Использование имитационно-игровых технологий

1936

Автор: Плешкова Галина Андреевна инструктор по физической культуре ГБОУ ЦРР - детский сад № 758 (Москва)Методические рекомендации адресованы воспитателям и инструкторам физической культуры дошкольных учреждений.Игра - непременный спутник детства. Она заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Игра всегда имеет цель, и стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, волю, инициативу, развиваются физически, совершенствуют умения и навыки, такие как быстрота, ловкость, силу и выносливость, гибкость.

Игра дисциплинирует детей, воспитывает честность, выдержку и требовательность к себе.

Использование подвижных игр на занятиях физической культурой и в повседневной жизни позволяет достигать тех или иных целей.

Одной из задач непрерывной физкультурно-оздоровительной программы является использование имитационных упражнений в целях раскрытия, развития двигательных способностей детей, деликатного устранения недостатков физического развития детей, укрепления здоровья, формирования определенных знаний и двигательных навыков, умения фантазировать.

Знакомство с имитационными упражнениями происходило в игре. Практика работы показала, что у детей есть свои любимые игры, в которые они играют чаще, чем в другие. Чтобы не потерялся интерес детей к знакомой игре, приходилось дополнять игру новыми заданиями, предлагались более сложные варианты.

Наблюдая за детьми, по возможности предлагались разные сюжеты игры, которые расширяли имеющиеся представления и знания детей об окружающей жизни. При этом не требовалось точности и правильности выполнения движений, а позволялось детям двигаться свободно, тем самым не снижая эмоциональной активности детей, не разрушая самостоятельных решений игровых задач.

Так появилась подвижная игра "Совушка". Дети познакомились с игрой на занятии физической культурой в старшей группе. Они запомнили правила игры и выполняли все первоначальные движения на хорошем уровне. Игра очень нравилась детям и они очень часто играли в нее по своему желанию. Дети с удовольствием выполняли новые движения, имитируя животных и насекомых. Так постепенно внедрили в игру много новых и интересных движений. Игра всегда увлекала детей, так как была возможность преодолевать новые трудности и освоение новых движений.

Проведение игры соотносилось со временем года, и ее содержание менялось в зависимости от сезона. В создании образа дети развивали творческие способности. Их усилия были не напрасны, они добивались определенных результатов.

Кроме игры "Совушка" использовались следующие игры: "Самолеты"; "Пузырь"; "Караси и щука"; "Змея";  "Конь-огонь" и другие. Предложенные игры могут быть использованы в работе с дошкольниками.

САМОЛЕТЫ

(Для детей 4-5 лет.)

Задачи: Развивать умения ориентироваться в пространстве, действовать сообща с другими детьми. Упражнять в беге врассыпную,по кругу; учить принимать разные исходные положения тела, построение в круг, в колонну.

Начальный этап обучения.

Собрав всех желающих поиграть в "самолеты", воспита­тель, говорит: "Один самолет, еще один самолет и еще один. Много самолетов". Дети готовятся к полету. Одевают комбинезон, имитируя застегивание молний ,кнопок; обуваются - шнуруя ботинки; одевают шлем – застегивая ремень; перчатки, натягивая их на руки, проверяя каждый пальчик.

Дети встают на разноцветные диски, расположенные на полу врассыпную, принимают основную стойку,повер­нувшись лицом к воспитателю.

Воспитатель говорит: "Самолеты, проверьте крылья". (Дети поднимают руки в стороны и подражая воспитателю, наклоняются вправо, влево, "покачивая крыльями"). Самолеты проверьте моторы. (Дети вращают руками перед грудью, разводят их в стороны).

Самолеты приготовьтесь к полету.(Принимают основную стойку).

Заводите моторы.(Делают"«щелчок" языком, имитируя поворт ключа зажигания, вращают руками, сначала медленно, потом быстрее, имитируя звук мотора "р-р-р-р". Полетели.(Бег врассыпную или стайкой за воспитателем). Дети не должны сталкиваться друг с другом. Если это происходит, "самолеты приземляются на ремонт" - пропускают один этап игры.

На посадку. (Дети "приземляются" на том месте, где стоял их "самолет" ).

Игра повторяется 3 раза. После того, как дети усвоили правили игры и закрепили двигательные умения и навыки игра дается с усложнениями.

Усложненный вариант игры.

1.Изменяется расстановка детей. Это может быть построение в круг, в колонну, по периметру зала и т.д. с использованием цветных

ПОДВИЖНАЯ ИГРА СОВУШКА

1. вариант.
Все играющие - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки.

По сигналу "день" птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал "ночь" все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд снова даемся сигнал иденьк, сова улетает в гнездо, дети-птички бегают по площадке.

2. вариант.
Со словами "день наступает, все оживает" дети выполняют подражательные движения:

БАБОЧКИ

И. п. - стоя на носках, руки развести в стороны.
Начальный этап обучения. Знакомство с повадками и характерными чертами бабочки. Взмах руками снизу-вверх через стороны.

1-й этап обучения. Легкий бег на носках с имитационными движениями рук в чередовании с ходьбой обычной.

2-й этап обучения. Бег с высоким подниманием пяток и имитационные движения рук, меняя темп движения и направления. Присесть, ноги вместе, на носках, прямые руки над головой сомкнуть ладони. Творческое исполнение движения. Самостоятельно и точно выполнить технику ходьбы на носках, легко приземляясь с изменением темпа и направления движения. Творчески передавать характер и повадки бабочки мимикой и движениями туловища.

МЫШКИ

Ходьба на носках семенящим шагом.
И.п. Стоя на носках, согнуть в локтях руки, кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз.

Начальный этап обучения. Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движения рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки.

1-й этап обучения. Ходьба на носках, семенящим шагом с имитационными движениями рук в чередовании с ходьбой обычной.
2-й этап. Ходьба на носках семенящим шагом с высоко поднятыми от пола пяток и имитационными движениями рук и головы, подражая мышке и изменяя темп движения в разных направлениях. Творческое Исполнение движения.

Самостоятельно и точно выполнять технику, ходьбы на носках семенящим шагом с изменением темпа и направления. Творчески передавать характер и повадки мьшки мимикой и движениями туловища.

ЛЯГУШКИ

Ползание прьжковым шагом с опорой на руки и стопы.
И.п.- ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединить ладони поставить вместе между ног.

1-й этап обучения. Знакомство с образом лягушки и попыткой имита­ционного движения с передачей характера образа мимикой лица и движениями всего туловища.

2-й этап обучения. Из исходного положения продвинуть соединенные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но пространство между ними. 2- этап обучения. Движения но сразной длиной прыжка, т.е. руки продвигаются вперед на короткое или более длинное расстояние/вперед от ног/.
Творческая передача образа через точные имитационные движения и технику выполнения.

ПАУЧКИ

Ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной.
Начальный этап обучения. Сесть отвести руки назад за спину и поставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади приподнять ягодицы - и все тело вверх.

1-й этап обучения, знакомство с образом паучка и попытка имитационного движения с передачей характера образа мимикой лица и движениями всего туловища.
2-й этап обучения. Из исходного положения ползти, сохраняя "висячее" положение туловища. Изменять темп и направления движения. Выполнять кружения вокруг себя.

Творческая передача образа через имитационные движения. Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге.

ПТИЦЫ

Бег на носках, плавный и легкий.
И.п. Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ладонями.

Начальный этап обучения. Знакомство с образом и попытка имитационного движения с передачей образа.

1-й этап обучения. Из исходного положения пытаться выполнять плавные движения руками: сначала опустить локти, а ладони , наоборот, поднять вверх.
2-й этап обучения. Движения с легким плавным бегом на носках. Пытаться при движении рук приводить в движение пальцы. Творческая передача образа птицы. При движении рук приводить в движение плечи.

ЯЩЕРИЦЫ

Ползание с опорой на руки.

И.п. Лежать на животе, ноги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть. Начальный этап обучения. Знакомство с образом ящерицы и попытка её имитационных движений.

1-й этап обучения. Ползать только с опорой рук, поочередно продвигаясь вперед, при этом ноги остаются соединенными и прямыми.
2-й этап обучения. Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединенными вытянутыми носками ног, все остальные части тела находятся в приподнятом положении.
Творческая передача образа ящерицы и техники ползания с опорой на руки.

ЧЕРВЯЧКИ

И.п. Лежа на спине, ноги вытянуть вместе, руки прижаты к туловищу. Начальный этап обучения. Лежать на спине, руки прижаты к телу, ноги вытянуть вместе, сгибать ноги в коленях. ,

1-й этап обучения. Лежа на спине, руки прижаты к телу, ноги чуть полусогнуты в коленях за счет пяток и ягодиц, а также спины и плеч перемещаться вперед или назад.
2-й этап обучения. Совершенствование двигательных имитационных навыков. Творческая передача образа.

ВАРИАНТЫ исходных положений и движений.

ПАУЧКИ
1. Принятие позы на "задних" четвереньках и сохранение ее в течение заданного времени
2. Из и.п. задних низких четверенек - различные движения головой влево, вправо, вверх-вниз, круговые движения и их сочетания.
3. Топтание на месте в позе "задних" низких четверенек, затем, то же, но с разворачиванием вокруг вертикальной оси.
4. Ползание на "задних" низких четвереньках по горизонтальной твердой поверхности
5. Ползание на "задних" низких четвереньках спиной вперед
6. Ползание на "задних" низких четвереньках над горизонтальными препятствиями (лежащему на полу канату, шесту)
7. Ползание на "задних" низких четвереньках с переноской предмета, лежащего между бедрами и животом, на заданное расстояние
8. Обползание на "задних" низких четвереньках разных горизонтальных и вертикальных препятствий.
9. Ползание на "задних" низких четвереньках боком приставными шагами
10. Ползание на "задних" низких четвереньках по эластичной мягкой опоре: гимнастическим матам, поролоновым модулям, рыболовной сети
11. Ползание на "задних" низких четвереньках с закрытыми глазами на звук погремушки или голос педагога, то же, на перемещающийся источник звука.

ЯЩЕРИЦЫ

1. И и.п. лежа на животе на гладкой поверхности (пола) - передвижение вперед-назад только за счет отталкивающих движений
2. Ползание по-пластунски по горизонтальной поверхности.
3. То же, на мягкой эластичной (рыхлой) поверхности (гимнастический мат)
4. Ползание по-пластунски "ногами вперед"
5. Ползание по-пластунски "змейкой", огибая горизонтальные (вертикальные) препятствия
6. Ползание в сочетании с переворотами и разворотами (на месте и в движении)
7. Ползание по-пластунски под горизонтально расположенными препятствиями (резинкой, веревкой, щитом, скамейкой, гимнастической палкой)
8. Ползание по-пластунски, с преодолением невысоких вертикальных препятствий (скамеек, матов и др.)
9. Ползание по-пластунски, сочетая передвижения под препятствием и через него
10. Ползание по-пластунски с переползанием через лежащего поперек пути партнера (не задевая его)
11. Ползание по-пластунски со связанными в районе щиколоток ногами ("хвост")

ЧЕРВЯЧКИ И ЗМЕИ

1.И.п. лежа на спине - сохранение данной позы в течение заданного времени ("антигравитационная разгрузка позвоночника")
2.И.п. лежа на спине - движения головой в различных направлениях: влево-вправо, к груди - назад, круговые движения в обе стороны, сочетание перечисленных движений
3.Из и.п. лежа на спине - поднимание прямых ног (или полусогнутых) до угла 30-40 градусов (одновременно) с возвращением в и. п .
4.Из и.п. лежа на спине, опираясь на предплечья и стопы - приподнять туловище, прогнуться, задержаться на определенное время в этой позе, вернуться в и.п.
Из и.п. лежа на спине - ползание при помощи волнообразных движений туловища с опорой на пятки, ягодицы и затылок (в оба направления)
5.И.п. лежа на спине - ползание только за счет отталкивающих движений ногами
6.И.п. лежа на спине - ползание только за счет отталкивающих движений ногами.
7.И.п. лежа на животе, руки согнуты под грудью или вытянуты вдолб туловища, ноги выпрямлены или согнуты в коленях - сохранение данной позы в течение заданного времени ("антигравитационная разгрузка позвоночника")
8.То же, но головой выполняются в различных направлениях: влево, вправо, вверх-вниз, круговые движения в обе стороны, сочетание перечисленных движений
9.И.п. лежа на животе - "потягуси", максимально вытягивать - выпрямлять руки, туловище, ноги
10.И.п. лежа на животе с опорой на предплечья согнутых в локтях рук - выполнение различных движений головой

ЖУКИ

1.И.п. на низких четвереньках - различные движения головой (влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения и их сочетания)
2.И.п. на низких четвереньках - топтание на месте, затем то же, но с разворачиванием вокруг вертикальной оси
3.Ползание на низких четвереньках по горизонтальной твердой поверхности
4.Ползание на низких четвереньках ягодицами вперед ("задний ход")
5.Ползание на низких четвереньках "челночным способом: сначала вперед, затем назад
6.Ползание на низких четвереньках боком, приставными шагами
7.Ползание на низких четвереньках вокруг горизонтальных и вертикальных препятствий
8.Ползание на низких четвереньках по дорожке определенной ширины
9.Ползание на низких четвереньках под горизонтально расположенным на определенной высоте препятствием
10.Ползание на низких четвереньках в ограниченном пространстве "туннеля"
11.Ползание на низких четвереньках по ограниченной и возвышенной опоре
12.Ползание на низких четвереньках с закрытыми глазами на звук погремушки или голос педагога
13.Ползание на низких четвереньках, толкая головой мяч средних и больших размеров
14.Принятие позы средних четверенек и сохранение ее в течение заданного времени (элемент расслабляющей "гравитационной разгрузки" позвоночника)
15.Ползание на средних четвереньках по дорожке определенной ширины
16.Ползание на средних четвереньках под горизонтально расположенном на определенной высоте препятствием (веревка, шест и др.)
17.Ползание на средних четвереньках по ограниченной опоре (гимнастической скамейке, модулям и др.)
18.Ползание на средних четвереньках с закрытыми глазами на звук погремушки и голос педагога
19.Ползание на средних четвереньках ногами вперед.

Литература:

  1. И.М.Коротков "Подвижные игры детей". М., 1987г.
  2. Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста"М., 1999г.
  3. П.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, А.С. Фурмин "Игры и развлечения детей на улице". М.,1990г.
  4. В.П. Щербаков "Физкультура от 3 до 17 лет". Издательство "Центр инновации в педагогике", М., 1996 г.

 

 

 

 

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль