Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

21537

Автор: Откидышева Наталья Валерьевна старший воспитатель МАДОУ №7 "Семицветик" (Новосибирская область)

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Педсовет в детском саду: подготовительная работа

  1. Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с семьями воспитанников.
  2. Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
  3. Проведение смотра - конкурса «На лучший информационный родительский центр»
  4. Тематический контроль "Организация сотрудничества с семьями"
  5. Оформление буклета "Компетентный педагог в сфере общения с родителями"

Повестка дня

  1. Выступление старшего воспитателя.
  2. Анализ анкетирования педагогов, мам и пап дошкольников
  3. Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с семьями воспитанников"
  4. Справка по итогам тематического контроля "Организация сотрудничества с "
  5. Выступление педагогов "Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями".
  6. Страничка мудрых мыслей.
  7. Психологическая зарядка.
  8. Награждение победителей в смотре конкурсе "Лучший информационный центр".
  9. Проект решения педсовета.

Ход педсовета в детском саду

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения "создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; повышение психолого - педагогической культуры семьи в условиях перехода к новым ФГТ". Пройдет он форме устного журнала.

Первая страница информационная.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать мам и пап самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - семья", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время взаимодействие педагога с родителями в ДОУ строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов семьи и опыта домашнего воспитания детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения всеми взрослыми педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным мамам и папам призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает консультативную помощь в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.

У педагогов и членов семей дошкольников есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с заказчиками услуг было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет мамам и папам почувствовать, что другие взрослые тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения внутрисемейных отношений. Взрослые учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его взаимодействием со сверстниками, педагогами.

Да, трудностей на самом деле в организации сотрудничества много: это и непонимание важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается диалог с молодым родительским контингентом, а так же с членами  неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" разговору. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать сленам семей дошкольников, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию "профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями .

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере взаимодействия с родителями? (высказывания педагогов)

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области сотрудничества с родительским контингентом;
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с членами семей дошкольников;
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с взрослыми;
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Знания (содержательный компонент)

  • о семье;
  • об особенностях семейного воспитания;
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  • о методах изучения семьи;
  • о современных формах организации общения.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с членами семей детей
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родительским контингентом
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с взрослыми, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения.
  • Признает роль мам и пап в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с членами семей воспитанников с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении.
  • В общении проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы мам и пап (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с членами семей воспитанников, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении. Кто-то считает, что во всем виноваты папы и мамы, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Взрослым не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Педагогам увидеть причины трудностей — не только в родительском контингенте, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с семьями дошкольников нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Примерный кодекс общения:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседников.
  3. Находить возможность каждый раз говорить что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить собеседников к себе.
  4. Давать членам семей детей возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Проводится диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (приложение 1).

При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Организация сотрудничества с родителями» Справка по итогам тематического контроля.

В ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование педагогов «оценка затруднений в общении педагога с родителями» Цель: анализ самим педагогом своих профессиональных затруднений во взаимодействии с родителями (результаты)

Также провели социологический опрос родителей «Детский сад для наших детей»
(результаты).

Педсовет в детскос саду: «Домашнее задание. Аукцион проектов»

Предлагаю каждой группе презентовать свой проект по взаимодействию детского сада и семьи. У каждого из вас есть по три фишки вы можете отдать их все за какой-то один проект, либо по одной фишки за 3 проекта, либо 2 за один и 1 за другой. В конце нашего аукциона мы определим какой проект получил больше всего голосов.Пятая станица "Психологическая зарядка"

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

"Страница умных мыслей"

Педагоги обмениваются подготовленными заранее высказываниями известных педагогов прошлого и современности, помещая их на "Дерево мудрости".

Последний этап проведения педагогического совета в детском саду — «Награждение» (проходит награждение победителей в конкурсе «Лучший информационный центр для родителей»)

Проект решения педсовета

  1. Реализовать проекты по взаимодействию с родителями и подготовить презентацию по реализации проектов. Срок: май 2013г Ответственные: воспитатели.
  2. Воспитателем всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: март. Ответственные: воспитатели и специалисты.
  3. С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников. Срок апрель. Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели, специалисты.
  4. По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль