Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

3207

Автор: Алексеева Любовь Викторовна воспитатель ГБДОУ№88 (г. С.-Петербург)

Первичной формой существования языка является устная речь. Ее становление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач работы педагога с детьми, ведь устная речь является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи в школе.

Развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте включает в себя следующие виды работы педагога с детьми:

  • обучение пересказыванию литературных произведений;
  • обучение рассказыванию об игрушке или предмете;
  • обучение рассказыванию по картине;
  • обучение рассказыванию из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
  • обучение рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам.

Младшая группа

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.Схема обучения пересказыванию:
выразительное рассказывание сказки - показ настольного театра или театра на фланелеграфе – рассматривание иллюстраций – беседа о персонажах произведения – чтение потешек, песенок на тему произведения – игра-драматизация.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно. Схема рассказа составляется так, что она наталкивает ребенка на описание (Это…(кошка). Она… (серая).) или повествование (Пошла кошка… Встретила она…) Каждый ребенок должен дать свой вариант окончания предложения.
С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа.
Описание: начало (называние объекта), середина (перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта, отношение к нему).
Повествование: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

При рассматривании игрушки взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Сначала рассказывание идет по вопросам воспитателя, затем дети подводятся к самостоятельному рассказыванию.Средняя группа

В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Например: после рассказа по картине «Кошка с котятами» дети рассказывают о своей кошке.

В рассказывании по нескольким сюжетным картинкам один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, третий заканчивает изложение. Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало – середина – конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

Описанию игрушки в средней группе уделяется особое внимание. Воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки.

В средней группе продолжается обучение детей разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (Мне нравится …, потому что…). Чаще всего дети составляют смешанные тексты (в повествование включаются элементы описания или рассуждения).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль