли принцип понятно и не скучно? Какими средствами учитель добивается этого? Привлекался ли личный опыт учащихся при решении учебной задачи?

Объяснение учителя: яркость, образность, эмоциональность речи, дикция, смена интонации, новизна речевых форм, темп урока, использование своих индивидуальных особенностей.

Какова реакция учащихся на объяснение учителя? Как учитель использует эту реакцию в ходе урока? Поощрялись ли самостоятельные рассуждения и действия учащихся?

Какой наглядный материал использовался на уроке, насколько удачно, как учитывался фон восприятия? Что можно сказать об оформлении доски?

Как учитель стимулирует разные способы решения учебной задачи, как побуждает учащихся к использованию сравнений, аналогий, привлекает ли учащихся к анализу ответов товарищей? Оптимальна ли мера помощи учителя в решении учебной задачи?

Привлекла ли внимание учащихся форма закрепления учебного материала? В каких формах осуществлялась систематизация, смысловая обработка пройденного материала, поощрялась ли самостоятельная его обработка?

Оценивалась ли на уроке не только правильность ответов учащихся, но и то, как ученик рассуждал, какой способ использовал, где возникли затруднения и почему? Оценивалась ли оригинальность ответов?

Разнообразны ли задания по типу, виду и форме материала (словесная, графическая, условно символическая).

Являются ли домашние задания разноуровневыми, какие из них были проблемными, творческими, какие пояснения давал учитель к этим заданиям? Разъяснялось ли учащимся, как следует рационально организовать свою учебную работу дома?Диагностика эффективности урока
пять направлений (по В.П.Симонову) общей диагностики оценки и самооценки эффективности урока
1. Оценка основных личностных качеств преподавателя.
Знание предмета и общая эрудиция преподавателя.
Уровень педагогического и методического мастерства.
Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.
Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.

2. Оценка основных характеристик учащихся на занятиях.
Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.
Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся.
Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).
Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).
Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий.
Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
Степень целесообразности и эффективности использования наглядности.
Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.
Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия.
Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся.
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.

5. Оценка цели и результатов проведения занятия.
Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).
Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию).

Вывод.
Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Личностно ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль