Современные требования к организации работы "Школы будущего первоклассника"

6749

Авторы:
Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей",
О.В. Бережнова, канд. филолог. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей"

Современные требования к организации работы "Школы будущего первоклассника"

Зачастую старший дошкольный возраст рассматривается родителями будущих первоклассников, педагогами дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и учителями школ прежде всего как период подготовки воспитанника к школе в ДОУ. При этом такая подготовка нередко сводится к "натаскиванию", характеризуется переносом "школьных" форм и методов в практику работы с детьми 5-6 лет, предусматривает раннее изучение программы 1-го класса.

Примером подобной практики может служить работа "Школы будущего первоклассника" (далее - ШБП) - структуры предшкольного образования, существующей в большинстве школ страны. Анализ их деятельности показывает, что образовательные учреждения (далее - ОУ) зачастую не рассматривают ШБП как особое подразделение, работа которого должна быть организована согласно требованиям к структурам дошкольного образования. Это прямо противоречит типовому положению о дошкольном образовательном учреждении* , согласно которому основной структурной единицей любого ОУ, реализующего программу дошкольного образования, является дошкольная образовательная группа (далее - ДОГ).  - См.: приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 “Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении”. – Примеч. авт.

Вне зависимости от того, на базе какого учреждения организуется ШБП, она является дошкольной образовательной группой кратковременного пребывания (далее - ГКП) общеразвивающей направленности (или по подготовке к школе) для детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на название ("Школа..."), организация и содержание работы ШБП должны строиться в соответствии с нормативной базой дошкольного образования, с учетом интересов и прав дошкольников.

Многочисленные факты несоблюдения нормативных требований в подобных структурах приводят к нарушению конституционных прав каждого ребенка на получение образования, гуманистического по своему характеру; на бережное отношение к его индивидуальности; на адаптивность системы образования к уровням и особенностям его развития, проблемам в физическом, психическом и личностном развитии.

Фактором, определяющим целый ряд несоответствий в работе ШБП, является нарушение требований к комплектованию групп. В ШБП в одну группу предшкольной подготовки осуществляется набор детей как не посещающих, так и посещающих ДОУ. В результате данная структура не решает главную задачу, ради которой создаются вариативные формы предшкольного образования, - повышение охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста.
Следует обратить особое внимание на то, что для детей, не посещающих ДОУ, ГКП должна стать структурой, в которой они, в первую очередь, могут освоить обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования* . Если же дети посещают ДОУ, то на базе школы им могут быть предложены лишь дополнительные образовательные услуги (услуги, выходящие за рамки установленных основных общеобразовательных программ). Данное требование обязывает администрацию и педагогические коллективы школ дифференцированно подходить к комплектованию групп ШБП и к реализации основных и дополнительных программ дошкольного образования.
Еще одна серьезная проблема, возникающая в результате нарушения требований к комплектованию групп, связана с тем, что дети, посещающие и ДОУ, и ШБП, оказываются в ситуации перегрузки. Тот факт, что занятия организуются в вечернее время или в выходные дни, с нарушением режима, отрицательно сказывается на их здоровье и мотивации к обучению в школе**.

* О требованиях к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования см.: приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 “Об утверж-
дении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основ-
ной общеобразовательной программы дошкольного образования” (далее – приказ Минобр-
науки России № 655) – Примеч. авт.
** См.: письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях
к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обуче-
ния” (далее – письмо Минобразования России № 65/23-16); СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. поста-
новлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91 «Об ут-
верждении СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”» (раздел XII,
ст. 12.10–12.19, далее – СанПиН 2.4.1.2660-10); приказ Минобрнауки России № 655; письмо Мин-
образования России от 22.07.1997 № 990/14-15 “О подготовке детей к школе”. – Примеч. авт.


Традиционно в ШБП нарушаются требования к материально-техническим условиям, в которых проходит образовательный процесс. Занятия ШБП обычно организуются в стандартных учебных классах, неприспособленных для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В таких помещениях:

  • мебель оказывается детям не по росту;
  • не соблюдаются нормы площади на каждого ребенка;
  • отсутствуют игровая зона и зона отдыха;
  • нет необходимых компонентов предметно-развивающей среды. Очевидно, что при этом нарушаются базовые требования к материальнотехническому обеспечению образовательного процесса, требования в части охраны здоровья воспитанников, не учитывается роль предметно-пространственной развивающей среды, не соблюдаются базовые принципы ее построения (информативность, вариативность, полифункциональность, педагогическая целесообразность, трансформируемость)* .

* См.: СанПиН 2.4.1.2660-10 (ст. 6.1, 6.6, ст. 11.7); приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151
“Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования” (раздел 3.1); приказ Минобрнау-
ки России от 28.12.2010 № 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”. – Примеч. авт.

Традиционно в ШБП акцент делается на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний, что приводит к нарушению требований к содержанию, формам и методам работы с дошкольниками и влечет за собой целый ряд проблем. Так, для детей, не посещающих ДОУ, не создаются условия для разностороннего развития.
Отбор содержания, не соответствующего уровню интеллектуального и психического развития старших дошкольников, влечет за собой использование "школьных" форм и методов работы с детьми. При этом не учитывается, что ведущей деятельностью в данном возрасте является игра, а предпосылки учебной деятельности еще только формируются. Одним из результатов такого подхода становится негативное отношение детей к школе, закрепляющееся уже на этапе предшкольной подготовки.

«...проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка. Это также обусловливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.
Письмо Минобразования России № 65/23-16

В ШБП чаще декларируется, чем соблюдается требование обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием:

  • преимущественно используется учебная модель организации обучения дошкольников;
  • в содержании обучения происходит либо дублирование программ дошкольного образования, либо перенос на предшкольную ступень программ 1-го класса;
  • не осуществляется формирование элементов учебной деятельности как прообраза универсальных учебных действий;
  • педагоги не учитывают в своей работе личностные мотивы включения детей в учебный процесс, важность мотивации в осуществлении любой деятельности.

Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы, преемственности по предметам. На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования*.

* См.: Методическое письмо Минобразования России от 25.03.1994 № 35-М “Об органи-
зации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности
дошкольного и начального общего образования”. – Примеч. авт.


Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Приказ Минобрнауки России № 655

...Недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы организации обучения... Необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Необходимо. обеспечивать баланс разных видов активности детей.
Письмо Минобразования России № 65/23-16

Как было отмечено выше, ожидаемые итоги обучения детей в ШБП нередко далеки от нормативно закрепленных требований к результату предшкольной подготовки. Как известно, началом любой деятельности становится осознание и формулировка цели. Именно цель задает предполагаемый результат. В этой связи очевидным становится тот факт, что многие проблемы и нарушения в работе ШБП связаны с кардинально неверной или неоправданно узкой постановкой цели ее работы. Практика показывает, что реальные цели набора детей в ШБП зачастую далеки от декларируемых - разностороннее развитие дошкольников, первичная адаптация к условиям школьного обучения, установление продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Важнейшими задачами становится комплектование будущих 1-х классов, упрощение прохождения детьми программы 1-го класса.

Организуя работу со старшими дошкольниками, школа не имеет права осуществлять подмену нормативно закрепленных целей дошкольного образования узконаправленными задачами, связанными с решением частных проблем данного ОУ или педагога. Необходимо ориентироваться на достижение результатов предшкольного образования, отраженных в соответствующих документах.

Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России от 17.06.2003, установлены основания преемственности, которые обеспечивают общую психологическую готовность детей к освоению программы начальной школы, являются ориентирами для организации образовательного процесса на этапе дошкольного и начального общего образования:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
2.Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в т. ч. учебной.
3.Формирование творческого воображения как направления интеллектуального, личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России № 655, планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО) представлены как интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире;
  • овладевший:

- средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • способный:

- управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Выявление итогов образовательного цикла - важный этап работы педагога. Основной задачей диагностических мероприятий должно быть выявление уровня общего развития, качества освоения ООП ДО, индивидуальных особенностей детей с целью поиска наиболее эффективных приемов работы с каждым ребенком. Недопустимо осуществлять диагностические мероприятия с целью отбора детей в определенные ОУ, неприемлемо проведение тестирования по школьному типу. Не могут быть признаны показательными результаты единичных обследований, проводимых по частным методикам* .

В процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных **.

* См.: письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диа-
гностики развития ребенка в системе дошкольного образования”; Тимофеева Л.Л. Построение
развивающих занятий со старшими дошкольниками. М., 2006. – Примеч. авт.
** См.: приказ Минобрнауки России № 655. – Примеч. авт.


Проблема готовности учителя начальных классов к работе с детьми дошкольного возраста чаще всего возникает в связи с тем, что педагоги не знакомы со спецификой образования дошкольников, с новыми подходами к работе с детьми 5-7 лет, нормативными документами, регламентирующими работу ДОГ. Определяющее значение при этом имеет ориентированность на учебную модель взаимодействия с детьми. Для предупреждения названных выше проблем администрации школы необходимо организовать специальную подготовку педагогов к работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШБП.

Анализ практики работы ШБП показывает нарушение требований к структуре ООП ДО. Как правило, такая программа для уровня дошкольного образования в общеобразовательных школах отсутствует либо подменяется программой предшкольной подготовки. Однако если ОУ по факту реализует дошкольные образовательные услуги (например, в ШБП для детей, не посещающих ДОУ), имеет лицензию на право их осуществления, это должно найти отражение и в нормативно-правовых документах данного ОУ (уставе, образовательной программе).

В Концепции содержания непрерывного образования выделены следующие характеристики ребенка на момент поступления в школу:

  • устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их, проявляет внимание к окружающим, отзывчив, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других;
  • легко выбирает себе род занятий, партнеров, обладает фантазией и воображением, творческими способностями;
  • у ребенка возникает внутренний план действий, происходит становление произвольности предметных действий и движений, проявляется волевое начало;
  • обеспечивается развитие любознательности детей в ДОУ, познавательных способностей, наблюдательности, способности экспериментировать;
  • повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

ООП ДО должна отвечать образовательным потребностям дошкольника, быть направлена на его самореализацию, достижение определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде. Учебно-методическое обеспечение входит в ООП ДО, конкретизирует содержание и организацию образовательного процесса посредством определения совокупности учебников, наглядных пособий, методических рекомендаций, воспитательных мероприятий (в т. ч. с опорой на выбранную ОУ программу предшкольного образования или на компиляцию из нескольких). Конечной целью создания ООП ДО является реализация собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий* . Кроме того, в ООП ДО должен конкретизироваться режим пребывания детей в ОУ. Он определяется исходя из существующих условий (кадровые, материально-технические, пространственные).

* См.: приказ Минобрнауки России № 655; Методические рекомендации Департамента общего
образования Минобрнауки России от 21.10.2010 № 03-248 “О разработке основной общеоб-
разовательной программы дошкольного образования” (далее – Методические рекомендации
Минобрнауки № 03-248). – Примеч. авт.

Подводя итоги анализа работы ШБП различных ОУ, можно выделить основные трудности, возникающие при их организации:

  • несоответствие декларируемой цели работы данной образовательной структуры и реальных задач, решаемых педагогами на практике. Наблюдается ряд противоречий: между социальным заказом общества на определенный общественный идеал формируемой личности и заказом различных социальных групп (учителя начальных классов, родители будущих первоклассников); между образовательной целью определенной программы и педагогическими целями, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии;
  • недифференцированность образовательных услуг, предлагаемых детям, не посещающим и посещающим ДОУ. В первом случае требуется обеспечить реализацию ООП ДО, во втором правомерно говорить о кружковой направленности образовательного процесса, организованного в логике дополнительного образования.
  • Учитывая серьезность и системность проблем и нарушений в работе ШБП, администрации и педагогам школ, работающим с будущими первоклассниками, необходимо пересмотреть подходы к организации деятельности данной структуры.

В приложении 1 представлен алгоритм организации работы по подготовке детей к обучению в школе. В приложении 2 - примерное положение о "Школе будущего первоклассника".

Организация режима пребывания детей в ОУ включает:

  • ежедневную организацию жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающую личностно ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие СанПиН;
  • планирование и проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями контингента воспитанников*.

Приложение 1

Алгоритм организации работы по подготовке детей к обучению в школе
1. Провести анализ образовательных потребностей населения в масштабах района школы (села, города в целом).
По результатам анализа можно определить наиболее востребованную направленность ДОГ, которая может быть открыта на базе данного ОУ** . Это могут быть:

• группы для часто и длительно болеющих детей;
• группы коррекционной направленности;
• группы общеразвивающего вида для детей, не посещающих ДОУ;
• группы по подготовке к школе (собственно ШБП***) .

* См. Методические рекомендации Минобрнауки № 03-248. – Примеч. авт.
** См.: письмо Минобразования России от 10.04.2000 № 106/23-16 “О программе развития новых форм российского дошкольного
образования в современных социально-экономических условиях”; письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 “О вне-
дрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из раз-
ных социальных групп и слоев населения”. – Примеч. авт.
*** См.: Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования: реги-
ональный опыт организационного решения // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 4. – Примеч. авт.

Важно отметить, что ряд задач, связанных с ожиданиями родителей (знакомство с педагогами, школой как зданием), а также задач, возлагаемых на ШБП (адаптация детей к школе, формирование детского коллектива, освоение школьных правил), с большим успехом может решить такая структура предшкольного образования, как ДОГ при детском оздоровительном пришкольном лагере* .

Стоит также обратить внимание на кружково-студийную модель предшкольного образования. Преимущество данной модели состоит в том, что дошкольники непосредственно включаются в традиционную систему внеучебной работы школы. Это посещение спортивных секций **, кружков художественного и прикладного творчества, участие в праздниках, экскурсиях, встречах с интересными людьми, творческих и исследовательских проектах.

* См.: Тимофеева Л.Л. Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания и полного дня на базе детских оздо-
ровительных лагерей // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 2. – Примеч. авт.
** См.: Тимофеева Л.Л. Развивающие возможности спортивной секции по бадминтону // Инструктор по физкультуре ДОУ. 2009. № 3;
Тимофеева Л.Л. Бадминтон в начальной школе. М., 2012. – Примеч. авт.

2. Провести анализ возможностей ОУ по реализации выявленных образовательных потребностей.
При этом возможности школы необходимо сравнить с совокупностью требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования, а именно требований к кадровому, материально-техническому, учебно-материальному, медико-социальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому и финансовому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  • комфортные условия для воспитанников (в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья) и педагогических работников.

3. Подготовить педагогов к работе в условиях вариативного дошкольного образования.
Практика подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, связанной:

  • с новыми задачами образования;
  • требованиями к сопровождению и организации детской деятельности;
  • представлениями о качественной подготовке детей к школе;
  • работой дошкольных образовательных групп различного вида.

4. Разработать нормативное обеспечение работы ШБП.
При открытии ДОГ на базе различных учреждений создается пакет документов:

  • положение о ДОГ;
  • приказ об открытии ДОГ, издаваемый на уровне органов управления образования и ОУ;
  • договор с родителями (лицами, их заменяющими) на оказание образовательных и иных услуг;
  • договор о сотрудничестве с организациями культуры, здравоохранения, социальной защиты;
  • документы, регламентирующие порядок функционирования ДОГ (режим дня, сетка организованной детской деятельности, планы образовательной работы, работы с родителями и пр.).

Данные документы составляются на основе действующих федеральных и региональных нормативов, в соответствии с которыми также вносятся коррективы в основные документы, регламентирующие деятельность ОУ (устав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников и др.). Руководителю ОУ необходимо внимательно проанализировать действующие и изучить новые документы, регламентирующие работу с детьми дошкольного возраста.

5. Разработать ООП ДО.
Эта работа связана с выбором примерных и специальных (предшкольных) программ обучения и развития дошкольников, УМК, диагностических методик, оптимальных для данной организационной формы, контингента воспитанников, кадрового состава*.

Приложение 2
Примерное положение о "Школе будущего первоклассника"**
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности
"Школы будущего первоклассника" (далее - ШБП) (полное название ОУ)
1.2. Организационно-правовой формой ШБП является дошкольная образовательная группа кратковременного пребывания по подготовке к школе детей 6-7 лет***, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ), функционирующая на бесплатной основе.

* См.: Бережнова О.В. Что нужно знать об образовательной программе и как ее составить // Дошкольная педагогика. 2011. № 6 (71);
Бережнова О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного процесса в ДОУ // Воспитатель ДОУ.
2011. № 9. – Примеч. авт.
** Положение обсуждается и принимается на педагогическом совете школы. – Примеч. авт.
*** Возможен вариант функционирования ШБП для детей 5–7 лет (два года обучения). – Примеч. авт.


1.3. В своей деятельности ШБП руководствуется:

  • Законом РФ от № (указывается актуальная редакция на момент составления положения) "Об образовании";
  • типовым положением о ДОУ, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
  • СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"»;
  • уставом образовательного учреждения (далее - ОУ);
  • другими нормативными документами, регламентирующими функционирование дошкольных образовательных групп.

2. Цели и задачи ШБП
2.1. ШБП организуется в целях подготовки ребенка к школе и обеспечивает условия для освоения школьной программы, адаптации к школьной жизни, дальнейшего успешного обучения в школе.
2.2. Основными задачами ШБП являются:

  • обеспечение разностороннего познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей старшего дошкольного возраста;
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития будущих первоклассников.

3. Порядок и условия приема в ШБП
3.1. В ШБП принимаются дети , не посещающие ДОУ, проживающие
(возраст) (место проживания) * * По решению ОУ может быть указано: “независимо от места проживания воспитанников”. – Примеч. авт.
3.2. Зачисление детей в ШБП осуществляется на основании заявления установленного образца от родителей (законных представителей), медицинской справки о состоянии здоровья воспитанников и закрепляется договором на оказание бесплатных образовательных услуг.
3.3. Предельная наполняемость группы кратковременного пребывания по подготовке к школе -20 воспитанников.
4. Управление ШБП
4.1. Открытие ШБП, состав дошкольных образовательных групп и их количество, состав педагогических работников, привлекаемых к работе в ШБП, закрепляются приказом директора школы ежегодно.
4.2. Общее руководство образовательной деятельностью ШБП и организацию педагогического процесса осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией.
4.3. Непосредственную образовательную деятельность в ШБП осуществляет учитель начальных классов (в случае комплектования двух и более групп - учителя начальных классов), назначаемый директором ОУ на основании его приказа ежегодно.
4.4. В образовательных целях на основании приказа директора к работе в ШБП могут привлекаться другие педагогические работники школы (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель музыки, учитель физкультуры и пр.).
5. Организация образовательного процесса в ШБП
5.1. Содержание образовательного процесса строится в соответствии с основной общеобразова-
тельной программой дошкольного образования, составленной на основе  (используемая программа предшкольного образования)
5.2. Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется учебным планом, календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогическими работниками и утвержденными директором ОУ.
5.3. Образовательная деятельность строится на педагогически обоснованном выборе учителями технологий, методик, средств, форм и методов обучения, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, способствующих формированию интеллекта, элементов учебной деятельности и ориентированных на личностные особенности детей и их разностороннее развитие.
5.4. Нормативный срок освоения программы ШБП (указывается срок в соответствии с используемой программой), режим работы (указывается режим).
5.5. Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным директором ОУ.

5.6. Занятия ШБП проводятся в учебных помещениях ОУ, соответствующих действующим СанПиН.
5.7. Продолжительность занятий в ШБП составляет 25-30 мин, перерывы между занятиями - не менее 10 мин.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. Родители (законные представители) воспитанников обязаны:

  • своевременно представлять все необходимые документы, предусмотренные уставом ОУ;
  • обеспечить ребенка всем необходимым для занятий;
  • незамедлительно сообщать об изменении контактного телефона и места жительства;
  • извещать об уважительных причинах отсутствия ребенка на занятиях;
  • посещать мероприятия, организуемые для родителей.

6.2. Родители (законные представители) воспитанников вправе:

  • обращаться к педагогическим работникам по всем вопросам деятельности ОУ, вносить предложения по организации работы ШБП;
  • получать полную и достоверную информацию о ходе и результатах усвоения их ребенком программы предшкольного образования;
  • требовать консультативной и методической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития их детей, в т. ч. в индивидуальном порядке.

6.3. Педагогические работники обязаны:

  • организовать и обеспечить надлежащую реализацию программы предшкольного образования в соответствии с утвержденным учебным планом и расписанием занятий;
  • проявлять уважение к личности ребенка, оберегать его от всех форм физического и психического насилия;
  • обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям.

6.4. Педагогические работники вправе:

  • выбирать технологии, методики, средства, формы и методы обучения дошкольников для реализации программы предшкольного образования, ориентируясь на специфику организации обучения в дошкольном детстве;
  • планировать различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • обращаться к администрации школы за помощью в организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста;
  • требовать от администрации школы организации повышения их квалификации (переподготовки) по вопросам предшкольного образования.
  • От редакции
    Пример разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования группы кратковременного пребывания "Школа будущего первоклассника" будет опубликован в следующем номере журнала "Управление начальной школой"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль