Метод проектов в начальной школе

8168

Метод проектов в начальной школе.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. По своей сути проектная деятельность близка к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, проектная деятельность имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно - деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
Раньше я считала, что проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось интересно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники - это потенциальные будущие "исследователи". Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих.
На начальном этапе несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Начали мы свою работу с творческих проектов. Метод творческих проектов - это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность. При выполнении творческих проектов важно сформировать идею продукта, в котором есть потребность.
Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в создании проектов. Выполнение творческих проектов, защита изделий помогают ребятам научиться адекватно, оценивать свои возможности. Проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка.
В качестве примера представляю первый творческий проект, который мы выполнили с детьми в 1 классе - "Научились мы читать, Азбуке поставим "5"!". Дети совместно с родителями готовили презентацию буквы, которую выбрал ребенок самостоятельно. Работа была проведена огромная: поиск литературы, где есть материал о буквах; сочинение собственных стихов, загадок, иллюстрирование, поделки. В результате работы мы собрали материал для альбома "Веселая азбука", который передали учащимся подготовительного класса. Итогом работы стал открытый урок для педагогов и родителей, где детям нужно было представить презентацию своей буквы. Сколько было волнения у детей, родителей, а как горели глаза учеников. Все остались довольны, у учащихся появилось желание продолжать данную работу. В Приложении представлены фотографии с урока.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.Урок литературного чтенияЦели проекта:
1. поздравить детей и их родителей с окончанием изучения первого школьного учебника.
2. презентация продукта групповой деятельности.
3. повышать интерес к школьным предметам.Задачи проекта:
1. показать родителям , чему научились их дети.
2. подготовить и написать творческую работу "Презентация буквы …".
3. развитие творческих способностей учащихся, способности обобщать собранный материал.
4. развивать коммуникативные умения учащихся.Оборудование: творческие работы с презентацией буквы, магнитофон, макет "Азбуки", плакат с изображением города Алфавита, плакат "Научились мы читать, "Азбуке" поставим "пять"!, слоги на карточках, запись пословицы на доске, телеграмма.Предполагаемый продукт проекта: открытый урок, альбом "Веселая азбука". Ход урокаУчитель: Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная вам. Прочитаем ее.
Дорогие ребята!
Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня последний урок по Азбуке. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем королева Азбука встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждем Вас!
Жители города Алфавита.
-А доставит вас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы с вами у ворот города Алфавита.Открывается доска с видом города Алфавита.
-Для того чтобы открылся замок больших ворот, нам с вами надо прочесть заклинание – алфавит.Дети хором произносят алфавит.
-Сколько всего букв в алфавите? (33)
-Сколько гласных? (10)
-Сколько согласных? (21)
-Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)
-Итак, входим в город. У ворот вас встречает королева города – Азбука. Королева провожает вас на улицу Гласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу - звать и аукать,
А в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого по имени. Это самая музыкальная улица в городе. Почему?Ответы детей.
-Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки.Дети рассказывают об особенностях букв е,е,ю,я.
-А сейчас мы поближе познакомимся с ними – презентация гласных букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-1)Буква Я просит вас отгадать, какая пословица написана на доске, и объяснить ее смысл:
Не спеши …, торопись ….
-2) Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить эти слова.
Слоги на карточках: ро, за, зи, на, мА, лыш, яб, ло,ко.
-На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Отдохнем немножко.Физминутка
А теперь , ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
-Королева Азбука провожает вас на проспект Согласных.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-Проспект согласных - самый большой и шумный в городе. Почему?Ответы детей.
-Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это буквы? (парные согласные)
-Перечислите их.Ответы детей.
-Есть среди согласных добрые, мягкие звуки. Назовите их.Ответы детей.
А есть строгие согласные, с твердым характером. Кто они?Ответы детей.
-Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это согласные и с какими гласными они не дружат? (Буквы ж, ш не дружат с буквой Ы. Буквы ч, щ, не дружат с буквами Я,Ю.)
-Нас ждет гномик Ошибалкин. Он приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились , он оставил нам записку.Запись на доске:
Я жыву в лесной глушы.
-Почему записка вызвала смех?
-Каких правил не знает Ошибалкин?Хором:
Знаем твердо: ЖИ и ШИ
Пиши только с буквой И.
-А чтобы закрепить написание сочетания ЧА , мы проведем игру "Посмотри вокруг".
-Вспомните домашние предметы, в названиях которых есть слова с сочетанием ЧА.
-А сейчас мы поближе познакомимся с другими согласными – презентация букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-Королева Азбука напоследок приготовила вам задание- игра "Наборщик".Раздать листочки.
-Придумайте из букв, входящих в слово "здоровье", как можно больше новых слов. (зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред
ор, двор…)

-Молодцы, ребята! Королева Азбука довольна вашими знаниями. Едем за ней дальше.Физминутка
На лошадке ехали,
В огород заехали.
Гоп-гоп-гоп!
На машине ехали,,
До угла доехали.
Би-би-би!
Паровозом ехали,
До города доехали.
У-у-у!,
-Вот маленький тихий переулок…Дети читают: Беззвучный.
-Странное название. Почему оно такое? (Ь и Ъ звуков не обозначают)
-Что вы еще знаете об этих буквах? (Ь придает мягкость согласным, Ъ является разделительным)
-А сейчас мы поближе познакомимся с данными буквами – презентация букв. Вы можете показать и рассказать о том, что сделали.Выступления детей и родителей.
-Задание от королевы: найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее.Пальто подъем
Тетрадь съемка
Кровать съехал
Лось съел
Дверь въезд
Конь селФизминутка
"Моя семья"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

-Мыс вами пошли по городу, всех узнали, вы нам много интересного о буквах рассказали, задания все выполнили. А теперь, прощаясь с жителями города Алфавита, мы соберем ваши творческие работы с презентацией букв в общий альбом и подарим королеве Азбуке. Вы согласны со мной?
С помощью этого альбома и другие маленькие дети узнают буквы и научатся читать.
-Давайте прочитаем стихи, которые посвящены алфавиту.Ученик 1:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.Ученик 2:
А Б В Г Д Е Ж
Прикатили на еже!Ученик 3:
З И К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!Ученик 4:
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха!Ученик 5:
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вот и все мои друзья!Ученик 6:
Е, Й, Ъ, Ь, Ы. Пять сестренок опоздали – заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.Ученик 7:
Пришла пора прощаться
Нам с "Азбукой", друзья!
Хоть трудно расставаться
Признаюсь честно я.Все участники выступления поют на мотив песни "Голубой вагон".

Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.Ученик 8:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:Хором: Спасибо Азбуке родной!Ученик 9:
Научились мы читать,
"Азбуке" поставим "пять"!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
Удостоверения!Вручение удостоверений и подарков.Учитель:
В том, что "Азбуку " прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышкиХором: Мы прочтем любые книжки!

Использованная литература:
1. Алтынова Т.В., Юдина О.А.. Приглашаем на урок. 1 класс.- Волгоград: Учитель, 2008.-173 с.
2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах. -Ростов н/Д: Феникс, 2008.-346 с.
3. Журнал "Начальная школа плюс до и после" №9, 2007, с 6.
4. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.- сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.
5. Троицкая Н.Б.Сценарии школьных праздников: М.: Дрофа, 2005.-285 с.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль