Выработка у учащихся с ограниченными возможностями здоровья положительных мотивов на уроке математики в младших классах

1139

Автор:  Дуброва Н.А. , учитель  начальных классов (специальная коррекционная школа-интернат 8 вида)

Математика во вспомогательной школе является одним из основных учебных процессов. В процессе обучения математике школьников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знания ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы выполнить все задачи, поставленные программой вспомогательной школы, я использую различные методы и приёмы, которые положительно влияют на школьников.

Немаловажны значение для успешного усвоения учебного материала имеет развитие зрительной, оперативной( кратковременной) памяти, умения анализировать, сравнивать рисунки, геометрические фигуры, знаки, устанавливать закономерность, находить нарушения данной закономерности.

Для этих целей провожу на уроках математики, начиная с 1 класса, зрительные диктанты.

Чаще они проходят в форме игр "Кто больше запомнит", "Фотограф", "Найди ошибку" и т.д.

В течение одной минуты одновременно показываю все фигуры и знаки, которые даны на таблице, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти. Постепенно это задание можно усложнять.

Использую различные формы проверки: самопроверка, взаимопроверка. Провожу анализ ошибок.

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах "20" стремлюсь отвести 5-7 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление.

Для этого предлагаю примеры с окошками и пропущенными знаками действий, например:

1)какой знак действия нужно поставить, чтобы равенство было верным?

…*….=20

2)какой знак < или >, = пропущен?

10-6 *10+6

Использую в своей работе один из необходимых видов мыслительной деятельности – приём классификации.

Применение приёма классификации на уроке математики позволяет расширять имеющиеся в практике приёмы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, т.к. эта работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Например:

а)убери лишний предмет, назови лишний предмет, дай название группы предметов;

б)разбей данные числа на группы

1, 2,12, 11, 10, 3, 15, 13, 9, 19.

В 1 группу числа <5,

Во 2 группу числа >5.

В)разбей данные числа на группы

-на однозначные

- на двузначные.

Для развития логического мышления являются задания, в которых основание для классификации выбирают сами дети.

Предлагаю такие задания:

-задай графическую схему;

-составь задачу по графической схеме;

-составь графическую схему по условию.

Также дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе.

В начале учащихся интересует только сама форма игр, а затем уже и тот материал¸ без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.

Игра ставит учащихся в условие поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрее?", "Не зевай", "Кто верней".

Занимательная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Например, при закреплении сложения и вычитания в пределах "20" я использую игру "Поймай рыбку". На доске висят два аквариума. На рыбке записан пример. Двое учащихся выходят к доске и по команде решают примеры. Остальные решают примеры в тетрадях. Тот из учеников у доски, кто решил быстро и правильно, считается лучшим рыбаком.

Такие простые игры вносят в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными и быстрыми.

На уроках часто включаю логические игры, в которых путём несложных умозаключений, можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс.

Дидактические игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

Также использую специальные задания и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания и анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Например:

а) Батон разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?

б) Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?

Использование таких задач расширяет кругозор, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Использую различные весёлые задачки в стихотворной форме, задачи-шутки.

На сосне немало веток:

5 коротких,2 больших,

10 средних, 3 кривых.

Посчитай, попробуй ты,

Сколько веток у сосны?

Введение такого материала оживляет урок, делает его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус.

Такие разнообразные виды заданий дают возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

В результате систематической работы учебная деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль