Урок русского языка в 5 классе: "Я существую – мир существует!"

3273
Магина Н. В., учитель русского языка и литературы,
МОУ "Гуманитарно-педагогический лицей" г. Ухты Републики Коми

Цели урока:
· помочь учащимся осознать специфику общего грамматического значения имени существительного;
· создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека.Оборудование: заготовки-шаблоны из бумаги "Мой мир" в виде ромашки на каждого учащегося.Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Мотивация и целеполагание

Мотивировать учащихся к определению цели урока.

Обращает внимание учащихся на тему урока, записанную на доске.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.

Устно объясняют смысл фразы, вынесенной в тему урока.
Подбирают однокоренные слова к слову "существовать".
Определяют предметную цель урока.

5 мин.

2. Повторение изученного в начальной школе

Дать возможность учащимся проверить уровень знаний об имени существительном.
Актуализировать понятие "общее грамматическое значение"

Предлагает учащимся вопросы для повторения.

Отвечают на вопросы.
Определяют общее грамматическое значение слова "мир".

3 мин.

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Содействовать развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию

Предлагает учащимся заполнить заготовку "Мой мир" существительными.
Организует групповую работу учащихся (3-4 человека в группе) для обогащения их личного опыта
Предлагает учащимся показать свои работы классу

Заполняют заготовки "Мой мир"
Объединяются в группы, сравнивают работы, при необходимости дополняют свои заготовки.
По желанию или устно представляют свои работы, или вывешивают на доску.

7 мин.

4. Проблемная ситуация

Создать условия для нравственного развития учащихся, для развития умения вести конструктивный диалог

Организует лексическую работу и диалог учащихся на тему "О вечном и вещном"
Читает стихотворение В. Шефнера "Вещи".

Определяют значение понятий "предмет" , "внутренний мир".
Участвуют в дискуссии.

8 мин.

5. Усвоение новых знаний

Содействовать развитию навыков ознакомительного, изучающего чтения лингвистического текста.
Организовать деятельность учащихся на этапе закрепления теоретического материала.
Способствовать развитию умения употреблять существительные в речи, определять их значение.

Организует работу с теоретическим материалом о грамматическом значении имени существительного. Комментирует (по мере надобности) новые сведения, объясняет значение термина "отвлечённые понятия".
Организует работу с заданиями учебника.
Предлагает желающим дополнить работы "Мой мир" новыми существительными

Читают лингвистический текст, отвечают на вопросы к тексту.
Письменно выполняют упражнения учебника или, если есть потребность, вносят дополнения в работы "Мой мир" на основе приобретённых знаний.
Формулируют выводы об общем грамматическом значении существительного

12 мин.

6. Подведение итогов урока

Приобщить учащихся к духовному опыту народа.
Способствовать развитию умения аргументировать своё мнение

Предлагает выбрать из подборки пословиц наиболее близкую к теме урока.

Устно объясняют смысл пословиц, выбирают наиболее близкую к теме урока, аргументируют свой выбор.

3 мин.

7. Рефлексия

Предоставить учащимся возможность определить своё эмоциональное состояние.
Мотивировать учащихся к творческой деятельности

Читает стихотворение А. А. Фета "Шёпот, робкое дыханье…".
Предлагает выбрать из лексического ряда существительные, отражающие состояние или чувство ученика, составить небольшой текст или написать стихотворение

Письменно оценивают своё эмоциональное состояние на уроке при помощи существительных: создают собственное высказывание.

5 мин.

8. Домашнее задание

Содействовать развитию умения анализировать свою деятельность на уроке через разноуровневое домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания

Записывают домашнее задания.

2 мин.

Ход урока

  1. Мотивация и целеполагание

Учитель приветствует учащихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу: "Я существую - мир существует!". Предлагает учащимся поделиться возможными вариантами её истолкования. (Учащиеся выйдут на взаимосвязь человека и мира, возможно, и не уловив условно-следственных отношений между частями предложения.) В сильном классе возможна работа со знаками препинания. (Какую эмоциональную окраску приобретает предложение с восклицательным знаком на конце? Какое значение вносит в предложение знак тире?)
После обсуждения возможных версий учитель обращает внимание учащихся на слово "существовать" и предлагает подобрать к нему однокоренные слова. Если никто из учащихся не предложит "имя существительное", необходимо внести в задание дополнительное условие: назвать однокоренной лингвистический термин.
Далее учитель уточняет предмет урока – имя существительное - и просит учащихся связать термин имя существительное с данной в начале урока фразой. (Например, "Всё, что существует в мире, называется существительными", "Существительные обозначают предметы нашего мира".) Если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить учащимся вопросы: "Почему существительное назвали существительным?", "Почему именно при помощи существительных мы можем назвать всё в мире?". Затем учитель уточняет тему урока – "Общее значение имен существительных и употребление их в речи", учащиеся записывают тему в тетрадь.
Учитель просит учащихся сформулировать цель урока с таким названием и предложить возможные виды деятельности.2. Повторение изученного в начальной школе

Учитель может предложить свои вопросы для повторения сведений об имени существительном (например, в форме блиц-опроса с ограниченным временем ответа), а может предоставить учащимся задать вопросы друг другу. Поскольку значение существительных – предмет - учащиеся называют с лёгкостью, то сконцентрировать внимание учащихся необходимо на понятии "общее грамматическое значение": "Почему значение определяется как общее?"
Далее учитель предлагает найти имя существительное в исходной фразе и определить его лексическое и общее грамматическое значение (слово "мир"). Нужно сделать акцент на том, что лексических значений может быть много, а грамматическое значение одно – предмет.
Для справок. В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова слово мир имеет 7 значений, 5 из них могут быть использованы в данном предложении: 1) Вселенная, 2) Земля, 3) общество, 4) область жизни, 5) община.3. Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель предлагает учащимся описать мир, используя только существительные. Для этого приготовлены заранее бумажные шаблоны "Мой мир" в форме ромашки, на лепестках которых учащиеся записывают существительные. Вероятнее всего, большинство учащихся запишут конкретные существительные.
После индивидуальной работы с заготовками учитель предлагает учащимся объединиться в группы и представить "Мой мир" друг другу, при желании после обсуждения дополнить свои работы.
Далее учитель просит тех, кто хочет продемонстрировать свой опыт всему классу, вывесить "ромашки" на доску или устно представить работу.4. Проблемная ситуация

Учитель, используя результаты работы учащихся на предыдущем этапе, приводит примеры существительных и акцентирует внимание детей на том, что все они обозначают предмет. Далее он предлагает учащимся определить смысл этого понятия, подобрать к нему синонимы. (Один из наиболее вероятных вариантов - "вещь".) Следующий вопрос – о смысле словосочетания "предметный мир". Ответ на него тоже можно предположить: "Это мир, наполненный предметами, вещами".
Эти вопросы подготавливают учащихся к проблемному вопросу: "Может ли мир человека состоять только из вещей?" Создание проблемной ситуации даёт учащимся возможность высказать своё мнение по данному вопросу, принять участие в дискуссии о "вечном и вещном".
Примерные вопросы для развития дискуссии:
1) Что человек оставляет после себя в мире? Что сохраняет память о человеке?
2) Бывают ли ситуации, когда человеку не нужны вещи? А без чего человеку никогда не обойтись?
3) Ради чего человек живёт на земле? Ради вещей?
Дискуссию можно завершить чтением стихотворения В. Шефнера "Вещи" (см. Приложение).
Диалог подводит учащихся к пониманию того, что мир человека не может состоять из одних вещей, что человек, наполнивший свой мир только вещами, ограничивает себя духовно и нравственно. Ведь кроме материального, предметного мира есть внутренний мир, мир человеческой души, и есть живой мир – людей, животных и растений. Учащиеся осознают, что всё это можно назвать при помощи существительных, которые обозначают предмет. Следовательно, слово предмет не всегда синонимично слову вещь.
На данном этапе нужно предложить учащимся, если возникла у них такая потребность, вернуться к работам "Мой мир" и дополнить их содержание новыми словами.5. Усвоение новых знаний
Учитель просит учащихся ответить на вопрос: "Что обозначает слово "предмет" в грамматике?" Для ответа он предлагает ознакомиться с содержанием лингвистического текста (учебник С. И. Львовой, Ч.2, § 53) и перечислить основные значения имени существительного. Особое внимание следует уделить таким значениям, как "отвлечённые понятия" и "совокупность предметов и лиц", так как эти термины требуют от учителя комментария. Изучающее чтение последнего абзаца текста поможет учащимся сформулировать ответ на заданный вопрос: "Предмет в грамматике – это все значения, которые выражают имена существительные, то есть предмет понимается в широком смысле слова".
Закрепление теоретического материала проводится дифференцированно на основе упражнений учебника. Принцип отбора заданий: грамматическое упражнение (упр. 738) - для тех учащихся, которые нуждается в проверке работы (задание оформляется на доске), творческое (упр. 736) - для учащихся любого уровня ( проверка – у 1-2 учащихся устно), , лексическое (упр. 739) - для самостоятельной работы, с самопроверкой. (Формулировки заданий см. в Приложении).
Учитель работает больше с учениками, которые выбрали с грамматическое упражнение, так как знания об образовании отвлечённых существительных и правописании соответствующих суффиксов требует обязательной отработки. К закреплению этих знаний учитель обратится ещё раз на следующем уроке, чтобы охватить весь класс.6. Подведение итогов урока

Завершая изучение темы, учитель просит учащихся ещё раз обратиться к первичной формулировке темы и объяснить смысл этой фразы. (Предполагается некоторое приращение смысла по сравнению с первоначальными трактовками.) Затем учитель обращает внимание учащихся на подборку русских пословиц (см. Приложение) и предлагает задание: выбрать ту пословицу, которая, на ваш взгляд, лучше других отражает тему урока; обосновать свой выбор. (Пословицы сознательно подобраны так, что каждая из них может быть связана с темой, т. е. любой ученик сможет успешно ответить.)7. Рефлексия

Учитель читает стихотворение А. А. Фета "Шёпот, робкое дыханье…" (см. Приложение) как пример изображения мира человеческих чувств с помощью существительных. Затем он предлагает учащимся определить своё эмоциональное состояние на уроке: выбрать из лексического ряда (см. Приложение) нужные слова и составить своё высказывание, возможно, стихотворение.8. Домашнее задание

Учитель предлагает учащимся для домашней работы следующие задания (на выбор):
1. Упражнение 736 (если не делали в классе) - творческое.
2. Упражнение 740 – грамматическое (см. Приложение).
3. Сочинение-миниатюра: сочините небольшой текст любого жанра по одной из пословиц, с которыми работали на уроке – задание повышенного уровня.

Литература для учителя
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3ч. Ч.2: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : Мнемозина, 2009.
2. Даль В.И. Пословицы, поговорки и присловья русского народа. М. Эксмо, 2008.
3. Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1977. Приложение1. К этапу "Проблемная ситуация"

Вадим Шефнер

ВЕЩИ
Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой, человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.

Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться,-
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся,
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.

Оттого, что тебя почему-то не станет на свете,
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете,
Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет.

Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их,-
Тот, кто жил для вещей,- все теряет с последним
дыханьем,
Тот, кто жил для людей,- после смерти живет средь
живых.
1957 2. К этапу "Усвоение новых знаний"
Упражнение 738. Определите суффиксы, которые служат для образования существительных с отвлечённым значением. Запомните их написание. Продолжите собственными примерами перечень слов с указанными суффиксами.

Упражнение 736. Сочинение-миниатюра. Представьте, что вам вручили большую коробку с подарками. Напишите, что бы вам хотелось в ней обнаружить.

Упражнение 739. Объясните лексическое значение существительных радость, корыстолюбие, милосердие приёмом подбора синонимов. С двумя существительными составьте предложения. 3. К этапу "Подведение итогов урока" Пословицы русского народа1. Человек не для себя родится.2. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.3. Мирская слава сильна.4. Сто голов – сто умов.5. В лесу лес не ровен, в миру - люди.4. К этапу "Рефлексия".
Афанасий Фет

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, азарт, сонливость, лень, страх, вдохновение, равнодушие, восторг, удовольствие, недовольство, спокойствие.5. К этапу "Домашнее задание".
Упражнение 740.Запишите имена существительные, называющие людей по роду деятельности. Приведите словообразовательные пары, указывая, от какого слова образовано каждое существительное и с помощью какой морфемы.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль