Методика "Ассоциации"

4239

Автор: Н.Ю. Филимонова,  педагог-психолог МБДОУ центр развития ребенка - детский сад «Золотая рыбка», г. Абакан, Республика Хакасия

Методика "Ассоциации" - своеобразный генератор идей, позволяющий внутренние образы перевести во внешние. Это поможет составить психологический портрет личности ребенка, а также понять  его психическое состояние.

Мы все в детстве любили разглядывать облака и разные другие неровные контуры и ассоциативно представлять, на что похожи вырисовывающиеся образы. Забавно, что  порой для одного ребенка облако становилось танцующим на одной ноге слоном, а другой - видел в нем смешного щенка. Получается, что несовершенство возбуждает глубины бессознательного, аккумулируя наши креативные способности.

Художники-сюрреалисты придумали массу творческих приемов, позволяющих "путешествовать" в подсознание. Например, "автоматический рисунок" - чтобы его выполнить, нужно водить карандашом по бумаге левой рукой или с закрытыми глазами, и образы рождаются сами.

Методика "Ассоциации" - один из вариантов ассоциативной деятельности, которая проводится с детьми в возрасте от 5 лет в индивидуальном порядке. Задачи методики вытекают из запросов родителей и целей, которые ставит психолог. Методика может использоваться как диагностический инструментарий и (или) как средство развивающей и коррекционной работы. В то же время применение методики - удобный способ установления контакта с ребенком, позволяющий ему

пережить в игровом взаимодействии многие значимые для него моменты жизни. Плюсы методики:

  • Проводится по принципу "ступенек". Происходит поэтапное развитие творческих способностей и освобождение от внутренних проблем и зажимов (если они есть). Чем чаще играть в "ассоциации", тем более сложные и интересные образы, даже целые картины ребенок научается видеть.
  • Результаты применения методики видны сразу.
  • Доступность. Работа обеспечивается минимальным количеством атрибутов (нужен только лист бумаги).
  • Взаимодействие педагога-психолога с ребенком может осуществляться в любом удобном месте.
  • Принцип приключения. Коррекционно-развивающая встреча с ребенком носит характер непредсказуемости. Она - как приключение, путешествие в душу ребенка, в котором можно встретиться с бесконечным количеством образов.

Эта методика уникальна тем, что ребенок, играя, познает себя. Она помогает гармонизировать представления о чем-то, что-то изменить, просто улыбнуться, даже вылечить недуг

Алгоритм методики "Ассоциации":
1. Смять бумагу.
2. Расправив лист, внимательно всмотреться в получившийся образ.
3. Осознать и назвать получившийся образ.
4. Поработать с данным образом (сочинить сказку, поиграть с бумажным героем, оставить как талисман-оберег и др.).

Этапы сочинения сказки:
1. Выбор героя сказки – в чем-то очень похожего на ребенка, но не его самого.
2. Придумывание зачина сказки: "В некотором царстве, некотором  государстве…", "В волшебной стране…", "Жили-были…".
3. Герой сталкивается с проблемой, трудностью, конфликтом.
4. Герой ищет выход из сложной ситуации, принимает важное решение.
5. Герой справляется с ситуацией. Если он сначала вел себя неправильно, осознает неправоту и изменяется.
6. Развязка – плохие герои наказаны; герой, нашедший выход из ситуации, победивший себя или обстоятельства, получает награду, извлекает  урок и начинает жить по-новому.

Ребенок, "увидев" образ персонажа может с помощью педагога-психолога сочинить сказку, а специалисту останется только проанализировать ее по схеме И.В. Вачкова (приложение).

Психолог: "Я предлагаю тебе побыть сказочником и волшебником. И я уверена, что у тебя все замечательно получится. Для начала возьми лист бумаги (формат А4). Превращение бумаги начинается: скомкай лист так, как хочешь, как можешь. Если есть желание, можешь развернуть лист, а потом еще раз смять его (желательно, чтобы педагог-психолог делал те же действия со своим листом).

Посмотри, теперь это не просто ко мок бумаги. Кто или что у тебя получилось? (Задача педагога-психолога - будить ребенка увидеть образ, вращая лист, слегка разворачивая его, приближая или удаляя. У малыша может возникнуть ассоциация с реальным предметом или сказочным образом. Происходит бессознательная идентификация ребенка с этим образом.) Идентификация с собственным героем у ребенка происходит бессознательно, он об этом не догадывается, но об этом знает психолог. Когда ребенок рассказывает о характеристиках своего героя – он рассказывает о самом себе, даже не осознавая этого).

У тебя отлично получилось, действительно похоже на... (назвать образ, придуманный ребенком). Теперь ты можешь сочинить сказку про... Можешь придумывать все, что захочешь, потому что это только твоя сказка.
Помнишь, как начинаются сказки? (Можно воспользоваться вариантом ребенка или предложить свой.) «Жил-был...» (Далее ребенок рассказывает о своем герое, а психолог с помощью вопросов уточняет: где, с кем жил его герой, что любил делать, - информация из ответов ребенка расскажет о его потребностях, интересах, представлении о самом себе, характере отношений с окружающими.)

Ты знаешь, что в сказках обязательно что-то происходит. "И вот однажды!..." (Ребенок придумывает, что может произойти в его сказке, с его героем. Эта информация поведает педагогу о том, с какими трудностями приходится сталкиваться ребенку в жизни, о значимых для него переживаниях и проблемах.)

Я думаю, что твой герой постарается справиться с этой ситуацией: сам или ему кто-то поможет. (Педагог-психолог
сможет понять, есть ли у ребенка собственные внутренние ресурсы или ему требуется помощь.)
Как и чем закончится твоя сказка? (Для качественной коррекционно-развивающей работы важно, чтобы сказка ребенка закончилась позитивно. В случае "неудачно" законченной сказки, можно предложить переделать концовку.) Ты же помнишь, что сказки всегда заканчиваются хорошо. Попробуй придумать другое окончание сказки. (После этого можно обсудить с ребенком, какой вариант ему нравится больше и чем, что чувствовал герой его сказки в конце, мог бы ребенок гордиться своим героем, почему.)

В заключение встречи можно предложить ребенку зарисовать свою сказку или эпизод, который ему понравился больше всего; "разыграть" сказку в песочнице; изготовить талисман для героя сказки и для себя, наделить его желательными качествами и способностями. Если ребенок «извлек» из глубин своего подсознания неприятный образ, его можно уничтожить.

Из близкого и приятного образа можно сделать "обожаемого друга", олицетворяющего частичку самого ребенка. Это может быть брелок из пластика, кулон или игрушка, которую малыш будет носить с собой. А можно изготовить талисман-образ - сделать рисунок или пластилиновую фигурку. Такой талисман станет оберегом для ребенка, будет приносить удачу, «греть душу» и, возможно, не даст совершить плохой поступок.

Методика "Ассоциации" может стать хорошим подспорьем в работе педагога-психолога и служить как диагностическим инструментарием, так и терапевтическим.

Приложение Схема анализа авторских сказок
Схема разработана И.В. Вачковым на основе подхода Е.Л. Доценко. Психологический анализ проводят (можно вместе с ребенком) по следующим пунктам:
1. Основная тема (темы) сказки - главное, о чем повествует сказка, на чем строится интрига действия.
2. Герой, его личностные качества и мотивы поступков. Чаще всего автор именно себя (или кого-то из близкого окружения) идентифицируется именно с главным героем.
3. Отношения между героем и другими персонажами. Их можно интерпретировать или как характерные для автора отношения со значимыми людьми, или как желательные для него.
4. Важнейшие события - то, что составляет фабулу сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека, причем жизни не только внешней, но и внутренней.
5. Трудности, с которыми сталкивается герой, - часто это метафоры тех трудностей, которые есть у автора в реальности, наиболее важные, эмоционально заряженные проблемы, тревожащие человека.
6. Способы преодоления трудностей. Можно предположить, что это те методы, приемы, ухищрения, которые использует человек. Интересно, что они могут в символической форме отражать реально применяемые в жизни средства, а могут оказаться неожиданно найденным в процессе придумывания сказки способом решения проблемы.
7. Недостающие ресурсы - то, чего не хватает герою, чтобы решить возникшую проблему. За сказочным недостающими ресурсами могут стоять вполне конкретные реальные: как внутренние ресурсы (личностные качества и способности - смелость, решительность, уверенность в себе), так и внешние (физические условия, материальные возможности, жизненные опоры).
8. Имеющиеся ресурсы - то, что имеется в распоряжении человека. Именно поиск и нахождение ресурсов ребенка в созданной им сказке позволяют определить эффективные способы преодоления им психологических трудностей. Порой простое указание на ресурсы героя может стать для ребенка психотерапевтическим фактором.
9. Образно-символический ряд сказки - это и сами сказочные персонажи, и те образы, которые особенно ярко проявляются в сказке. Для правильного толкования надо обязательно поговорить с ребенком о том, какие ассоциации вызывает у него сказочный образ, на что он кажется похожим, какие чувства вызывает.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль