Проект “История пуговицы”

18894

Автор: Н.П. Малмыго, воспитатель ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида № 909" г. Москвы, лауреат Первого всероссийского конкурса “Воспитатель года – 2010”.

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.Э.М. Ремарк

Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная педагогами и воспитанниками с участием родителей в подготовительной группе ГБОУ “Детский сад компенсирующего вида № 909” в рамках проекта "История пуговицы".

Идея создания проекта возникла в ходе тематической недели "История вещей", организованной с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру. Детский сад посещают дети с нарушениями зрения, и для них особенно важны навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации.

Таким образом, основными целями проекта стали:

  • формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира;
  • расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;
  • развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Исходя из поставленных целей были определены задачи проекта:

  • развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
  • мыслительной активности и творческих способностей;
  • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
  • поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
    поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
    развитие коммуникативных навыков;
    формирование представления о многообразии видов пуговиц;
    знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
    совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
  • Пословицы и поговорки о пуговицах
  • Прост, как пуговица.
  • Застегнут на все пуговицы.
  • На чужой рот пуговицы не нашить.
  • Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица.
  • Пуговички золоченые, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Реализация проекта включала в себя несколько этапов и проходила в течение месяца.Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "пуговица"?»; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";
"Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?".
На втором этапе были выбраны темы проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к четвертому этапу.
Кроме того, определялись этапы  исследовательской деятельности,  обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности,
которые дети планировали получить  в конце проекта.

Так, в результате реализации совместных проектов дошкольники  подготовили образцы способов пришивания пуговиц, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они не только узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать", но  и нашли старинную пуговку-бубенчик.

Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Безопасность", "Здоровье", "Коммуника-ция", "Труд", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество".
Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных  видов детской деятельности.  Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли  первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".

В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы.
Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.). Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы. При посещении интернет-музея пуговицы дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.

В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются и пришиты по-разному. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.

Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц (в т. ч. дизайнерских) и их значении. Большой восторг вызвало у детей посещение интерактивного музея пуговицы.
На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей в детском саду и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения".

В мини-музее есть пуговица, которую трогательно назвали "прабабушкой" пуговиц, т. к. именно такими пользовались во времена прабабушек. Особую гордость коллекции представляют форменные пуговицы 50-60-х годов XX в. В собрании также есть пуговицы, украшающие морскую форму, форму военных и почтальонов. Принадлежность некоторых пуговиц удалось установить с помощью классификатора исторических пуговиц сайта коллекционеров.

Создание мини-музея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. В качестве примера в приложении представлен перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы".

На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос.

Особый восторг вызвал у детей процесс приготовления печенья "Пуговицы". Несмотря на то, что в каждой "пуговке" пришлось делать нужное количество дырочек соломинкой для коктейля, было оформлено больше сотни "пуговичек". И конечно, печенье, приготовленное своими руками, оказалось необыкновенно вкусным. Воспитанники не только попробовали его сами, но и угостили сотрудников детского сада.

На заключительном этапе состоялась презентация проекта: каждый ребенок демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была организована выставка детского творчества.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Проект оказался интересным для всех его участников. История пуговицы настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования -филобутонистика (от англ. button - пуговица).

Проект "История пуговицы" был представлен на мастер-классе для педагогов округа, идею которого высоко оценили сотрудники дошкольных учреждений.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

Приложение

Примерный перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы"

Тема

Цель

"Пришить пуговицу разными способами"

Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса

"Найди пару" (по материалу, из которого изготовлена пуговица, по структуре, принадлежности к одежде)

Упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками

"Какая лишняя"

Развитие внимательности, обучение различению пуговиц по внешним

признакам (форме, размеру, строению, материалу).

Обогащение опыта сотрудничества; развитие умения работать сообща

"Выложи узор"

Развитие у детей микроориентирования, логического мышления, внимания,

эстетического восприятия.

Поощрение исследовательской активности.

Формирование внимательного отношения к совместной деятельности

"Подбери к одежде"

Формирование чувства вкуса.

Развитие воображения, чувства цвета, формы.

Формирование умения подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды. Формирование культуры общения со сверстниками в игре

"Придумай и нарисуй свою пуговицу"

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления.

Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль