Интервью Дмитрия Ливанова программе С.Брилёва "Вести в субботу"

705

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в интервью программе Сергея Брилёва "Вести в субботу" рассказал о результатах мониторинга деятельности государственных вузов, повышении заработной платы преподавателей, введении единых требований к школьной форме и сохранении светского характера российского образования.

ВЕДУЩИЙ: Финишная прямая "Вестей в субботу", где мы возвращаемся к сквозной теме всех последних недель - к образованию. В свое время мы его уровнем справедливо гордились. Но ныне революционное увеличение числа вузов и числа дипломированных, но чаще только якобы образованных, привело к революционной же профанации. Итак, подхватим эстафету Государственной Думы, которая на неделе заслушала нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова, и обсудим, во-первых, то, что уже до конца ноября Минобразования обещает подвести итоги мониторинга эффективности вузов. А на данный момент перспектива закрытия или слияния, или оздоровления нависла над 136-ю из 502-х, Большая пропорция. Во-вторых, с подачи гостя нашей предыдущей программы, Натальи Дмитриевны Солженицыной, с новой силой обсуждается вопрос о часах на литературу и качестве ЕГЭ. Итак, министр Ливанов побывал в Думе. Что дальше? Ну и сейчас министр образования Дмитрий Ливанов - гость нашей студии, здравствуйте, Дмитрий Викторович.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Добрый день.

ВЕДУЩИЙ: Можно я вам анекдот расскажу?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Ну, он не мой, он из "Комсомольской правды", но. «Отец сыну: "После школы, сынок, будешь учиться в институте, получишь высшее образование". "А что такое высшее образование?", - спрашивает сын.
"Ну, это то, отвечает отец, что в 80-е годы прошлого века называлось средним". С этим было связано ваше желание провести мониторинг вузов, и может быть подсократить их число?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Я думаю, что сегодня нет ни одного человека в России, который был бы доволен качеством нашего высшего образования. Фактически мы делаем то, что должны делать сами высшие учебные заведения - сообщаем существенные сведения об их работе. Все наши государственные высшие учебные заведения, и все их филиалы прошли через эту процедуру.

ВЕДУЩИЙ: Один очень конкретный, но нашумевший вопрос. Случай МАРХИ, архитектурный институт со строительным будут объединять или нет?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Нет, таких планов нет. Я, кстати, очень уважаю Московский архитектурный институт, и считаю, что действительно, наверное, коллегам есть, над чем работать. Но, безусловно, сохранение таких профессиональных школ для нас очень важно. Поэтому речь не идет о том, чтобы реорганизовывать такие узкопрофильные учебные заведения, речь не идет о том, тем более, чтобы их закрывать или как-то ограничивать в их деятельности. Речь идет, наоборот, об их поддержке в том случае, если мы выясним, что у них есть проблемы.

ВЕДУЩИЙ: Значит, я читал интервью с несколькими ректорами вузов за эти дни, и они вот что отвечают... в ответ на это. Они говорят, так давайте тогда мы сократим количество студентов, у нас вырастет количество квадратных метров на студента, а это ведь один из критериев, и повысим плату тем оставшимся, и по бумагам всё будет красиво.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Знаете ведь нам очень важно действительно видеть за цифрами реальные факты. Ну, вот нас упрекают, что мы избрали такой экономический подход, например, используем в качестве одного из показателей общий объем доходов вуза, приходящийся на одного преподавателя. Ну что это такое по существу? Это уровень зарплаты преподавателя. Ну, давайте себе представим, московский вуз. Зарплата преподавателя средняя между 20 и 30 тысячами рублей. Как это назвать?

ВЕДУЩИЙ: Соответственно как учишь, так и получишь. В таком порядке.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Знаете, у меня есть несколько версий того, чем это может объясняться. Версия первая, это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая, это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. И версия третья, что они просто ну, скажем так, перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов, мягко говоря. И в том, и в другом, и в третьем случае я считаю, что такой вуз не может называться эффективно работающим.

ВЕДУЩИЙ: Я сейчас рискую с очень многими испортить отношения. Но по моему личному мнению, половину из нынешних вузов закрой, ничего не изменится. У нас непропорциональный стал процент выпускников вузов, чего совершенно незаметно по качеству рынка труда. Вот ваши ощущения, арифметические. Я понимаю, что это такой ну немножко грубоватый вопрос. Ну, арифметически. Половину вузов можно сократить. Треть, четверть, три четверти?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Знаете, мы видим по результатам мониторинга, что у нас ситуация в системе образования, высшего образования, она очень неоднородна. У нас, например, среди педагогических вузов примерно половина попадает в зону риска. А среди технических всего 12 или 15%. Поэтому нам нужно каждый такой случай рассматривать отдельно, индивидуально. Но, безусловно, у нас есть вузы, и их немало, и еще больше филиалов в высших учебных заведениях, которые не удовлетворяют требованиям общества и экономики. Мы действительно хотим, чтобы каждый студент, приходя в высшее учебное заведение, знал, что его будут учить талантливые, квалифицированные, мотивированные педагоги. Вот это, мне кажется, самое важное.

ВЕДУЩИЙ: Я так понял, что ответ на последний вопрос включал и ответ на пока не заданный вопрос. Вам же сильно досталось от Путина в сентябре, как раз за отсутствие повышения зарплат профессорско-преподавательскому составу в проекте бюджета. Это проблема разрешена?

Дмитрий ЛИВАНОВ: На сегодняшний день в бюджет на 13-ый и 14-ый, 15-ый годы заложены деньги, достаточные для того, чтобы очень серьезно повысить заработную плату преподавателям в наших высших учебных заведениях. Я думаю, что проблема решена. Но здесь очень много зависит от руководителей наших вузов. У нас и здесь тоже очень неоднородная ситуация. Я уже привел пример, что в Москве у нас есть вузы, в которых средняя зарплата преподавателей от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. Что просто вот меня возмущает. Такого быть, конечно, не должно. А есть вузы, находящиеся в тех же самых экономических условиях, готовящие по близким направлениям подготовки, получающим примерно такие же государственные деньги, в которых заработная плата 50 и 60 тысяч. Поэтому здесь очень важно качество управления на уровне университета.

ВЕДУЩИЙ: То есть вы-то деньги выдадите, вопрос в том, как их потратят в конкретных вузах?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Коль мы коснулись так или иначе средней школы, несколько вопросов после, в том числе и думских слушаний на эту тему. Давайте со школьной формы начнем. Вы, безусловно, высказались за то, чтобы ее восстановить и, по-моему, любой здравомыслящий человек за это, вопрос в том, она будет единая для всей страны, как было в советские годы, или каждая школа вводит свою форму, я тоже в форме тогда ходил.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Знаете, здесь очень важно понимать, какие задачи мы хотим решить. Я вижу три основных задачи. Первое, мы должны научить наших детей рационально и скромно одеваться. Мне кажется, что это важная цель. Вторая цель, мы, безусловно, должны снизить накал тех различий, социальных, национальных, конфессиональных, которые возникают внутри класса. И не один ребенок, приходя в школу, входя в класс, не должен чувствовать дискомфорт от того, что другие дети одеты по-другому. Или он одет как-то не так. И третья важная задача, это в школах формировать школьную идентичность. Делать так, чтобы у детей возникало чувство коллективизма, чтобы они чувствовали себя причастными к именно этой школе, именно этому коллективу.

ВЕДУЩИЙ: То есть, нет единой школьной формы для России, а у каждой школы своя?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Я думаю, что мы на федеральном уровне. Зафиксируем общие требования к тому, как должны быть одеты ученики в школе, это общие требования. Это естественно не покрой брюк или пиджаков.

ВЕДУЩИЙ: Не белый верх и черный низ.

Дмитрий ЛИВАНОВ: И цвет. Да, это просто общие требования, как должен выглядеть ребенок в школе. И при этом дадим регионам, муниципалитетам и отдельным школам право конкретизировать, уточнять эти требования.

ВЕДУЩИЙ: Подвопрос по этой теме. Вы сами произнесли прилагательное "конфессиональный" и словосочетание
"конфессиональные различия". Что все-таки с инициативой об открытии в школах молельных комнат?

Дмитрий ЛИВАНОВ: Могу сказать абсолютно точно, что это не наша инициатива, и этого не будет. С Конституцией, образование государственных и муниципальных образовательных учреждений является светским, и мы будем, безусловно, в каждой школе, в каждом регионе требовать соблюдения этого принципа.

ВЕДУЩИЙ: Последний, пожалуй, блок вопросов касается ЕГЭ. Вот буквально неделю назад здесь в нашей студии была Наталья Солженицына, которая жаловалась на сокращение числа... часов, отведенных на литературу в средней школе и исчезновение литературы из ЕГЭ, что, в общем-то, наверно, все-таки действительно можно назвать, ну, таким серьезным ударом, в том числе и по национальной идентичности. Все-таки, в чем состоит ваш конкретный план по модернизации ЕГЭ, по приведению его к чему-то более удобоваримому.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Ну, прежде всего, в отношении литературы.

ВЕДУЩИЙ: Давайте с этого начнем.

Дмитрий ЛИВАНОВ: После тех обсуждений, которые были вызваны этим интервью, специально пытался вспомнить, сколько у меня было в школе уроков литературы в старших классах. Уроков литературы в старших классах и попросил своих коллег подобрать учебные планы нашей школы, 70-80 годы, к середине 90-х годов.

ВЕДУЩИЙ: А сколько у нас часов литературы. Я сейчас тоже задумался и не могу вспомнить.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Ну, вот по этим планам получается 3 часа в неделю.

ВЕДУЩИЙ: Да?

Дмитрий ЛИВАНОВ: И мы установили, что и сейчас то же самое. То есть у нас формально количество часов не сократилось. Но что у нас произошло. У нас, во-первых, расширился объем школьной программы по литературе. Естественно у учителей возникло ощущение, что времени стало меньше. Времени не хватает. И второе, действительно, вы здесь абсолютно правы, у нас все-таки снизилась мотивация учеников и мотивация школ, уделять внимание этому предмету.

ВЕДУЩИЙ: В ЕГЭ нету.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Мы планируем, например, предложить учитывать наряду с результатами единого экзамена, при приеме в вуз средний бал аттестата. Куда, безусловно, входит и оценка по литературе. Мы можем думать над тем, как в едином экзамене по русскому языку расширить часть, связанную с написанием самостоятельным текстов детьми. И так далее. Это требует серьезного экспертного обсуждения. Но, безусловно, мы видим эту проблему.

ВЕДУЩИЙ: Ну, один из таких моментов, связанных с обсуждением ЕГЭ, из уст экспертов самых разных политических взглядов звучит одно и то же: если ЕГЭ является одним из критериев оценки действий губернатора, а это так, то губернатор не заинтересован в честном ЕГЭ. Я это слышал и от либералов, и от консерваторов, и от правых, и от левых. И, наверное, это действительно проблема.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Я присоединюсь к этой позиции.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо больше. Министр образования был гостем нашей студии.

Дмитрий ЛИВАНОВ: Спасибо большое.

Источник >>

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль