text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста

  • 27 ноября 2012
  • 3240

Автор: Алексеева Любовь Викторовна воспитатель ГБДОУ№88 (г. С.-Петербург)

Первичной формой существования языка является устная речь. Ее становление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач работы педагога с детьми, ведь устная речь является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи в школе.

Развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте включает в себя следующие виды работы педагога с детьми:

  • обучение пересказыванию литературных произведений;
  • обучение рассказыванию об игрушке или предмете;
  • обучение рассказыванию по картине;
  • обучение рассказыванию из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);
  • обучение рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам.

Младшая группа

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.Схема обучения пересказыванию:
выразительное рассказывание сказки - показ настольного театра или театра на фланелеграфе – рассматривание иллюстраций – беседа о персонажах произведения – чтение потешек, песенок на тему произведения – игра-драматизация.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно. Схема рассказа составляется так, что она наталкивает ребенка на описание (Это…(кошка). Она… (серая).) или повествование (Пошла кошка… Встретила она…) Каждый ребенок должен дать свой вариант окончания предложения.
С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа.
Описание: начало (называние объекта), середина (перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта, отношение к нему).
Повествование: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

При рассматривании игрушки взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Сначала рассказывание идет по вопросам воспитателя, затем дети подводятся к самостоятельному рассказыванию.Средняя группа

В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Например: после рассказа по картине «Кошка с котятами» дети рассказывают о своей кошке.

В рассказывании по нескольким сюжетным картинкам один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, третий заканчивает изложение. Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало – середина – конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

Описанию игрушки в средней группе уделяется особое внимание. Воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки.

В средней группе продолжается обучение детей разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (Мне нравится …, потому что…). Чаще всего дети составляют смешанные тексты (в повествование включаются элементы описания или рассуждения).

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.