Использование интегрированной игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

3271
Фомина Н.В., зам.зав. по ВМР,
Феденых Н.В.,инструктор по физической культуре
МК ДОУ "Детский сад №188" компенсирующего вида г.Новокузнецк.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", вступившем в силу 16 марта 2010 г, одним из основных принципов является – "принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей".

Министерство образования РФ обращает особое внимание на интегрированный подход в организации образовательного процесса для того, чтобы не допустить перегруза, чтобы сэкономить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, в целях воспитания здорового поколения россиян.

Перед педагогическим коллективом нашего ДОУ стоит задача подготовить наших воспитанников, имеющих нарушения интеллекта, к обучению в школе. В связи с особенностями развития, дети с нарушением интеллекта не могут спонтанно усваивать общественный опыт, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Дошкольники долго не обнаруживают потребности в игре. Будучи включены в игру, они длительное время не проявляют интереса к ее процессу, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Вне специально организованного обучения к концу дошкольного возраста игровые действия детей с нарушением интеллекта достигают лишь уровня процессуальных действий. Для них характерным является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий осуществляемых, как правило, без эмоциональных реакций, безучастно, в то время как нормально развивающиеся сверстники ярко и разнообразно выражают свои эмоции, возникающие по ходу игры, а также радость, полученную от участия в игре. Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в развитии и воспитании детей.

Нами было определено, что интегрированная игра представляет собой органичное сочетание отдельных элементов разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого, высокой познавательной и двигательной активности детей, а так же объединение нескольких видов образовательной деятельности с равноценным решением задач или с преобладанием одной из них.

Использование интегрированных игр в непосредственной образовательной и в других видах деятельности детей, имеющих нарушения интеллекта, представляется особо целесообразным. Целенаправленно подобранные интегрированные игры стимулируют у детей развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей, следовательно, интегрированная игра — незаменимое средство пополнения ребенком багажа знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении интегрированной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на интеллектуальное развитие ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, а так же новых качеств личности ребенка.

Все вышесказанное привело нас к созданию педагогического проекта "Учимся, играя!", целью которого является: повышение уровня физического развития и сформированности элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, путем создания и внедрения серии интегрированных игр в коррекционно-развивающий процесс.

Задачи:

1. Создать и внедрить серию интегрированных игр в коррекционно-развивающий процесс.

2. Способствовать развитию физических качеств и формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах интеграции.

Для решения поставленных задач нами была разработана серия интегрированных игр, имеющих следующие направления:

• Физкультурно-математические игры, т.е. подвижные игры, наполненные математическим содержанием;

• Математически-двигательные игры, т.е. математические игры, содержащие физические упражнения и увеличивающие двигательную активность детей в непосредственной образовательной деятельности детей по ФЭМП;

• Игры, комбинирующие физическую и умственную нагрузку в ходе совместной деятельности педагога с детьми и при проведении итоговых мероприятий.

Что бы осуществить взаимодействие в процессе реализации проекта, мы разработали алгоритм внедрения интегрированных игр в коррекционно-развивающий процесс по выведенным направлениям:

  • Физкультурно-математические игры используются в непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми инструктором по физической культуре, где происходит обучение детей играм. Взаимодействуя с воспитателем группы через журнал, разученные игры закрепляются в совместной деятельности взрослых и детей, а так же в ходе режимных моментов и при индивидуальной работе по рекомендациям специалиста.
  • Математически-двигательные игры используются в непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми учителем-дефектологом. Взаимодействуя с воспитателем группы через журнал, разученные игры закрепляются в совместной деятельности взрослых и детей, а так же в ходе режимных моментов и при индивидуальной работе по рекомендациям специалиста.

Для наиболее гармоничного внедрения интегрированных игр в коррекционно-педагогический процесс, нами было разработано их примерное распределение в различных видах деятельности (приложение). Игры распределены в соответствии с основными лексическими темами и программными требованиями между специалистами и педагогами. Так же, в данный план включена работа с родителями. Для выявления уровня освоенности пройденного материала детьми и эффективности проведенной работы, в конце каждого месяца проводятся итоговые мероприятия: физкультурно-математические развлечения с привлечением всех педагогов и родителей.

В результате реализации проекта было достигнуто:

  • гармоничное внедрение интегрированных игр в коррекционно-развивающий процесс;
  • у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта сформировались основные физические качества и потребности в двигательной активности; повысился уровень физического развития;
  • дети научились работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а так же сформировались умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (самостоятельной, игровой);
  • у детей сформировались математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности, умение использовать полученные знания в самостоятельной игровой и практической деятельности, расширены и углублены элементарные математические представления;
  • повысился профессиональный рост педагогов и специалистов в вопросах интеграции образовательных областей и во взаимодействие специалистов и педагогов в реализации проекта.

Приложение Распределение интегрированных игр в различных видах деятельности детей на октябрь месяц.

Виды деятельности

Лексические темы

Физическая культура

ФЭМП

Совместная деятельность детей и воспитателей

Взаимодействие с родителями

Осень

"Кто быстрее соберет" ловкость, быстроту , метание в горизонтальную цель + количественный счет и цвет

"На прогулку" движения по сигналу, упражнения в ходьбе + ориентировка во времени

"Осенние листья"
вырабатывать умение понимать инструкцию по выполнению действий и направлений движения + выполнение ОРУ.

"Кто быстрее сосчитает" упражнять детей в умении считать в пределах 8-9 + отбивание мяча (бросании и ловле), в прыжки на месте.

Игры детей
- на прогулках
- в режимных процессах

Консультирование родителей по вопросам использования игр дома

Овощи-фрукты

"Быстро в кузовок" выносливость, ловкость, бег + форма, цвет, величина

"Фруктовый сад" лазанье, координация движений + представление о цвете, счет

"Овощи" учить сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества + ходьба по кругу.
"Варим суп" учить выбирать только заданное количество предметов, следовать инструкции + бег и прыжки на месте.

Игры детей
- на прогулках
- в режимных процессах

Консультирование родителей по вопросам содержания игр

Деревья

"Кто быстрее добежит" ловкость, перелезание + величина

"Найди себе пару" бег + ориентировка в пространстве

"Дети по лесу гуляют" учить выделять определенные фигуры среди множества геометрических фигур + различные виды ходьбы.

"В лесу" учить детей решать арифметические задачи + ползание на четвереньках между предметов.

Игры детей
- на прогулках
- в режимных процессах

Консультирование родителей по вопросам использования игр дома

Грибы, ягоды

"У медведя во бору" ритмичность движений, бег, ловля умение взаимодействовать со сверстниками + ориентировка в пространстве, величина

"Прогулка за грибами" техника прыжков + количественный счет

"В лесу" учить детей решать арифметические задачи + ползание на четвереньках между предметов.

"Кто быстрее сосчитает" упражнять детей в умении считать в пределах 8-9; + отбивание мяча (бросании и ловле), прыжки на месте.

Игры детей
- на прогулках
- в режимных процессах

Консультирование родителей по вопросам содержания игр

Итоговое мероприятие

Интегрированное физкультурно-математическое развлечение "Дары Осени" с привлечением родителей

Серия интегрированных игр
1.1. Математически-двигательные игры (игры используемые в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП)"Осенние листья"

Цель: вырабатывать умение понимать инструкцию по выполнению действий и направлений движения.

Оборудование: флажки.

Ход игры. Все движения выполняются согласно тексту.

Друг за другом шагай,

Свой листок поднимай.

Выше, выше, еще выше

Свой листок поднимай!

Друг за другом шагай,

Свой листок опускай.

Ниже, ниже, еще ниже

Свой листок опускай!

А теперь остановись,

В круг лицом повернись,

Правой ручкой помаши,

Левой ручкой помаши,

И с листок попляши! "Кто быстрее сосчитает?"

Цель: упражнять детей в умении считать в пределах 8-9; упражнять в отбивании мяча (бросании и ловле), в прыжках на месте.

Оборудование: наглядный материал.

Вышла мышка поиграть,

Красный мячик покидать,

Ей навстречу два мышонка,

Они держат мячик желтый.

Красный мячик, желтый мячик,

Сколько их так звонко скачет?

(отбить мяч двумя рукам)

Прискакала белка к белке, принесла грибы в тарелке:

Гриб тебе и мне грибок. Сосчитать грибы кто смог?

(подпрыгнуть на 2 ногах)

Что в корзинке у Иринки?

Груша, персик, мандаринка.

Кто успел пересчитать фрукты у Иринки?

(подпрыгнуть это количество раз на правой и левой ноге)

Оля, Коля, Саша, Маша любят весело играть,

Если к ним придет Наташа, то детишек станет…5.

(подбросить и поймать мяч)

Огурцы и перец сладкий,

Свекла есть и есть морковка,

помидоры и чеснок,

Выросла еще капуста.

В огороде здесь не пусто.

Только лук, зеленый лук

не растет на грядке тут!

(Отбить мяч двумя руками)

- Листья кружатся, летят,

в нашем парке листопад!

Собираю я листочки:

лист с березы, лист с дубочка,

Лист с осины, лист с рябины,

лист ивовый – длинный-длинный,

Лист кленовый, расписной,

тополиный лист резной,

И еще листочек с вишни.

Сколько всех в букете вышло?

(подбросить и поймать мяч)"Овощи"

Цель: учить сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества; закреплять умение ходить по кругу.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).

Ход игры: Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей.

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию дефектолога дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

- какие овощи собрали;

- сколько групп овощей получилось;

- как узнать, каких овощей больше, меньше;

- каких овощей больше (меньше) всего;

- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п."Варим суп"

Цель: учить выбирать только заданное количество предметов, следовать инструкции; упражнять в беге и прыжках на месте.

Оборудование: набор овощей.

Ход игры. Согласно тексту, дети выбирают из общего количества овощей заданное:

Очень рад сегодня кролик, (прыжки на двух ногах на месте)

Будет он варить рассольник.

Надо: 3 морковки, луку 2 головки

И соленый огурец; кто нашел их – молодец! (бег на месте)"Дети по лесу гуляют"

Цель: учить выделять определенные фигуры среди множества геометрических фигур; упражнять в различных видах ходьбы.

Оборудование: рассыпанные по ковру геометрические фигуры.

Ход игры:

Выбирается водящий, исполняющий роль медведя. Дети собирают круги (треугольники, квадраты), которые изображают деревья, не трогая остальные фигуры. Дефектолог читает текст:

Дети по лесу гуляют и деревья собирают,

За корягой мишка спит и на деток не глядит.

Дети, не шумите, мишку не будите.

Вдруг проснулся медведь и как начал реветь!

Дети, дети убегайте, но деревья не теряйте!"В лесу"

Цель: учить детей решать арифметические задачи, закреплять умение ползать на четвереньках между предметов.

Оборудование: макеты деревьев, грибы.

Ход игры:

Педагог оформляет декорации: расставляет макеты деревьев (лес) и расставляет под ними грибы. Одному из детей он предлагает стать ежом, который будет соби¬рать в лесу грибы.

Педагог. "Ты будешь у нас ежиком. Я сейчас буду рассказывать задачу, а ты выполняй всей действия, о которых в ней говорится. (Имитируя движения ежа, ребенок выползает на "полянку" на четвереньках и в соответствии с содержанием задачи "собирает" грибы). На полянке вы¬росло три гриба (педагог обводящим движением руки показывает детям на деревья, грибы). Пришел на полян¬ку еж, сорвал один гриб (ребенок берет гриб, ползет между предметами в сторону и садится в своем "домике") и съел гриб (имитационные движения). Сколько грибов осталось расти на поляне?" (Обводящим движением руки педагог фиксирует внимание детей на оставшихся на поляне грибах). Возможны разнообразные (в соответствии с лексической темой) варианты игры.

1.2. Физкультурно - математические игры (игры используемые в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию)"Кто быстрее соберет"

Цель: Развивать ловкость, быстроту; упражнять в метании в горизонтальную цель; закреплять знания о количественном счете и цвете.

Ход игры: С одной стороны площадки ставят 3 корзины с обозначением из листьев разных цветов. По сигналу "Раз, два, три — бери!" дети начинают собирать пластмассовые шары, разных цветов и забрасывать их в корзины с соответствующим обозначением. По окончании ведется подсчет шаров каждого цвета.

Усложнение: сравнить количество шаров разных цветов."На прогулку"

Цель: развивать умение двигаться по зрительному сигналу, упражнять в различных видах ходьбы; закреплять умение детей ориентироваться во времени.

Дети идут в колонне по одному и по сигналу (карточки с временами суток) педагога меняют вид ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, приставным шагом)."Быстро в кузовок"

Цель: развивать ловкость, быстроту; закреплять знания детей о количестве и счете.

Педагог делит группу детей на 2 - 3 звена. На одном конце площадки чертится "стартовая" линия, па противоположном параллельно линии старта обозначаются небольшие лунки по количеству звеньев. Расстояние между лунками 50 – 60 см. Педагог вызывает на линию по одному ребенку на каждого звена, дает им по маленькой корзинке (с ручкой), в которой лежат овощи или фрукты. После сигнала "Беги!" каждый бежит к своей лунке. Во время бега педагог предлагает детям положить в лунку овощи или фрукты определенной формы, цвета или величины.

Варианты игры:

а) в начале игры овощи или фрукты лежат в лунках (растут в огороде). Дети бегут к ним с пустыми корзинками и во время бега получают задание сорвать в огороде овощи или фрукты определенной формы, цвета или величины, положить в корзинку и вернуться на место."Фруктовый сад"

Цель: формировать умение лазать по гимнастической стенке перекрестным способом, развивать координацию движений, силу рук; упражнять в счете предметов разного цвета.

Дети делятся на две команды. По сигналу педагога, дети начинают по очереди залазить на гимнастическую стенку и срывать фрукты определенного цвета и складывать их в корзины. Стоящие у старта. По окончанию сбора, ведется подсчет собранных фруктов. Выигрывает та команда, которая больше и правильно соберет фрукты."Кто быстрее добежит"

Цель: закреплять умение перелезать боком через предметы, развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве; закреплять понятие "большой-маленький".

Детям дается задание, перелезть через предметы (поваленные деревья) и добежать до куста или дерева, расположенные на другом конце площадки."Найди себе пару"

Цель: упражнять детей в различных видах бега, развивать ориентировку в пространстве.

Детям даются парные ориентиры в виде разных деревьев. Дети бегают по площадке и по сигналу педагога находят свою пару (клен к клену, береза к березе и т.д.)."Прогулка за грибами"

Цель: упражнять в умении прыгать на двух ногах, закреплять умение считать в прямом и обратно порядке.

Чертится круг – это корзина. Все дети, в шапочках грибов стоят за ним на расстоянии полу¬шага. Педагог назначает одного из играющих, водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. На счет: "Раз, два, три!" дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга, то есть в корзине. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается пойманным и отдает свою шапочку водящему, но продолжает участвовать в игре. Через 30—40 с педагог останавливает игру, и дети считают проигравших в прямом или обратном порядке. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать.

Вариант игры: Назначается второй водящий.

Литература:

1. Альмяшева Г.Р. Игры и упражнения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. [Текст] М., ТЦ "Сфера" 2001г. - 167 с.
2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). [Текст] СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во "СОЮЗ", 2002. — 479 с.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. [Текст] Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
4. Дмитриев А.А. "Коррекционно – педагогическая работа по развитию двигательной среды учащихся с нарушением интеллектуального развития". Москва – Воронеж 2004. М 1991. "Физическая культура в специальном образовании". Москва 2002.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990г. 191 с.
6. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математики [Текст] / М.Н. Перова. – М., 1996. – 186с.
7. Степаненкова Э.Я. "Теория и методика физического воспитания и развития ребенка" М. 2001.
8. Под редакцией Шапковой Л.В. " Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии" С.-П. 2005.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль