Метод проектов в начальной школе

8199

Метод проектов в начальной школе.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. По своей сути проектная деятельность близка к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, проектная деятельность имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно - деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
Раньше я считала, что проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось интересно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники - это потенциальные будущие "исследователи". Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.
На начальном этапе несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Начали мы свою работу с творческих проектов. Метод творческих проектов - это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность. При выполнении творческих проектов важно сформировать идею продукта, в котором есть потребность.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов. Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают ребятам научиться адекватно, оценивать свои возможности. Проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка.
В качестве примера представляю первый творческий проект, который мы выполнили с детьми в 1 классе - "Научились мы читать, Азбуке поставим "5"!". Дети совместно с родителями готовили презентацию буквы, которую выбрал ребенок самостоятельно. Работа была проведена огромная: поиск литературы, где есть материал о буквах; сочинение собственных стихов, загадок, иллюстрирование, поделки. В результате работы мы собрали материал для альбома "Веселая азбука", который передали учащимся подготовительного класса. Итогом работы стал открытый урок для педагогов и родителей, где детям нужно было представить презентацию своей буквы. Сколько было волнения у детей, родителей, а как горели глаза учеников. Все остались довольны, у учащихся появилось желание продолжать данную работу. В Приложении представлены фотографии с урока.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.Урок литературного чтенияЦели проекта:
1. поздравить детей и их родителей с окончанием изучения первого школьного учебника.
2. презентация продукта групповой деятельности.
3. повышать интерес к школьным предметам.Задачи проекта:
1. показать родителям , чему научились их дети.
2. подготовить и написать творческую работу "Презентация буквы …".
3. развитие творческих способностей учащихся, способности обобщать собранный материал.
4. развивать коммуникативные умения учащихся.Оборудование: творческие работы с презентацией буквы, магнитофон, макет "Азбуки", плакат с изображением города Алфавита, плакат "Научились мы читать, "Азбуке" поставим "пять"!, слоги на карточках, запись пословицы на доске, телеграмма.Предполагаемый продукт проекта: открытый урок, альбом "Веселая азбука". Ход урокаУчитель: Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная вам. Прочитаем ее.
Дорогие ребята!
Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня последний урок по Азбуке. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем королева Азбука встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждем Вас!
Жители города Алфавита.
-А доставит вас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы с вами у ворот города Алфавита.Открывается доска с видом города Алфавита.
-Для того чтобы открылся замок больших ворот, нам с вами надо прочесть заклинание – алфавит.Дети хором произносят алфавит.
-Сколько всего букв в алфавите? (33)
-Сколько гласных? (10)
-Сколько согласных? (21)
-Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)
-Итак, входим в город. У ворот вас встречает королева города – Азбука. Королева провожает вас на улицу Гласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу - звать и аукать,
А в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого по имени. Это самая музыкальная улица в городе. Почему?Ответы детей.
-Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки.Дети рассказывают об особенностях букв е,е,ю,я.
-А сейчас мы поближе познакомимся с ними – презентация гласных букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-1)Буква Я просит вас отгадать, какая пословица написана на доске, и объяснить ее смысл:
Не спеши …, торопись ….
-2) Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить эти слова.
Слоги на карточках: ро, за, зи, на, мА, лыш, яб, ло,ко.
-На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Отдохнем немножко.Физминутка
А теперь , ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-Королева Азбука провожает вас на проспект Согласных.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Проспект согласных - самый большой и шумный в городе. Почему?Ответы детей.
-Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это буквы? (парные согласные)
-Перечислите их.Ответы детей.
-Есть среди согласных добрые, мягкие звуки. Назовите их.Ответы детей.
А есть строгие согласные, с твердым характером. Кто они?Ответы детей.
-Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это согласные и с какими гласными они не дружат? (Буквы ж, ш не дружат с буквой Ы. Буквы ч, щ, не дружат с буквами Я,Ю.)
-Нас ждет гномик Ошибалкин. Он приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились , он оставил нам записку.Запись на доске:
Я жыву в лесной глушы.
-Почему записка вызвала смех?
-Каких правил не знает Ошибалкин?Хором:
Знаем твердо: ЖИ и ШИ
Пиши только с буквой И.
-А чтобы закрепить написание сочетания ЧА , мы проведем игру "Посмотри вокруг".
-Вспомните домашние предметы, в названиях которых есть слова с сочетанием ЧА.
-А сейчас мы поближе познакомимся с другими согласными – презентация букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-Королева Азбука напоследок приготовила вам задание- игра "Наборщик".Раздать листочки.
-Придумайте из букв, входящих в слово "здоровье", как можно больше новых слов. (зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред
ор, двор…)

-Молодцы, ребята! Королева Азбука довольна вашими знаниями. Едем за ней дальше.Физминутка
На лошадке ехали,
В огород заехали.
Гоп-гоп-гоп!
На машине ехали,,
До угла доехали.
Би-би-би!
Паровозом ехали,
До города доехали.
У-у-у!,
-Вот маленький тихий переулок…Дети читают: Беззвучный.
-Странное название. Почему оно такое? (Ь и Ъ звуков не обозначают)
-Что вы еще знаете об этих буквах? (Ь придает мягкость согласным, Ъ является разделительным)
-А сейчас мы поближе познакомимся с данными буквами – презентация букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-Задание от королевы: найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее.Пальто подъем
Тетрадь съемка
Кровать съехал
Лось съел
Дверь въезд
Конь селФизминутка
"Моя семья"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

-Мыс вами пошли по городу, всех узнали, вы нам много интересного о буквах рассказали, задания все выполнили. А теперь, прощаясь с жителями города Алфавита, мы соберем ваши творческие работы с презентацией букв в общий альбом и подарим королеве Азбуке. Вы согласны со мной?
С помощью этого альбома и другие маленькие дети узнают буквы и научатся читать.
-Давайте прочитаем стихи, которые посвящены алфавиту.Ученик 1:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.Ученик 2:
А Б В Г Д Е Ж
Прикатили на еже!Ученик 3:
З И К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!Ученик 4:
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха!Ученик 5:
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вот и все мои друзья!Ученик 6:
Е, Й, Ъ, Ь, Ы. Пять сестренок опоздали – заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.Ученик 7:
Пришла пора прощаться
Нам с "Азбукой", друзья!
Хоть трудно расставаться
Признаюсь честно я.Все участники выступления поют на мотив песни "Голубой вагон".

Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.Ученик 8:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:Хором: Спасибо Азбуке родной!Ученик 9:
Научились мы читать,
"Азбуке" поставим "пять"!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
Удостоверения!Вручение удостоверений и подарков.Учитель:
В том, что "Азбуку " прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышкиХором: Мы прочтем любые книжки!

Использованная литература:
1. Алтынова Т.В., Юдина О.А.. Приглашаем на урок. 1 класс.- Волгоград: Учитель, 2008.-173 с.
2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах. -Ростов н/Д: Феникс, 2008.-346 с.
3. Журнал "Начальная школа плюс до и после" №9, 2007, с 6.
4. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.- сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.
5. Троицкая Н.Б.Сценарии школьных праздников: М.: Дрофа, 2005.-285 с.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль