Содержание статьи:
Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников»
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества в ДОУ вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Скачать книгу «Управление персоналом»
Скачать бесплатно в .pdf
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!
Наставничество в ДОУ: работа с молодыми педагогами
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, психологической компетентности, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:
1. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС2. Коллеги рассказали, что помогло им найти и удержать молодых воспитателей
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как профессиональной компетентности, так и в личностной.
Сайт предназначен для работников сферы образования
Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:
- доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
- 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
- более 200 сценариев открытых уроков;
- 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В 2010 году в связи с увеличением количества единиц воспитателей по штатному расписанию в «нашем полку» прибыло 4 молодых педагогов. В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к педагогам, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста, так родилась идея наставничества в ДОУ.
В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник, создан Совет наставников, и я являюсь председателем Совета.

Как осуществляется методическое сопровождение педагогов детского сада на этапе их адаптации?
Отвечает эксперт справочной системы «Образование»
Цели, задачи и формы наставничества в ДОУ
Советом наставников были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель наставничества в ДОУ: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
- Совместно планировать работу с молодым педагогом

Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Выбор формы работы с молодым специалистом начали с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования и собеседований определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами в детском саду было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество в ДОУ – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".
Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.3й этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Аспекты работы с молодыми специалистами в ДОУ
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога:
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учетом следующих факторов:
- уровень базового образования;
- индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Советом наставников разработан план работы, утвержденный на педагогическом совете.
План работы по наставничеству в ДОУ
Скачать таблицу План работы по наставничеству в ДОУ
Скачать в .docx
Тема |
Рассматриваемые вопросы |
сроки |
Знакомство с молодым воспитателем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога, заключение эффективного контракта в ДОУ. |
Сентябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления |
Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях "Неделя успеха", работе методического объединения, занятия молодого педагога. |
Сентябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии |
Дискуссия на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). |
Октябрь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства |
Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее |
ноябрь |
Имидж педагога. |
Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. |
Сентябрь |
Педагогическая ситуация. |
Совет "бывалого". |
Октябрь |
Копилка интересных занятий. |
Разработка или описание интересных занятий силами самим молодым специалистом. |
|
Самообразование воспитателя |
Выбор методической темы. Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год |
В течение года |
Как написать обобщение педагогического опыта |
Выбор методической темы, технология описания опыта |
Апрель |
Аттестация. Требования к квалификации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Папка достижения педагога |
Ноябрь- декабрь Март- апрель |
Методическая выставка достижений молодого воспитателя. |
Уровень профессионализма молодого воспитателя – систематизация наработок профессиональной деятельности. |
Конец учебного года |
Диагностика воспитанников |
Методика проведения обследования |
Формы работы с молодыми педагогами в ДОУ: обмен опытом
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми.
Наставники-педагоги, помогли молодым коллегам создать папку достижений педагога на сайте нашего детского сада, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду провели конкурс педагогического мастерства “Воспитатель года”, в котором приняли участие все молодые педагоги.
Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм.
Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ (в коллективе 50% педагогов-стажистов) и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаём этому методу значительное предпочтение.
Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате наши молодые коллеги в этом году проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду в должности воспитателя.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Читайте больше о молодых педагогах:
- Система работы старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами
- Положение о Неделе молодого специалиста
- План работы с молодыми специалистами на два года
- Профессиональное становление молодого учителя
- Опыт работы с молодыми педагогами
Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников
Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования , Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования