Программа "Познайка"

890

Автор: Молодчая Татьяна Владимировна, старший воспитатель ГБОУ ЦРР - детский сад №1958 (Москва)

Данная программа направлена на развитие у детей предпосылок диалектического мышления, а именно способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели составлены в соответствии с инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249-03).

Программа дополнительного образования по эколого –экспериментальной деятельности разработана на основе художественно – экологической программы Т.А.Копцевой «Природа и художник», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ, комплексно-целевой программы по проблеме «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника», авт. Л.Н.Прохорова, Н.Р.Климова ( на втором этапе обучения: 5-7 лет) и включением в работу с детьми проектного метода.
Актуальность.
Проблема саморазвития и развития в настоящее время является центральной для детей дошкольного возраста. Опираясь на научное изучение детской активности, линий психического развития (А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Л.А.Венгер и др.) были сформулированы основные положения детского экспериментирования (А.Н.Леонтьев, С.Л. Новосёлова, Н.Н.Поддьяков). Фундаментальный вывод был сделан Н.Н.Поддьяковым об экспериментировании, как основе детского творчества и саморазвития.

Программа направлена на развитие у детей предпосылок диалектического мышления, а именно способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Предлагаемая система творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического воспитания.

Цель программы:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством развития познавательной активности.

Задачи:

  • Передача и накопление опыта эмоционально-личностного отношения к миру.
  • Развитие индивидуальных особенностей и возможностей детей, направленных на более глубокое и расширенное освоение окружающего мира;
  • Формирование чувственных представлений с использованием отражательной деятельности ребёнка;
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование "культуры творческой личности" (самореализация личности);
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в выборе способов познания и средств осуществления замысла.

Отличительные черты:

  • Самый простой способ для решения задач – попытаться дать как можно больше знаний.
  • Другой путь – способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей средствами проблемного обучения.
  • В этом заключается отличие данной программы от базовой программы развития и воспитания детей в детском саду. Внимание переносится от содержания к средствам.
  • Поэтапно, в процессе деятельности, дети познают окружающий мир и систематизируют знания о природе с опорой на свой опыт и наблюдения. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование результатов творчества поможет ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
  • Во время занятий проводится 1 -2 эксперимента с детьми среднего возраста и 2 -3 с детьми старшего дошкольного возраста ( в зависимости от сложности).
  • Содержание построено на основе природного окружения детей и географических условий местности.
  • Материал программы рассчитан на использование динамичных моделей. Дошкольникам не даётся готовых рецептов, а создаётся предпосылка для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.
  • Дети самостоятельно учатся сериации, классификации, установлению последовательностей и взаимозависимостей, что приводит к успешному овладению навыками детского моделирования, экспериментирования и проектирования. Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов и предметов.

Условия реализации программы:

  • Оснащение Центра науки лабораторией для экспериментирования детей;
  • Наличие коллекционных экспозиций;
  • Оборудованная комната русского быта;
  • Наличие библиотечки экспериментатора;
  • Оснащение изостудии материалами для экспериментирования;
  • Организация экологической тропинки на территории детского сада;
  • Организация трудовой деятельности на огороде и в теплице;
  • Оборудованная метеоплощадка.

Структура программы:
Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1. Художник, природа и я. (32 часа)
2. Художник и природа родного края. (32 часа)
3. Художник и природа нашей страны. (32 часа)
4. Художник и природа пяти континентов. (32 часа)

Занятия проводятся по подгруппам 8-10 человек, во второй половине дня, обязательное наличие индивидуальной работы с детьми, обладающими различным уровнем развития: способных и одаренных детей, заторможенных, неуверенных в своих силах.
Учебно – тематический план:

1.       

Содержание

Младший возраст.

1.

Мир природы.

10

Выставка детских работ.

2.

Мир животных.

8

Экспозиция.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

8

Фотовыставка .

Средний возраст.

1.

Мир природы.

9

Выставка детских работ.

2.

Мир животных.

9

Выставка проектов.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

8

Выставка детских работ.

Старший возраст.

1.

Мир природы.

10

Фотовыставка.

2.

Мир животных.

6

Выставка проектов.

3.

Мир человека.

6

Фотовыставка.

4.

Мир искусства.

10

Выставка работ.

Подготовительный к школе возраст.

1.

Мир природы

10

Выставка проектов.

2.

Мир животных

6

Фотовыставка.

3.

Мир человека.

10

Защита проектов.

4.

Мир искусства.

6

Выставка работ.

Содержание работы

Тема

Часы

Программное содержание

Материал

Младший возраст

1.

Мир природы:

10



1.1

Образы неба. Небесные цвета.

1

Развивать умение анализировать картины природы, определять причины изменений окраски неба.

Фильмоскоп, слайды, краски акварельные, кисти, тряпочки.

1.2

Образы неба.  Свойства воды.

1

Учить определять существенные признаки воды и красок. Развивать любознательность.

Гуашь, сосуды предметы для опытов.

1.3

Образы неба. Облака и тучи.

1

Знакомить с тремя стихиями: землёй, водой и воздухом. Развивать наблюдательность, фантазию.

Гуашь, кисти, тряпочки, картины с изображением неба: облако, тучи.

1.4

Образы неба. Дружба солнца с зимой.

1

Развивать умение анализировать картины природы, различать солнце в разное время суток.

Диапроектор, слайды, трафареты, краски, картины.

1.5

Образы земли. Осенние дорожки.

1

Учить распознавать листья разных деревьев. Развивать наблюдательность.

Цент песка, листья и другой природный материал.

1.6

Образы растений. Цветы.

1

Знакомить с частями растения. Формировать представление о потребности растений в тепле, солнце и влаге, сравнивая пересаженные цветы из клумбы.

Д/п "Огород", модель "Строение цветка", книжки – малютки.

1.7

Образы растений. Краски природы.

1

Знакомить со свойствами овощей. Воспитывать желание помочь растениям.

Бот.  лото с эл. моделирования, динам. модель

1.8

Образы деревьев. Ель.

1

Развивать умения сравнивать объекты природы: строение; выделять контрастные признаки различия и некоторые сходства.

Коллекция коры деревьев, иллюстрации деревьев.

1.9

Образы деревьев. Цветение деревьев.

1

Уточнять понятие о росте деревьев. Развивать наблюдательность, воображение.

Картины  и фотографии, модель "Строение дерева".

1.10

Образы природы.. Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания о мире природы. Развивать умения сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

Природный материал, иллюстрации.

2

Мир животных

8



2.1

Образы птиц. Зимующие птицы.

1

Формировать представление о птицах. Развивать умение сравнивать образы птиц, их повадки.

Иллюстрации птиц, игры, модель "Птицы".

2.2

Образы птиц. Водоплавающие птицы.

1

Формировать представление о птицах. Развивать умение сравнивать образы птиц на основе строения тела.

Иллюстрации птиц, игры, модель «Птицы», коллекция оперения.

2.3

Образы насекомых. Божья коровка.

1

Расширение представления о живой природе. Изучение строения насекомого.

Коллекция насекомых, иллюстрации.

2.4.

Образы подводного мира. Улитка.

1

Знакомить с правилами заселения аквариума.  Расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Коллекция ракушек, аквариум, отстоянная вода, водоросли, улитки.

2.5.

Образы домашних животных. Хрюша.

1

Уточнять понятия о домашних животных. Развивать умения сравнивать объекты, находить существенные признаки.

Герой передачи – Хрюша, иллюстр. и муляжи домашних животных.

2.6.

Образы домашних животных. Филя.

1

Учить проективной технологией. Расширять представления о домашних животных.   

Герой передачи – Филя, , иллюстр. и муляжи домашних животных, дидактическая игра.

2.7.

Образы диких животных. Заяц.

1

Расширять представления о животных. Развивать наблюдательность.

Муляжи диких животных, иллюстрации зайца в лесу.

2.8.

Образы рогатых животных. Коза – дереза.

1

Уточнять представления о животных. Развивать умение классифицировать по двум признакам .Воспитывать чувство сопричастности к живому миру.

Герои сказки "Волк и семеро козлят", иллюстрации козы и козлят.

3

Мир человека.

6



3.1.

Органы чувств и эмоции. Автопортрет.

1

Формировать представление о человеке. Учить распознавать настроение по меняющимся очертаниям лица.

Портреты  детей и взрослых, д/п "Человек".

3.2.

Я люблю лепить.

1

Расширять представления о возможностях человека. Развивать находчивость и терпение. Знакомить со свойством пластичности.

Пластилин, природный материал.

3.3.

Человек изучает природу через ощущения.

1

Расширять представления о возможностях человека. Знакомить со свойством таяния. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Ящик ощущений.

3.4.

Ощути праздник и сюрприз.

1

Формировать  у детей чувственные представления.

Природный материал, атрибуты праздника.

3.5.

Человек заботится о своём здоровье.

1

Формировать представление о здоровье, личной гигиене человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Носовые платки, полотенце, мыло, зубная щетка, паста…

3.6.

Мои любимые игрушки.

1

Расширять представления об игрушках. Развивать навыки классификации и анализа предметов. Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Игровой материал, материал из музея игрушки "Русской избы"

4

Мир искусства.

8



4.1.

Образы растительного мира в икебана.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Природный материал, пробка.

4.2.

Я люблю рассматривать книги. Избушка для солнышка.

1

Обучать проектной технологий: постановке проблемы, поиск решений. Развивать воображение, фантазию.

Цветная бумага, восковые мелки или гуашь.

4.3.

Я люблю слушать сказки. Чудо-цветок.

1

Знакомить с «волшебным»и приёмами сказок. Учить составлять свои сказки на песке. Развивать воображение.

Иллюстрации цветов, природный и бросовый материал, центр песка.

4.4.

Я люблю смотреть кукольный театр. Колобок.

1

Знакомить со сценическим мастерством и театральными куклами.

Театральные куклы (перчаточные) , ширма, пластилин…

4.5.

Я люблю смотреть цирковое представление. Весёлый клоун.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы (марионетки), ширма, различная бумага, фломастеры…

4.6.

Я люблю смотреть цирковое представление. Дрессированный страус.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы (марионетки), ширма, различная бумага, фломастеры

4.7.

Я люблю любоваться цветами.

1

Учить рисовать, используя натуральные краски природы. Развивать смекалку, находчивость.

Свежие овощи, живые цветы: одуванчик.

4.8.

Обобщающее занятие. Выставка работ.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Материал к выставке.

Средний возраст

1.

Мир природы.

9



1.1.

Образы неба. Солнышко.

1

Развитие умения анализировать картины природы, свойства солнечных лучей.

Картины и иллюстрации природы, сенсорное оборудование, краски, кисти…

1.2.

Дары природы. Овощи и фрукты.

1

Уточнять представления детей об овощах и фруктах. Развивать умение устанавливать причинно-следственную связь.

Свежие овощи и фрукты: морковь, яблоко, лабораторное оборудование

1.3.

Образы цветов. Цветик – многоцветик.

1

Углублять знания о растительном мире. Развивать воображение.

Иллюстрации многолепестковых цветов, д/м "Круглый год"…

1.4.

Образы цветов. Роса на цветах.

1

Расширять представление о многообразии цветочного мира. Знакомить с природным явлением – росой. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Иллюстрации и фотографии цветов (луг, поле, лес, декоративные), гуашь, кисти, цветная бумага…

1.5.

Образы цветов. Солнечный одуванчик.

1

Расширять представление о многообразии цветочного мира. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к природе.

Кадры цветочной фотосессии, снятые в разную погоду, живые цветы на участке: цветущие и те, что отцвели.

1.6.

Образы деревьев. В багрец и в золото одетые леса… Проект "Дерево".

1

Развивать наблюдательность, умение давать сравнительную характеристику природному объекту.

Фото берёзы в различное время года, календарь наблюдений, коллекция осенних листьев.

1.7.

Образы деревьев. Семья хвойных деревьев.

1

Углублять представления о своеобразии растительного мира родного края. Изучать особенности роста и развития дерева.

Календарь наблюдений, иллюстрации ельника и соснового бора, рисунки детей, коллекция семян деревьев…

1.8.

Образы деревьев. Лиственные деревья.

1

Углублять представления о своеобразии растительного мира родного края. Изучать особенности роста деревьев.

Календарь наблюдений, иллюстрации лиственного леса, детские фотографии.

1.9.

Образы земли. Краски осенней земли.

1

Формировать представление об изменениях в живой природе, связанных со сменой времени года.

Костюм осени. Коллекция земли, лабораторное оборудование,  иллюстрации, календари природы.

2.

Мир животных.

9



2.1.

Образы птиц родного края.

1

Развивать умения анализировать структуру объекта природы.

Иллюстрации птиц города в разное время года, коллекция семян, кормушки…

2.2.

Образы птиц. Почему птицы летают? Ворона.

1

Расширять представление о птицах. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Герой передачи – Каркуша, коллекция птичьих перьев, д/п  "Гнёзда", видеофильм.

2.3.

Образы домашних животных. Кот усатый, полосатый.

1

Углублять знания о жизни домашних животных. Развивать умения сравнивать о ассоциировать образы.

Иллюстрации, экспонаты из мини-музея "Кота Матроскина".

2.4.

Образы диких животных. Колючий ёж.

1

Расширять представления о жизни животных родного края. Воспитывать эмоциональную отзывчивость образу.

Фотографии ежа и др. животных, д/м "Лес".

2.5.

Образы диких животных. Лось.

1

Углублять знания о диких животных. Развивать любознательность.

Фото из жизни Лосиноостровского заповедника, коллекция календарей.

2.6.

Образы подводного мира. Морская звезда.

1

Развивать ассоциативные способности, воображение. Совершенствовать проективные навыки.

Аквариум, видеофильм "Подводное царство", краски, восковые мелки, иллюстрации.

2.7.

Образы насекомых. Червячок.

1

Расширять представление о взаимосвязи в живой природе. Развивать аналитические способности.

д/п "Огород", иллюстрации, фотоматериал.

2.8.

Образы насекомых. Заботливые пчелы.Проект «Пчёлка».

1

Углублять знания детей о мире насекомых. Учить находить причинно-следственные связи. Развивать аналитические способности.

Фотоматериал к защите проекта, модель "На лугу", мультфильм "Шмели улетели".

2.9.

Образы животных. Какие разные животные. Обобщающее.

1

Обобщать знания детей о жизни животных родного края. Побуждать  к изучению взаимосвязей в природе.

Рисунки обитателей лесов, полей, рек, гор. Дидактические игры.

3.

Мир человека.

6



3.1.

Образ человека. Тело.

1

Формировать представление о человеке. Учить распознавать настроение по меняющимся очертаниям лица, осанки и поведению.

Зеркала, куклы – пупсы, рисунки с разными выражениями лиц.

3.2.

Волшебное зеркало.

1

Знакомить с особенностями и возможностями человека. Развивать любознательность и фантазию.

Оборудование зеркальной комнаты, фонарики, карандаши, бумага…

3.3.

Я –преобразователь.

1

Знакомить с возможностями человека. Расширять представление о связи человека с природой.

Портрет Леонардо да Винчи, экспонаты копий его изобретений…

3.4.

Любимые телевизионные передачи. Степашка.

1

Знакомить с возможностями человека. Углублять познания в области человеческих изобретений.

Увеличительные стёкла, природный материал, Степашка.

3.5.

Папа, мама и я – дружная семья.

1

Знакомить детей с человеческим ростом и возрастом.  Формировать представление о здоровье.

Детские альбомы с семейными фото, д/п "Возраст человека", ростомер…

3.6.

Человек любит природу. Природоохранная акция.

1

Давать первые представления об экономном использовании природных ресурсов. Воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие проходит на площадке детского сада.

4.

Мир искусства.

8



4.1.

Я – мультипликатор.

1

Знакомить с «волшебным»и приёмами сказок. Учить составлять свои сказки на песке. Развивать воображение.

Центр песка, набор для игр в песок, книжки – малютки…

4.2.

Я – архитектор.

1

Обучать проектной технологий: постановке проблемы, поиск решений. Развивать воображение, фантазию.

Иллюстрации строительных сооружений, фото мини-музея "Жилище человека".

4.3.

Я – создатель мебели.

1

Расширять представления о возможностях человека. Знакомить со свойством дерева. Воспитывать чувство взаимопомощи.

д/п "Комната", дидактические игры, журналы и каталоги мебели, бумага, карандаши…

4.4.

Художник – иллюстратор. Незнайка.

1

Продолжать знакомить с театральными куклами (марионетки). Учить изображать театральный образ.

Театральные куклы, ширма, реквизит, бросовый материал…

4.5.

Художник украшает одежду.

1

Формировать нестандартное мышление. Развивать воображение.

Материал для создания мобилей.

4.6.

Я – художник фитодезайнер.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Декоративные растения, сухая трава и цветы, пробка, клей и др. крепёжный материал…

4.7.

Художник и музыка.

1

Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке. Воспитывать любовь к природе.

Картины природы, музыкальная коллекция классиков, краски, кисти..

4.8.

Цветы круглый год. Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Материал для выставки детских работ, игры с природным материалом.

Старший возраст.


1.

Мир природы.

10




1.1.

Образы неба. Термометры.

1

Учить любоваться картинами природы. Развивать чувство сопричастности с нею. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Различные термометры, фоторепродукции.


1.2.

Образы земли. Как появляются горы?
Проект "Мы – геологи".

1

Расширять представления о разнообразии ландшафта нашей страны. Развивать умения самостоятельного изучения объекта.

Карта страны. Коллекция минералов, лабораторное оборудование, иллюстрации гор, равнин…


1.3.

Дары природы.

1

Углублять знания об овощах и фруктах. Развивать умения экспериментально изучать свойства фруктов.

Лабораторное оборудование, свежие фрукты…


1.4.

Образы деревьев. Ветер и флюгер.

1

Знакомить со способами размножения деревьев нашей страны. Развивать умения проектирования собственной деятельность.

Оборудование метеоплощадки.


1.5.

Образы комнатных цветов.

1

Расширять представление о значении комнатных растений. Учить находить причинно – следственные связи.

Цветы в живом уголке, лабораторное оборудование, паспорта  растений.


1.6.

Образы растений. Лён.

1

Углублять познания детей о растительном мире и его значении в жизни человека. Развивать любознательность.

Материал проекта «Мой платочек», коллекция семян зерновых культур.


1.7.

Образы земли и неба. Звёзды.

1

Знакомить с планетами солнечной системы, спутником Земли и звёздным небом.  Развивать фантазию.

Глобус, карта страны, звездное небо, краски, бумага, оборудование сенсорной комнаты.


1.8.

Образы земли и неба. Овраги, ручьи.

1

Изучать особенности строения ландшафта. Развивать любознательность.

Иллюстрации, фотографии разных природных зон страны.


1.9

Осенний урожай.
/по сказке "Колобок".

1

Развивать умение проектирования и защиты проекта.  Расширять представления о связях живой в природе.

Материал к защите проекта, экспонаты мини-музея "Русская изба", коллекция зерновых.


1.10

Юные синоптики.

1

Знакомить с профессией – синоптик. Учить замечать народные приметы, подсказывающие изменения погоды: растения – барометры.

Оборудование метеоплощадки, растения – барометры: одуванчик, каштан…


2.

Мир животных.

6




2.1.

Образы диких животных.

1

Расширять представление о животном мире нашей страны. Развивать любознательность.

Дидактические игры, иллюстрации животных, д/м "Хвосты".


2.2.

Образы домашних животных. Кот – домохозяин.

1

Знакомить с разновидностями кошачьих. Развивать любознательность и внимательность.

Альбомы и календари "Кошки", живой кот и экспонаты мини-музея.


2.3.

Образы животных. Барашки.

1

Углублять знания о  взаимосвязи домашних животных с жизнью человека. Развивать проективные способности.

Материал проекта "Рукавичка", иллюстрации и слайды, диапроектор.


2.4.

Образы подводного мира. Рыбы.

1

Знакомить с пресноводными рыбами и их способностью плавать. Развивать любознательность.

Фотоматериал, д/п "Водоём", живой карась, лабораторное оборудование.


2.5.

Образы земноводных животных.

1

Углублять представления о разнообразии  обитателей водной среды. Воспитывать экологическую культуру.

Иллюстрации лягушек, красная книга детского сада, карандаши, бумага…


2.6.

Образы насекомых. Муравьи.

1

Расширять представление о животном мире нашей страны. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Муравейник, коллекция насекомых, иллюстрации к басне "Стрекоза и Муравей".


3.

Мир человека.

6




3.1.

Я – художник.

1

Углублять познания детей о возможностях человека.

Дидактические игры, бумага, фломастеры.


3.2.

Возраст человека. День рожденья. Год.

1

Формировать временные представления. Развивать внимание, умение соотносить изменения черт лица с возрастом.

Портреты людей, фотографии детей разного возраста, д/п "Круглый год", театральные костюмы, реквизит.


3.3.

Образы природы в народных приметах. Встреча птиц.

1

Расширять представления детей о народных праздниках, связанных с природой.

Журналы, картины народных обрядов, костюмы, иллюстрации птиц.


3.4.

Чудо – планеты.

1

Расширять представления о жизни на Земле. Развивать любознательность, воображение.

д/п « Движение планет», цветная бумага, бросовый материал, альбом «Жизнь на Земле».


3.5.

Что такое масса.

1

Развивать способности самостоятельно находить массу предмета. Знакомство с приборами для нахождения массы.

Различные весы, предметы для взвешивания, пачка соли, Кузя – домовёнок.


3.6.

Дом для  зимы, весны, лета и осени.

1

Развивать  ассоциативные способности детей, воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Книга жалоб природы, иллюстрации, бросовый материал.


4.

Мир искусства.

10




4.1.

Волшебные предметы. Из чего делают посуду?

1

Расширять представление детей о материалах для изготовления посуды. Развивать любознательность.

Посуда керамическая, металлическая, деревянная, фарфоровая. Глина, подставки…


4.2.

Любимые сказки. Волшебная палочка.

1

Знакомить со свойством магнетизма. Развивать умение находить логичное объяснение увиденному.

Предметы для опытов с магнитом,  атрибуты из цирка.


4.3.

Любимые сказки. Ковёр – самолёт.

1

Расширять представления детей о средствах передвижения. Знакомить с историей транспорта. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал из мини – музея транспорта., иллюстрации…


4.4.

Волшебная обувь. Сапоги – скороходы.

1

Углублять знания детей о назначении обучи, историческом происхождении. Развивать бережное отношение к природе.

Альбомы, детские рисунки, лапти, лыко, кусочки выделанной кожи..


4.5.

Волшебное яйцо. Писанки.

1

Знакомить с народными обрядами и обычаями. Развивать навыки работы с природным материалом. Воспитывать бережное отношение в народным традициям.

Репродукции пасхальных яиц,, деревянные расписанные яйца, природные красители, заготовки яич. шелухи.


4.6.

Волшебные предметы. Шапка – невидимка.

1

Расширять представления о предметах одежды людей. Развивать любознательность. 

Картины сказочных персонажей, журналы


4.7.

Волшебные предметы. Фонарик.

1

Уточнять представления детей о значении электричества для людей. Знакомить с батарейкой – хранителем электричества.

Батарейки, лимоны, проволока, лампочки, карандаши, бумага.


4.8.

Волшебные предметы. Икебана.

1

Учить составлять композиции из сухих трав (икебаны). Развивать эмоциональную отзывчивость к образу. Воспитывать терпение и усидчивость.

Декоративные растения, сухая трава и цветы, пробка, клей и др. крепёжный материал…


4.9.

Сказочные существа. Водяной.

1

Развивать способность логически объяснять мифологические образы.

Репродукции сказок,
аквариум, восковые мелки, бумага.


4.10.

Обобщающее занятие. Сказка и быль.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Дидактические игры, лабораторное оборудование, детские работы.


Подготовительный возраст


1.

Мир природы.

10




1.1.

Образы деревьев. Ветер. Измерение силы и направления ветра.

1

Формировать умение одухотворять живую природу, любоваться уголками родной природы. Развивать навыки обращения с флюгером.

Оборудование на метеоплощадке, бросовый материал.


1.2.

Образы деревьев. Свойства древесины.

1

Обучать способам изучения свойств древесины. Воспитывать стремление заботиться о деревьях.

Иллюстрации разных природных зон, коллекция изделий из дерева, барометр…


1.3.

Образы земли и неба. Компас.

1

Обучать способам ориентирования на местности. Развивать любознательность.

Компасы, флюгер…/занятие на площадке.


1.4.

Образы растений. Растения – фитотерапевты.

1

Приумножать опыт обращения с растениями – фито-фильтрами. Развивать проективные способности.

Растения из лекарственного огорода, паспорта на растения, д/и…


1.5.

Зеркало природы – вода.  Отражение.

1

Обогащать опыт творческой деятельности. Развивать способность проявлять свои познания в естествознании.

д/п "Отражение", фонарики, зеркала.


1.6.

Осенние дары. Масса.

1

Приумножать опыт самостоятельного изучения живой природы. Способствовать развитию навыков работы с измерительными приборами.

Весы, разновесы, овощи, альбомы …


1.7.

Осенние дары. Экзотические растения.

1

Обогащать представления детей о растительном мире. Развивать экологическую культуру.

Иллюстрации, экзотические фрукты, видеофильм…


1.8.

Осенние дары. Термометр.

1

Способствовать накоплению эмоционально – целостного отношения к миру. Формировать экологическую культуру ребёнка.

Набор термометров, дневники наблюдений, календарь природы…


1.9.

Человек и движение.

1

Развивать ассоциативные способности и неординарность мышления. Развивать навыки работы с древесиной.

Ветки, корни, природный материал.


1.10

Движение земной коры. Откуда взялись острова?

1

Знакомить с понятием движения земной коры. Формировать способность идентифицировать себя с предметами живой природы, сопереживать ей.

Глобус, карта мира, центр песка, оборудование для игр с песком.


2.

Мир животных.

8




2.1.

Образы птиц. Перелётные птицы. Свойство оперения.

1

Расширять представления о жизни птиц. Развивать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений.

Иллюстрации перелётных птиц, коллекция перьев, лабораторное оборудование.


2.2.

Образы диких животных. Кто чем защищается?

1

Углублять знания о жизни диких животных лесов. Развивать проективные способности.

Фотографии животных с рогами, зубами, когтями (олень, волк, медведь)


2.3.

Образы животных – символы нового года.

1

Расширять представления о диких животных, охраняемых Красной книгой. Развивать стремление заботиться о них.

Зодиакальные знаки, фотографии животных, слайды "Красная книга".


2.4.

Образы насекомых. Букашки – таракашки.

1

Изучать характер насекомых. Развивать способность идентифицировать себя с предметами, героями художественных произведений.

Коллекция насекомых, видеофильм, лабораторное оборудование.


2.5.

Образы подводного царства. Черепаха. Проект.

1

Накапливать опыт эмоционально-личностного отношения к животным, живущим под водой. Учить давать оценку или выражать свою точку зрения к прошедшему.

Черепаха в аквариуме, фотографии, слайды "Красная книга".


2.6.

Образы домашних животных.

1

Расширять представление о домашних животных. Развивать заботливое чувство, способность чувствовать характер животного.

Календари, иллюстрации коней, н/п "Лошади", пластилин, стеки…


2.7.

Образы насекомых. Жуки.

1

Развивать проективные способности, творческую индивидуальность, умение восхищаться красотой и многообразием природы.

Коллекция жуков, лабораторное оборудование,  пластилин, стеки, подставки.


2.8.

Образы животных. Кенгуру.

1

Развивать любознательность. Формировать чувственные представления к образу, стремление заботиться о живой природе.

Герои сказки "Вини Пух", иллюстрации.


3.

Мир человека.

8




3.1.

Холодное царство. Путешествие к Деду Морозу.

1

Знакомить детей с источниками тепла. Формировать экологическую культуру.

Бумажная спираль, обогреватель, сухой спирт, спички…


3.2.

Теплое царство. Африка.

1

Расширять представление детей о различном климате. Формировать способность идентифицировать себя с другими людьми.

Карта мира, иллюстрации, африканские маски, видеофильм "Книга джунглей".


3.3.

Мы едем в загадочную Азию.

1

Способствовать развитию творческой индивидуальности, проективных способностей детей. Формировать умение одухотворять природу.

Карта мира, иллюстрации, альпийская горка, дневники наблюдений.


3.4.

Серебряное царство. Антарктида.

1

Способствовать накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Формировать экологическую культуру.

Книга жалоб природы, бросовый материал,  карта мира, видеофильм.


3.5.

Пять континентов. Глобус.

1

Углублять представления детей о земном шаре как планете. Формировать способность вести поисковую работу.

Глобус, иллюстрации, дидактические игры.


3.6.

Путешествие в космос. Открытие новой планеты.

1

Развивать творческую индивидуальность, воображение, способность проявлять свои познания. Формировать умения восхищаться красотой и многообразием природы.

д/п "Движение планет", иллюстрации и фотографии


3.7.

Страна чудес.Музыкальные инструменты Европы.

1

Способствовать приумножению опыта творческой деятельности, самореализации личности. Развивать воображение, конструктивные навыки.

Коллекция детских музыкальных инструментов, бросовый материал, бумага.


3.8.

Москва – гордость наша. Кремлёвские часы.

1

Расширять представления о людях – изобретателях. Формировать временные понятия. Воспитывать патриотические чувства.

Коллекция часов, карта мира, иллюстрации…


4.

Мир искусства.

6




4.1.

Русский сувенир.

1

Расширять представления детей о народных традициях. Развивать исследовательские способности.

Коллекция русских народных промыслов, деревянные заготовки, краски.


4.2.

Образы людей разных национальностей.

1

Расширять представления о  национальных традициях других народов. Развивать любознательность.

Куклы в национальных костюмах


4.3

Путешествие к берегам Японии – страны восходящего солнца.

1

Расширять представления о жизни людей других народов. Знакомить с сооружениями и жилищами. Воспитывать толерантность.

Фотографии жилищ, иллюстрации, видеофильм.


4.4.

Космическое путешествие.

1

Углублять  знания о космическом пространстве, транспорте. Развивать фантазию, творческое начало.

Детские работы, рисунки, иллюстрации, оборудование сенсорной комнаты.


4.5.

Москва – столица нашей родины.

1

Расширять представления о людях – изобретателях. Развивать исследовательские способности. Воспитывать патриотические чувства.

Иллюстрации, рисунки детей, пейзажи города,  краски, бумага.


4.6.

Обобщающее занятие.

1

Обобщать знания детей о живой природе. Определять уровень экологических познаний.

Диагностический материал.


Планируемые результаты:
в младшем возрасте к концу года дети должны:

  • уметь любоваться уголками родной природы;
  • приобрести опыт эмоционального отклика на красоту и многообразие природных форм, цветов и характер природных явлений;
  • проявлять интерес к результатам своего творчества;
  • овладеть простыми приёмами работы гуашью, карандашом, кистью;
  • уметь использовать органы чувств для определения свойств предметов, знать их названия;
  • уметь принимать участие в коллективной работе;
  • приобрести опыт бережного отношения к произведениям искусства и рукотворному миру.

в среднем возрасте дети должны:

  • уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  • овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природных явлений (утро, вечер, день, ночь, время года);
  • уметь создавать и использовать простейшие символы;
  • уметь совместно со взрослыми коллекционировать природный материал, пользоваться при этом обобщающими словами;
  • овладеть разными приёмами работы гуашью, кистью, карандашом;
  • уметь устанавливать причинно-следственную связь в «живой» и «неживой» природе;
  • овладеть приёмами сравнения объектов.

в старшем возрасте дети должны:

  • иметь устойчивый интерес к познавательной деятельности;
  • уметь проявлять свои познания в области «живой» и «неживой» природы, анализировать и обобщать материал;
  • овладеть ассоциативными способностями;
  • уметь давать оценку продукту своей и чужой деятельности;
  • уметь выделять проблему и совместно со взрослым проектировать её решение;
  • уметь в зависимости от цели подбирать материал и приборы для опытов;
  • проводить долгосрочные наблюдения в фиксированием событий.

в подготовительном возрасте дети должны:

  • научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
  • уметь любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • знать устройство своего организма, назначение органов и систем
  • уметь давать оценку продуктам чужой и своей деятельности;
  • уметь экспериментально исследовать объекты «неживой» природы;
  • овладеть умением выбора способа познавательной деятельности;
  • уметь проводить самостоятельно сравнительный анализ;
  • уметь использовать накопленный опыт, выдвигать и обосновывать гипотезу.

Литература:

  1. Программа экологического образования детей "МЫ" Н.Н.Кондратьева и др. СПб, «Детство-пресс», 2000 г.
  2. Белавина И, Найденская Н. "Планета – наш дом" М. «Лайда», 1995 г.
  3. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" СПб «Детство-пресс», 2006 г.
  4. Зебзеева В.А. "Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей" ТЦ "Сфера", 2009 г.
  5. Иванова А.И. "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду " М. ТЦ "Сфера",2007 г.
  6. Иванова А.И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду" М. ТЦ "Сфера", 2007 г.
  7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М. "Новая школа" 1996 г.
  8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./Под ред. Л.Н.Прохоровой АРКТИ, 2008 г.
  9. План-программа педагогического процесса в детском саду./под ред. Михайловой З.А. СПб "Детство-пресс", 2006 г.
  10. Рыжова Н.А. "Волшебница-вода", М. Линка-пресс, 1997 г.
  11. Рыжова Н.А. "Воздух-невидимка", М. Линка – пресс, 1998 г.
  12. Рыжова Н.А. "Не просто сказка", М. Линка-пресс,2002 г.
  13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста". СПб, "Детство-пресс", 2008 г.
  14. Уланова Л.А., Иордан С.О. "Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет" СПб, "Детство-пресс", 2008 г
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль