Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

21234

Автор: Откидышева Наталья Валерьевна старший воспитатель МАДОУ №7 "Семицветик" (Новосибирская область)

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Педсовет в детском саду: подготовительная работа

  1. Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с семьями воспитанников.
  2. Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
  3. Проведение смотра - конкурса «На лучший информационный родительский центр»
  4. Тематический контроль "Организация сотрудничества с семьями"
  5. Оформление буклета "Компетентный педагог в сфере общения с родителями"

Повестка дня

  1. Выступление старшего воспитателя.
  2. Анализ анкетирования педагогов, мам и пап дошкольников
  3. Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с семьями воспитанников"
  4. Справка по итогам тематического контроля "Организация сотрудничества с "
  5. Выступление педагогов "Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями".
  6. Страничка мудрых мыслей.
  7. Психологическая зарядка.
  8. Награждение победителей в смотре конкурсе "Лучший информационный центр".
  9. Проект решения педсовета.

Ход педсовета в детском саду

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения "создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; повышение психолого - педагогической культуры семьи в условиях перехода к новым ФГТ". Пройдет он форме устного журнала.

Первая страница информационная.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать мам и пап самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - семья", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время взаимодействие педагога с родителями в ДОУ строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов семьи и опыта домашнего воспитания детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения всеми взрослыми педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным мамам и папам призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает консультативную помощь в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.

У педагогов и членов семей дошкольников есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с заказчиками услуг было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет мамам и папам почувствовать, что другие взрослые тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения внутрисемейных отношений. Взрослые учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его взаимодействием со сверстниками, педагогами.

Да, трудностей на самом деле в организации сотрудничества много: это и непонимание важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается диалог с молодым родительским контингентом, а так же с членами  неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" разговору. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать сленам семей дошкольников, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию "профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями .

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере взаимодействия с родителями? (высказывания педагогов)

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области сотрудничества с родительским контингентом;
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с членами семей дошкольников;
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с взрослыми;
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Знания (содержательный компонент)

  • о семье;
  • об особенностях семейного воспитания;
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  • о методах изучения семьи;
  • о современных формах организации общения.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с членами семей детей
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родительским контингентом
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с взрослыми, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения.
  • Признает роль мам и пап в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с членами семей воспитанников с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении.
  • В общении проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы мам и пап (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с членами семей воспитанников, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении. Кто-то считает, что во всем виноваты папы и мамы, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Взрослым не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Педагогам увидеть причины трудностей — не только в родительском контингенте, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с семьями дошкольников нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Примерный кодекс общения:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседников.
  3. Находить возможность каждый раз говорить что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить собеседников к себе.
  4. Давать членам семей детей возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Проводится диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (приложение 1).

При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Организация сотрудничества с родителями» Справка по итогам тематического контроля.

В ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование педагогов «оценка затруднений в общении педагога с родителями» Цель: анализ самим педагогом своих профессиональных затруднений во взаимодействии с родителями (результаты)

Также провели социологический опрос родителей «Детский сад для наших детей»
(результаты).

Педсовет в детскос саду: «Домашнее задание. Аукцион проектов»

Предлагаю каждой группе презентовать свой проект по взаимодействию детского сада и семьи. У каждого из вас есть по три фишки вы можете отдать их все за какой-то один проект, либо по одной фишки за 3 проекта, либо 2 за один и 1 за другой. В конце нашего аукциона мы определим какой проект получил больше всего голосов.Пятая станица "Психологическая зарядка"

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

"Страница умных мыслей"

Педагоги обмениваются подготовленными заранее высказываниями известных педагогов прошлого и современности, помещая их на "Дерево мудрости".

Последний этап проведения педагогического совета в детском саду — «Награждение» (проходит награждение победителей в конкурсе «Лучший информационный центр для родителей»)

Проект решения педсовета

  1. Реализовать проекты по взаимодействию с родителями и подготовить презентацию по реализации проектов. Срок: май 2013г Ответственные: воспитатели.
  2. Воспитателем всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: март. Ответственные: воспитатели и специалисты.
  3. С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников. Срок апрель. Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели, специалисты.
  4. По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль