Психологическое здоровье ребенка

4132

Автор: О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии  ГОУ ВПО МГППУ Психологическое здоровье ребенка - тема достаточно обширная и на сегодняшний день актуальная. Автор статьи предлагает рассмотреть один из ее аспектов - появление на разных этапах развития ребенка того или иного внутреннего конфликта, провоцирующего психологические нарушения. Ценность материала в том, что на его основе педагог-психолог может проводить консультации с родителями и педагогами, а также строить диагностическую и коррекционную работу.

Цель школьной психологической службы - создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В данном определении принципиально выделяем слово "условий". Мы полагаем, что можно только создавать условия, поскольку на развитие ребенка, помимо школы, влияет семья и социальное окружение. И если на семью в некоторой мере можно воздействовать, то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Кто же такой "гармонично развивающийся человек"? Прежде всего, он удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся трудности преодолевает без приобретения психологических травм, он трансформирует их в опыт. Развитие человека не останавливается с окончанием школы и продолжается в течение всей жизни в рамках, принятых конкретной культурой и обществом. И конечно, он может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. гармоничное развитие - это:

  • наличие гармонии (согласованности) как между разными внутренними аспектами человека, например между интеллектуальным и эмоциональным развитием, так и между человеком и обществом;
  • умение преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
  • наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
  • сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Компоненты и главные критерии психологического здоровья
Исходя из вышесказанного, обобщенная модель психологическо-го здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Словарь психолога
Аксиология (от греч. axios - ценный и logos - учение) - философское учение о моральных, этических, культурных и т. п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями "Я" самого человека и "Я" других людей. Он предполагает осознание человеком уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа "Я", т. е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятие других людей независимо от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого служит личностная целостность, а также умение принять свое "темное начало" и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами выступают умение видеть в каждом из окружающих "светлое начало" (даже если оно не сразу заметно), взаимодействовать по возможности именно с ним, а также принятие права другого человека на существование в нем "темной стороны".

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поступков окружающих, умение найти ресурсы для разрешения трудных ситуаций, увидеть их обучающее воздействие.
 Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека стремления к саморазвитию, т. е. к самоизменению и личностному росту. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится "автором собственной биографии"Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей для конкретных исторических и культурных условий, и не создает предпосылок для психосоматических заболеваний.
Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом предполагается приобщение к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует мультикультурная социальная компетентность.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить:

  • позитивные самоощущение и восприятие окружающего мира;
  • развитую способность к рефлексии;
  • стремление улучшать качество своей деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов;
  • адаптированность к социуму (в случае с ребенком - к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. В большинстве же своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем существенные эмоциональные нарушения у дошкольников. Большой «вклад» в это вносят современные социально-культурные условия.Виды нарушений психологического здоровья
В качестве оснований для выделения нарушений психологического здоровья используем время появления в онтогенезе того или иного внутреннего конфликта и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный (таблица).

Нарушения психологического здоровья ребенка

Таблица

Активный стиль

Основное содержание внутреннего конфликта

Пассивный стиль

Младенчество

Защитная агрессивность

Чувство небезопасности - стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст

Деструктивная агрессивность

Чувство несвободы, зависимости - стремление к самостоятельности

Социальные страхи (например, боязнь не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст

Демонстративная агрессивность

Чувство одиночества - стремление к близости, сопричастности

Страх самовыражения

Младший школьный возраст

Компенсаторная агрессивность

Чувство неумелости, неполноценности - стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх взросления

Подростковый возраст

Отрицающая агрессивность

Чувство тревоги от диссоциации, размытости "Я" - стремление ощутить целостность "Я"

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Рассмотрим кратко каждое из нарушений психологического здоровья, характерных для разных периодов жизни ребенка.Младенчество
Если следствием развития ребенка в младенчестве становится закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при активной позиции в поведении отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Важно понимать, что у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Если же преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и страха смерти ребенок проявляет различные страхи - темноты, остаться одному дома и т. п.Ранний возраст
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельному выбору, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном - социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева. Дети в раннем возрасте осваивают это чувство, используя его в борьбе с родителями за свою самостоятельность, им легче разрушить, чем создать. При активной позиции данная проблема проявляется в стремлении не слушаться, злиться, даже если причин для этого нет. При пассивной - в отрицании самой возможности позлиться (так называемая "суперхорошесть").

Если детей с социальными страхами легко выделить - они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения, то деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку чаще она приобретает косвенные формы. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Главная функция агрессии в данном случае -стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма - разрушение чего-либо, и это дает основание назвать такую агрессивность деструктивной.Дошкольный возраст
Результат нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте - формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности. В пассивном - у него сформируется страх самовыражения. Дети замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.Младший школьный возраст
Если истоки проблем подростка лежат в младшем школьном возрасте, т. е. вызваны переживанием хронической неуспешности, и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то при активной позиции он стремится компенсировать это чувство проявлением агрессии к сверстникам, которые слабее его, а в некоторых случаях даже к родителям и педагогам. Чаще всего агрессия в данном случае принимает вид насмешек, издевательств, используемой ненормативной лексики. Особый интерес вызывает унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте выражается в форме страха взросления, когда ребенок избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.Подростковый возраст
Нарушения психологического здоровья в этот период связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности - изменением представлений о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. Подросток испытывает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего "Я". Тогда при активной позиции - а в этом возрасте она наиболее типична - подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям:  отказывается учиться соблюдать дисциплину на уроках и даже идти к психологу. Он как бы "надевает" защитную маску ("у меня все хорошо"), пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью утрачивают ориентацию на будущее и живут одним днем.

В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается "отказ от будущего" в форме страха самоопределения, страха думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и нежелания принимать самостоятельные решения.

Если подросток испытывает чувство тревоги, размытости "Я", то он, как правило, не знает своих способностей и возможностей, не знает, кто и что он есть, что он "стоит" для окружающих, не уверен в собственной для них ценности. В активной позиции он склонен к эксцентричному или рискованному поведению, принятию необдуманных решений, пусть невыгодных для него, но отрицающих мнение родителей. Девушки могут вступать в ранние половые связи, мальчики начинают употреблять алкоголь или наркотики попадают в неформальные компании.

Таким образом, подросток позиционирует себя окружающим как суперуверенного человека, лидера. В то же время он болезненно воспринимает попытки других лидировать, реагирует на них агрессивно.

В пассивном варианте, наоборот, наблюдается избегание риска, страх нового, полное подчинение советам, мнению родителей. Иногда это дополняет заторможенность в речи, мышлении. Возможен "уход" в компьютерные игры.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные нарушения психологического здоровья, возникающие в разные возрастные периоды жизни ребенка. Необходимо отметить, что один и тот же ребенок в разных ситуациях может проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования. К примеру, бывает послушным дома и проявляет деструктивную агрессивность в школе, и наоборот.
И конечно, ребенок может иметь несколько нарушений, из которых одно преобладает.

Педагогу-психологу важно опреде лить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей: рассматривать их как глубокую патологию, как крест, поставленный на ребенке, или же по-иному.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль