Занятия по взаимодействию дошкольников с природой: "О кристаллах и не только"

2432

Локтишева Наталия Николаевна, старший воспитатель
ГБОУ детский сад общеразвивающего № 1313, г. Москва

Опыт №1: Выращивание кораллов.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 2-3 дня.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "коралл";
● смоделировать процессы образования кристаллов,
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- уксус (беседа по технике безопасности обязательна),
- чистая глубокая неметаллическая ёмкость,
- камушки гальки или известняка.
Выполнение опыта:1. На дно ёмкости уложить камушки так, чтобы они не соприкасались друг с другом (можно предварительно их раскрасить- это очень нравится детям).2. Залить камушки уксусом (выполняет взрослый!) так, чтобы верхушка камушка оставалась чистой (для роста "кораллов").3. Поставить ёмкость в недоступное для детей место (лучше вынести в подсобное помещение, так как уксус имеет резкий запах). Через 2-3 дня на верхушке камушка образуются наросты, напоминающие настоящие кораллы.
Данный опыт очень эффектный внешне, быстрый по времени и не требует больших финансовых вложений. Удобно проводить его накануне праздников (перед Новым годом это можно обыграть как "снежные" узоры, а перед 8 Марта – как драгоценные кораллы для мамочки).Опыт №2: Выращивание соляных кристаллов.
Идея проведения работы:
во время еды дети обратили внимание на то, что соль в солонках может быть разной: крупной и мелкой, с круглыми крупинками и остроугольными, очень белой и сероватой, сильно солёной и несолёной. Детские вопросы спровоцировали беседу о способах добычи соли, её пользе для человека и нормах потребления без вреда для здоровья. После этого у детей возникла идея самим "добыть" соль.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 1 неделя.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "кристалл";
● показать детям процессы образования и роста кристаллов,
● выявить сходства и различия в процессах роста кристаллов соли двух видов;
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи
результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- горячая вода,
- несколько чистых стаканчиков,
- неметаллические палочки для размешивания,
- соль двух видов (мелкая йодированная и крупная каменная),
- удочки (палочки или карандаши с привязанными к ним х/б нитками).
Выполнение опыта:1. В стакане с горячей водой понемногу растворять соль (для каждого вида соли взять отдельный стакан), непрерывно помешивая, до тех пор, пока соль не перестанет растворяться (получение перенасыщенного соляного раствора).2.Аккуратно слить в чистый стакан перенасыщенный раствор соли без осадка. Через некоторое время можно заметить выпадение кристаллов. ( Если их не тревожить, то через день они образуют плотный соляной кружок, а также будут покрывать стенки сосуда "изморозью").3.Опустить в раствор удочку с хлопчатобумажной ниткой и оставить в состоянии покоя. (Если выпадает очень много посторонних кристаллов, раствор можно слить ещё раз в чистый стакан и уже в него поместить удочку).4.Через 5-7 дней (в зависимости от условий эксперимента) на удочке образуется соляной "кокон", а нитка покроется маленькими кристаллами соли правильной кубической формы. (Если конец удочки будет свисать свободно, на нем может вырасти крупный кристалл соли).Сравнительная таблица результатов:



Параметры сравнения

Материал (соль)

мелкая

крупная

1

Приготовление растворов (при одинаковых условиях для обоих случаев)

Скорость растворения

быстро

медленно

Количество соли

много

мало

Прозрачность раствора

прозрачный

мутноватый

2

Процесс
выпадения
кристаллов


Выпадение осадка

на следующий день
немного, белого цвета

через 1 час
много, с "мусором"


Образование "изморози"

через несколько дней
сверху стакана

на следующий день
по всему стакану


Образование соляного кружка

каждый день по кружку в течение 3-х дней

нет


3

Процесс
образования кристаллов

Образование
"кокона"

в течение 7-ми дней

в течение 5-ти дней

Форма "кокона"

продолговатый, с шарообразным куполом

продолговатый, равномерный по всей длине

Кристаллы "кокона"

напоминают кусочек соли

4

Отдельные кристаллы


Расположение

по всему "хвосту" удочки, на удалении друг от друга

по всему "хвосту" удочки, вблизи друг от друга

Внешний вид

прозрачные кубики

белые кубики

Образование крупного кристалла

на одной из удочек, мутный кубик с длиной грани 2 мм


нет

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль