Психологическое здоровье ребенка

4111

Автор: О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии  ГОУ ВПО МГППУ Психологическое здоровье ребенка - тема достаточно обширная и на сегодняшний день актуальная. Автор статьи предлагает рассмотреть один из ее аспектов - появление на разных этапах развития ребенка того или иного внутреннего конфликта, провоцирующего психологические нарушения. Ценность материала в том, что на его основе педагог-психолог может проводить консультации с родителями и педагогами, а также строить диагностическую и коррекционную работу.

Цель школьной психологической службы - создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. В данном определении принципиально выделяем слово "условий". Мы полагаем, что можно только создавать условия, поскольку на развитие ребенка, помимо школы, влияет семья и социальное окружение. И если на семью в некоторой мере можно воздействовать, то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Кто же такой "гармонично развивающийся человек"? Прежде всего, он удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся трудности преодолевает без приобретения психологических травм, он трансформирует их в опыт. Развитие человека не останавливается с окончанием школы и продолжается в течение всей жизни в рамках, принятых конкретной культурой и обществом. И конечно, он может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. гармоничное развитие - это:

  • наличие гармонии (согласованности) как между разными внутренними аспектами человека, например между интеллектуальным и эмоциональным развитием, так и между человеком и обществом;
  • умение преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
  • наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
  • сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Компоненты и главные критерии психологического здоровья
Исходя из вышесказанного, обобщенная модель психологическо-го здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты.

Словарь психолога
Аксиология (от греч. axios - ценный и logos - учение) - философское учение о моральных, этических, культурных и т. п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями "Я" самого человека и "Я" других людей. Он предполагает осознание человеком уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство с миром. Из этого вытекает наличие позитивного образа "Я", т. е. абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятие других людей независимо от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого служит личностная целостность, а также умение принять свое "темное начало" и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами выступают умение видеть в каждом из окружающих "светлое начало" (даже если оно не сразу заметно), взаимодействовать по возможности именно с ним, а также принятие права другого человека на существование в нем "темной стороны".

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поступков окружающих, умение найти ресурсы для разрешения трудных ситуаций, увидеть их обучающее воздействие.
 Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека стремления к саморазвитию, т. е. к самоизменению и личностному росту. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится "автором собственной биографии"Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей для конкретных исторических и культурных условий, и не создает предпосылок для психосоматических заболеваний.
Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом предполагается приобщение к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует мультикультурная социальная компетентность.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить:

  • позитивные самоощущение и восприятие окружающего мира;
  • развитую способность к рефлексии;
  • стремление улучшать качество своей деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов;
  • адаптированность к социуму (в случае с ребенком - к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. В большинстве же своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем существенные эмоциональные нарушения у дошкольников. Большой «вклад» в это вносят современные социально-культурные условия.Виды нарушений психологического здоровья
В качестве оснований для выделения нарушений психологического здоровья используем время появления в онтогенезе того или иного внутреннего конфликта и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный (таблица).

Нарушения психологического здоровья ребенка

Таблица

Активный стиль

Основное содержание внутреннего конфликта

Пассивный стиль

Младенчество

Защитная агрессивность

Чувство небезопасности - стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст

Деструктивная агрессивность

Чувство несвободы, зависимости - стремление к самостоятельности

Социальные страхи (например, боязнь не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст

Демонстративная агрессивность

Чувство одиночества - стремление к близости, сопричастности

Страх самовыражения

Младший школьный возраст

Компенсаторная агрессивность

Чувство неумелости, неполноценности - стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх взросления

Подростковый возраст

Отрицающая агрессивность

Чувство тревоги от диссоциации, размытости "Я" - стремление ощутить целостность "Я"

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Рассмотрим кратко каждое из нарушений психологического здоровья, характерных для разных периодов жизни ребенка.Младенчество
Если следствием развития ребенка в младенчестве становится закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при активной позиции в поведении отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Важно понимать, что у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Если же преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и страха смерти ребенок проявляет различные страхи - темноты, остаться одному дома и т. п.Ранний возраст
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельному выбору, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном - социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева. Дети в раннем возрасте осваивают это чувство, используя его в борьбе с родителями за свою самостоятельность, им легче разрушить, чем создать. При активной позиции данная проблема проявляется в стремлении не слушаться, злиться, даже если причин для этого нет. При пассивной - в отрицании самой возможности позлиться (так называемая "суперхорошесть").

Если детей с социальными страхами легко выделить - они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения, то деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку чаще она приобретает косвенные формы. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Главная функция агрессии в данном случае -стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма - разрушение чего-либо, и это дает основание назвать такую агрессивность деструктивной.Дошкольный возраст
Результат нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте - формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности. В пассивном - у него сформируется страх самовыражения. Дети замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.Младший школьный возраст
Если истоки проблем подростка лежат в младшем школьном возрасте, т. е. вызваны переживанием хронической неуспешности, и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то при активной позиции он стремится компенсировать это чувство проявлением агрессии к сверстникам, которые слабее его, а в некоторых случаях даже к родителям и педагогам. Чаще всего агрессия в данном случае принимает вид насмешек, издевательств, используемой ненормативной лексики. Особый интерес вызывает унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте выражается в форме страха взросления, когда ребенок избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.Подростковый возраст
Нарушения психологического здоровья в этот период связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности - изменением представлений о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. Подросток испытывает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего "Я". Тогда при активной позиции - а в этом возрасте она наиболее типична - подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям:  отказывается учиться соблюдать дисциплину на уроках и даже идти к психологу. Он как бы "надевает" защитную маску ("у меня все хорошо"), пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью утрачивают ориентацию на будущее и живут одним днем.

В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается "отказ от будущего" в форме страха самоопределения, страха думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и нежелания принимать самостоятельные решения.

Если подросток испытывает чувство тревоги, размытости "Я", то он, как правило, не знает своих способностей и возможностей, не знает, кто и что он есть, что он "стоит" для окружающих, не уверен в собственной для них ценности. В активной позиции он склонен к эксцентричному или рискованному поведению, принятию необдуманных решений, пусть невыгодных для него, но отрицающих мнение родителей. Девушки могут вступать в ранние половые связи, мальчики начинают употреблять алкоголь или наркотики попадают в неформальные компании.

Таким образом, подросток позиционирует себя окружающим как суперуверенного человека, лидера. В то же время он болезненно воспринимает попытки других лидировать, реагирует на них агрессивно.

В пассивном варианте, наоборот, наблюдается избегание риска, страх нового, полное подчинение советам, мнению родителей. Иногда это дополняет заторможенность в речи, мышлении. Возможен "уход" в компьютерные игры.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные нарушения психологического здоровья, возникающие в разные возрастные периоды жизни ребенка. Необходимо отметить, что один и тот же ребенок в разных ситуациях может проявлять либо активный, либо пассивный стиль реагирования. К примеру, бывает послушным дома и проявляет деструктивную агрессивность в школе, и наоборот.
И конечно, ребенок может иметь несколько нарушений, из которых одно преобладает.

Педагогу-психологу важно опреде лить собственное отношение к нарушениям психологического здоровья у детей: рассматривать их как глубокую патологию, как крест, поставленный на ребенке, или же по-иному.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль