Физкультминутки для дошкольников

16987

В последние годы возросли требования родителей по подготовке детей к школе. В связи с этим выросли объемы учебной нагрузки на детей. К сожалению, организм ребенка не всегда готов воспринимать обрушившиеся на него нагрузки без каких либо изменений со стороны здоровья. Как правило, через некоторое время после начала занятий, дети начинают проявлять повышенную отвлекаемость, слабую концентрацию внимания, выражено слабое запоминание, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление. Педагоги всегда старались найти пути коррекции данного состояния. Одним из методов стали физкультурные минутки.

В данной работе отражена методика проведения физкультминуток для дошкольников, как при проведении на различных учебных занятиях, так и самостоятельных упражнений включаемых в различные режимные моменты. Также собраны разные варианты упражнений сопровождаемых текстом.Физические упражнения могут иметь большое значение в предупреждении утомления детей во время занятий, требующих умственного напряжения. Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые.

Комплексы физкультминуток для дошкольников

Выбор физических упражнений производится с учетом того, что в каждом виде деятельности дошкольников представлены компоненты умственного и физического напряжения. Так, для удержания позы «сидя» на занятиях необходимо напряжение мышц разгибателей: затылочных, спинных, тазового пояса, которые у дошкольников еще недостаточно развиты. Время, в течение которого ребенок удерживает напряженную для него статическую позу, находится в прямой зависимости от его возраста. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы движения для обеспечения отдыха от умственной работы были простыми, интересными, хорошо знакомыми детям. Введение двигательных упражнений должно способствовать также переключению внимания ребенка. В комплексы физкультминуток для дошкольников включаются физические упражнения на крупные группы мышц, которые снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, способствуют насыщению крови кислородом, снимают застойные явления, вызываемые сидением за столом. Кроме выше перечисленного необходимо отметить влияние физкультурных минуток на эмоциональное состояние детей. Младшим дошкольникам очень нравиться выполнять упражнения под стихотворные тексты.

Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д., а также могут представлять собой последовательность 4 – 5 не сложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5 – 6 раз). Тематические физкультминутки в детском саду для дошкольников, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.
Так же при подборе физкультурных минуток следует учитывать возраст детей.

Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с помощью физкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, умений ориентировки в пространстве. Например, детям предлагается:

  • хлопнуть столько раз, сколько …(Наташа) ударит мячом об пол;
  • присесть на единицу больше названного или увиденного числа;
  • для закрепления порядкового или количественного счета разработать счет-движение: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть, и так до пяти, шести, семи;
  • часто используется и стихотворный текст.

Раз, два, три, четыре –
Буду всех сильнее в мире,

Буду в цирке выступать.
Бегемота поднимать.

 


Мы присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.

 

Руки в стороны и с силой к плечам.

 


Изобразить движения клоуна, бегемота, обезьянки и др.

 

 

 


Приседания в сочетании с ходьбой, с изображением бабочек.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать.

Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьев?
Сколько пальцев на руках?
Сколько пальцев на ногах?
Сколько в садике скамеек?
Сколько в пятачке копеек?
Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.
Показать на углы с поворотом туловища.

Приподнимать поочередно ноги.
Раскрыть пальцы рук.
Присесть, коснуться носков ног.
Полуприседания.
Попрыгать легко или приподнимать пятки.

На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки для дошкольников в упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча-ча-ча, печка очень горяча. ---Три хлопка перед собой.
Чи-чи-чи, печет печка калачи. --- Три хлопка, руки в стороны.
Чу-чу-чу, будет всем по калачу. ---Три хлопка по коленям, руки вперед.
Чо-чо-чо, осторожно: горячо! ---Три хлопка, руки за спину.

 Для физкультурных минуток можно использовать упражнения для пальчиковых гимнастик и игр, ведь известно насколько развитие тонких движений рук влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Начинать физкультминутку для дошкольников целесообразно с упражнений для рук и плечевого пояса, затем проделать упражнения для мышц туловища и ног. Необходимо помнить, что на таких занятиях, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

При проведении физкультминуток возможны следующие ошибки:

  1. выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений;
  2. подбор упражнений без учета вида деятельности на данном занятии;
  3. увеличение или уменьшение продолжительности упражнений / неучитывается степень утомления детей.

Физкультминутки для дошкольников, сопровождаемые стихотворным текстом

Наша поездка

На лошади ехали - имитация езды на лошади,

До угла доехали,
Сели на машину - полунаклоны в стороны
Налили бензина. -  С имитацией поворота руля
На машине ехали,
До реки доехали.
Т - р - р. Стоп. Разворот.- Остановка, поворот на 360 гр.
На реке пароход.- Четыре коротких шага вперед
Пароходом ехали,  - столько же назад с плавным
До горы доехали.- покачиванием рук, вытянутых
Пароход не везет, -  вперед.
Надо сесть в самолет.
Самолет летит - развести руки в стороны
В нем мотор гудит:- наклоны туловищем.
У-У-У,
У-У-У.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.

На двери весит замок. - Руки сцеплены в замок
Кто его открыть бы мог?- Пытаются разъединить  руки
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

Мы подуем высоко: - с-с-с подняться на носки
Мы подуем низко: - с-с-сприсесть
Мы подуем близко: - с-с-с руки ко рту

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Самолеты загудели -  вращение перед грудью руками согнутыми
Самолеты полетели- руки в стороны, наклоны вправо, влево
На полянку тихо сели- присесть, руки на колени
Да и снова полетели.

Все выходят по порядку-  ходьба на месте
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку-
Раз- два- три- четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед.

На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.

Захар змея запускает. - руки вверх
Зоя с зайкой играет.- прыжки на двух ногах
Зина в лес пошла - шаги на месте
Землянику нашла.- Наклоны вперед и складывание ягод в корзину.

Сперва я буду маленький,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,
До лампы дотянусь.
Я по узкой доске,
Качаясь, иду.
По широкой доске
Я прямо пройду.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Катились колеса, колеса, колеса  -  руки согнуты в локтях,
ладони вперед, выполнять
подталкивающие движения
Катились колеса все влево, все косо  -  руки на поясе,
вращательные движения
туловищем
Скатились колеса на луг под откос то же, - в обратную сторону
И вот, что осталось
От этих колес.- Выпрямиться, развести руки в стороны.

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька- трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.

Мы сегодня рано встали - шаги на месте
И зарядку делать стали.
Руки –вверх! Руки –вниз!
Влево - вправо повернись!

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

Мы топаем ногами,
Мы топаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом. (После команды "стой "дети  останавливаются).

Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.

Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как, мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!

Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают

Физкультминутки для дошкольников на тему "Природа"

Наша елка велика - круговое движение руками
Наша елка высока -вставать на носочки
Выше мамы, выше папы - присесть и встать на носки
Достает до потолка. -  потянуться
Будем весело плясать, Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля, ля, ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

В лесу темно. -  Ходят по кругу, приседают, изображая спящих
Все спят давно.- Птиц. Сова сидит на стуле в середине круга.
Одна сова не спит.- Дети разбегаются, а сова их догоняет.
На суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Утром дети в лес пошли - шаги с высоким  подниманием ног
И в лесу грибы нашли- размеренное приседание
Наклонялись, собирали -  наклоны вперед
По дороге растеряли -  ритмичное разведение рук в стороны

Мы - листочки, мы - листочки,  - Дети стоят в свободной позе,
Мы – осенние листочки. - Руки подняты. Покачиваются.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул - полетели.- Разбегаются.

Мы летали, мы летали,- Бегают, кружатся.
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок-
Мы присели все в кружок.- Приседают на корточки.

Ветер снова вдруг подул
И листочки снова сдул.- Вновь разбегаются, помахивая
Все листочки полетелируками.
И на землю тихо сели.- Возвращаются на место.

Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял,
Повертел и покрутил
И на землю опустил.

На березу галка села - присесть, руки на колени
С дерева потом слетела- встать помахать руками
На кровати спит Федот - присесть, руки под щеки
И с кровати не встает -  встать,развести руки в стороны.

Пингвины

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.

Попугайчики

Девочки и мальчики,
Сейчас вы попугайчики.
Быстро все на пальму сели.
Друг на друга поглядели.
Головами повертели -
На лиану полетели.
Крылья хорошо иметь:
Сидеть можно и лететь.

Ох, Ох, что за гром?- Руки к щекам наклоны в  стороны
Муха строит новый дом.- Движения имитирующие работу с молотком
Молоток: стук-стук - хлопки руками перед собой
Помогать идет петух.- Шаги с наклонами в стороны.

Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

Зимние забавы

Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими побросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

Курочка и цыплята

Пошла курочка гулять, -  Идем походкой мамы- курицы :
Сочной травкируки назад - в стороны, наклоны
пощипатьвперед, - ноги прямые, имитация
пощипывания травки клювом

А за ней ребятки,- Легкий бег на носочках,
Желтые цыплятки - руки крылья - назад в стороны, шея вытянута, глаза широко раскрыты.

Ко - ко - ко, ко - ко - ко, -  Курица сердится,
Не ходите далеко,- Наклон, руками показываем
Лапками гребите,где искать зернышки, - имитация
Зернышки ищите- поиска зерен ногой.Туловище наклонено вперед шея вытянута, наклоны головы вверх-вниз.

Съели толстого жука, - Наклон вперед, шея вытянута
Дождевого червяка,- наклоны вверх-вниз/клюют
Выпили водицычервяков. - Выпрямились.
Полное корытце.

Приплыли тучки дождевые:
-Лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые!!!
-Пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь,
Пьет, пьет, пьет!
А дождь неугомонный
Льет, льет, льет.

Физкультминутки для дошкольников, направленные на закрепление счета

Раз, два, три, четыре –
Буду всех сильнее в мире,

Буду в цирке выступать.
Бегемота поднимать.

 


Мы присядем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Руки в стороны и с силой к плечам.


Изобразить движения клоуна, бегемота, обезьянки и др.

 


Приседания в сочетании с ходьбой, с изображением бабочек.

Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать.

Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьев?
Сколько пальцев на руках?
Сколько пальцев на ногах?
Сколько в садике скамеек?
Сколько в пятачке копеек?
Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.
Показать на углы с поворотом туловища.

Приподнимать поочередно ноги.
Раскрыть пальцы рук.
Присесть, коснуться носков ног.
Полуприседания.
Попрыгать легко или приподнимать пятки.


Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.

Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем собираться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сядем заниматься.

Физкультминутки для дошкольников, направленные на закрепление звукопроизношения

Ча-ча-ча, печка очень горяча.
Чи-чи-чи, печет печка калачи.
Чу-чу-чу, будет всем по калачу.
Чо-чо-чо, осторожно: горячо!
Три хлопка перед собой.
Три хлопка, руки в стороны.
Три хлопка по коленям, руки вперед.
Три хлопка, руки за спину.

Мы подуем высоко: - с-с-с - подняться на носки
Мы подуем низко: - с-с-с- присесть
Мы подуем близко: - с-с-с  - руки ко рту

Повторяй за мной зарядку.- Шаги на месте
В ней звук (Т)
Пришел на грядку.
Тыква вот, а вот томат. - Вытянуть руки вправо, влево
Здесь- капуста, здесь- салат. - Наклон к правой ноге, затем к левой,
Выпрямились.
Тмин, картошка, артишок  -  руки на пояс, к плечам, вверх.
И петрушки корешок.- Руки вниз.
Все, что вырастили мы, - руки в стороны
Будем есть все до весны.  - Руки вниз, выпрямились.

ЭЙ! Попрыгали на месте.
ЭХ! Руками машем вместе.
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже.
Наклонились к полу ближе.
Э-Э-Э! Какой же ты лентяй!
Потянись , но не зевай!
Повернись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Литература

  1. Белкина В. Н. ,Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль,2001.
  2. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. М., 2002.
  3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития /под ред.Е. М. Мастюковой.М., 2002.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2002.
  5. Селезнева Е. В. Мамина книга. М., 1997.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки./ Под ред. Тарабариной Т.И., Ярославль,2001.
  7. Дошкольное воспитание 1999-2002.
  8. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., 2001.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль