Развитие активной речи дошкольников на основе применения фольклора и театрализованных игр

2366

Автор: Кудряшова А.И. воспитатель Детский сад № 19 "Ручеёк" г. Сургут

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Одним из условий нормального психофизического развития детей, формирования полноценной личности, является своевременное овладение правильной речью, активное пользование ею. Педагоги дошкольного образования все чаще в своей работе сталкиваются с детьми с нарушением речи.

Данные диагностических исследований показывают недостаточный уровень развития активной речи у дошкольников. Детям сложно дается составление творческих рассказов из-за того, что в их активном словаре мало прилагательных, сравнений, описаний, рассказы эмоционально невыразительны.

Исходя из этого, я решила разработать и реализовать творческий проект «Развитие активной речи детей на основе применения словесных игр, игр драматизаций, театрализованных игр».

Одним из средств активизации речи детей является использование устного творчества (детского фольклора). Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки.

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта. Эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

Новизна моего проекта заключается в том, что формирование активной речи дошкольников идет поэтапно с учетом возраста детей. На каждом этапе используется различный фольклорный материал и разные формы работы с учетом возрастных особенностей.
В младшем дошкольном возрасте использование потешек, пестушек, колыбельных в разных режимных моментах. Также особое внимание уделяется пальчиковым словесным играм.
Одна из главных задач воспитания и обучения детей – развитие речи.

В среднем дошкольном возрасте используются также и прибаутки и заклички, дразнилки, молчанки, а также пословицы, поговорки, сказки.

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры.

Цель данного проекта -  развитие активной речи детей.

Задачи:

  1. Развивать диалогическую речь детей.
  2. Учить понимать и использовать язык мимики и жестов.
  3. Эмоционально и интонационно обогащать речь детей.
  4. Приобщать детей к художественно-эстетической деятельности.

Этапы работы:
Разработаны перспективные планы на каждый возраст, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи также поставлены исходя из возрастных особенностей детей. На этапе работы с детьми раннего дошкольного возраста это проговаривание за воспитателем, сопоставление движений и слов, изображение жестами действий персонажей.
На этапе старшего дошкольного возраста это ведение диалога от имени персонажа.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Ведется активная работа с родителями. Проводятся совместные спектакли. Родители участвуют в оформлении декораций к спектаклю.

В создании костюмов и атрибутов к спектаклю.
Результаты диагностических исследований показали: речь детей эмоционально обогащена, дети умеют вести диалог со сверстниками, взрослыми, от имени персонажей. Дети в своей речи используют сравнения, словами выражают свое эмоциональное состояние. Для обогащения речи используют мимику и жесты.
 
Литература

  1. "Дошкольная педагогика" №5(46) /июль/ 2008 стр. 32-36.
  2. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. …стр. 25-30.
  3. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с”. Москва “Школьная пресса” 2000г стр 15-17.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль