Энергосбережение и повышение энергетической эффективности образовательного учреждения

11959

Автор: зав. кафедрой государственного управления ФГБОУ ВПО "Тверской государственный университет', д-р экон. наук, проф. Г.К. Лапушинская

Федеральный закон от23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 10.07.2012) (далее - Закон "Об энергосбережении") нацелен на создание правовых, экономических и организационных основ энергосбережения и повышение энергетической эффективности функционирования государственных и муниципальных учреждений. Он также затрагивает финансовые механизмы их деятельности.

Сфера действия закона

Закон "Об энергосбережении" распространяется на организации с участием государства или муниципального образования. Согласно п. 9 ст. 2 к ним относятся государственные и муниципальные учреждения. Учебные заведения (функционирующие чаще всего в статусе государственных или муниципальных образовательных учреждений) вне зависимости от их типа должны выполнять требования, заложенные как в Законе "Об энергосбережении", так и в принятых согласно его ст. 3 "...законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


При этом действие Закона "Об энергосбережении" не распространяется:
- на негосударственные (немуниципальные) образовательные учреждения;
- "на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии/' (п. 1 ст. 13). Понятия "энергосбережение" и "энергетическая эффективность' четко определены в ст. 2. Закона "Об энергосбережении":
"...3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.'.
Таким образом, результатом эффективного проведения мероприятий по энергосбережению в образовательных учреждениях (далее - ОУ) должно стать снижение расходов по подстатье  КОСГУ 223 "Коммунальные услуги' в части оплаты по тарифам коммунальных услуг (за отопление, горячее и холодное водоснабжение, предоставление газа и электроэнергии).

На настоящий момент все государственные (муниципальные) ОУ вне зависимости от уровня реализуемого образования и типа учреждения должны осуществлять снижение потребления энергоресурсов в детском саду с обязательным применением приборов учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. Установка таких приборов учета и ввод их в эксплуатацию согласно ст. 13 Закона "Об энергосбережении' должен был быть осуществлен до 1 января 2011 г.

Использование приборов учета перевело образовательные учреждения от оплаты по введенным нормативам (часто завышенным) к оплате за четко потребленный объем предоставленных ОУ энергетических ресурсов. Однако эксплуатация приборов учета дает эффект экономии только тогда, когда во внутренней коммунальной инфраструктуре учреждения исключены потери (установка приборов учета используемой воды при текущих трубах может дать не снижение, а увеличение расходов учреждения на водоснабжение).

Согласно ст. 24 Закона "Об энергосбережении" начиная с 1 января 2010 г. образовательное учреждение также обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Использование средств, сэкономленных за счет мероприятий по энергосбережению

Для создания стимулов к модернизации коммунальных сетей, применению энергосберегающих и иных технологий, позволяющих оптимизировать затраты, было подготовлено письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 "О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".

Согласно указанному письму главные распорядители бюджетных средств планируют бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения государственных заданий государственными (муниципальными) образовательными учреждениями, находящимися в их ведении, на основании данных об объемах фактически потребленных этими учреждениями в 2009 г. энергетических ресурсов (с ежегодным их снижением на 3%). В сопоставимых условиях они должны быть уменьшены в течение 5 лет на 15% от объемов, потребленных в 2009 г.

Поскольку для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство Российской Федерации предусматривает разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного (по сравнению с учтенным при планировании субсидии на выполнение государственного задания) снижения потребления ресурсов, может быть использована ОУ также по-разному.Казенные образовательные учреждения могут использовать данные средства для обеспечения выполнения своих функций, в т. ч. на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда). То есть при определении расходов на коммунальные платежи в смете казенного ОУ должны быть одновременно увеличены расходы на коммунальные платежи (с учетом инфляции и повышения тарифов) и снижены плановые объемы потребления энергетических ресурсов на требуемую величину (3%). Чтобы казенное ОУ могло воспользоваться правом использования получаемой экономии от мероприятий по энергосбережению, главный распорядитель бюджетных средств должен прописать в Порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений порядок внесения изменений в смету при выявлении экономии и порядок определения ее размера.

Комментарий

Возможности использования сэкономленных средств казенным ОУ ограничены, поскольку экономия рассчитывается по итогам суммарного потребления ресурсов за год, что при планировании финансовой деятельности только на год в силу особенностей бюджетного процесса не позволяет использовать остаток финансовых средств в следующем финансовом году.

Бюджетные и автономные образовательные учреждения имеют для этого больше возможностей.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг. В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (утв. совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 136н/526) в указанные затраты включаются нормативные затраты на коммунальные услуги, рассчитанные по видам энергетических ресурсов, с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Они используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ)). Это позволяет использовать сэкономленные средства по направлению, выбранному самим образовательным учреждением.

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными ОУ указанной субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения' (далее - Приказ № 81н).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с Приказом № 81н в разрезе выплат, которые включают и оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учетом соответствующих нормативных затрат.

Согласно приказу Минобрнауки России от 25.06.2012 № 503 "О внесении изменений в Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1 ноября 2010 г. № 1095" с 1 января 2013 г. в план ФХД дополнительно к ранее определенным составляющим будут включаться "Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности". Это потребует расширения составляющих плана ФХД в нормативно-правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований.

В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в т. ч. на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению будет необходимо изменить и повторно утвердить показатели плана ФХД, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Важно, чтобы порядок внесения изменений в план ФХД был прописан в нормативных документах, регламентирующих порядок составления и утверждения плана ФХД учреждений, а сама процедура внесения изменений была проста и доступна руководителям ОУ. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать план ФХД руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения, но данное право фактически не прописано в законодательстве субъектов РФ.

Исходя из содержания п. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.
Таким образом, бюджетным и автономным учреждениям обеспечена большая возможность (по сравнению с казенными учреждениями) для сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, и выбора направления использования указанной экономии.
Мероприятия по повышению энергоэффективности

огласно Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, (далее - Положение о формировании государственного задания) расходы на приобретение энергетических ресурсов фактически разбиваются на две составляющие:

  • оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • содержание недвижимого имущества.

В соответствии с п. 13 Положения о формировании государственного задания нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:
"а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей...".

Таким образом, потребности ОУ в энергетических ресурсах зависят не только от характеристик имущественного комплекса (занимаемых площадей, износа построек и т. д.), но и от объема оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Чем больше потребителей таких услуг, тем больше расходуется воды, электроэнергии и других ресурсов. А это значит, что необходимо очень четко прописать индикаторы результативности мероприятий по энергосбережению. В противном случае успешно развивающееся учреждение, расширяющее на своем имущественном комплексе объем реализуемых образовательных услуг, не сможет продемонстрировать (даже грамотно организовав мероприятия по энергосбережению) совокупное снижение коммунальных расходов. Виды мероприятий по энергосбережению, которые может осуществить образовательное учреждение, зависят от ряда факторов. В частности, от мероприятий, заложенных в региональные и муниципальные программы, а значит от финансово обеспечиваемых учредителем в рамках предоставления подведомственным ОУ субсидий на данные виды действий.

Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые могут быть использованы в целях разработки региональных и муниципальных программ в этой области, утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 . К таким мероприятиям относятся:

  • проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений;
  • сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений;
  • содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации;
  • создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов;
  • технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т. ч.:
  • оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
  • перекладка эпектрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности и т. п.
Энергетическое обследование

Закон "Об энергосбережении" предусматривает для образовательных учреждений не только установку приборов учета, но и проведение энергетических обследований зданий и сооружений - энергоаудит, а также получение энергопаспортов - заключений о состоянии энергетического комплекса имущественного комплекса ОУ.

До 31 декабря 2012 г. образовательные учреждения обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование. Последующие энергетические обследования необходимо осуществлять не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16 Закона "Об энергосбережении").

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях: получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов и показателях энергетической эффективности; выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (п. 7 ст. 2 Закона "Об энергосбережении").

По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, форма которого утверждена приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования".

В энергетический паспорт должны быть включены следующие разделы:

  • титульный лист (по форме);
  • общие сведения об объекте энергетического обследования - образовательном учреждении;
  • сведения об оснащенности учебного заведения приборами учета;
  • сведения об объемах используемых энергетических ресурсов и их изменении;
  • сведения о показателях энергетической эффективности;
  • сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов;
  • потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
  • перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Заказчиком обязательного энергетического обследования является образовательное учреждение, поэтому обследование проводится в отношении ОУ целиком, сколько бы обособленных подразделений, отдельно стоящих зданий и сооружений оно не имело. Например, учебное заведение имеет одно собственное здание и несколько встроенных помещений по другому адресу. Обследованию подлежат и отдельно стоящее здание, и встроенные помещения. При этом энергетический паспорт потребителя энергоресурсов будет один, поскольку потребитель один - организация-заказчик (учебное заведение).
Заказчик, имеющий несколько зданий в составе своего имущественного комплекса, может проводить энергетическое обследование в несколько этапов. По результатам каждого промежуточного обследования следует оформлять только технический отчет (это должно быть указано в техническом задании). Данные из технических отчетов на последнем этапе обобщаются и отражаются в едином документе - энергетическом паспорте потребителя топливно-энергетических ресурсов, составленном по результатам обязательного энергетического обследования.

Энергосервисный договор

Непосредственная реализация действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в учреждении осуществляется на основе заключаемого учебным заведением энергосервисного контракта - договора, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (п. 8 ст. 2 Закона "Об энергосбережении").

Особенности заключения энергосервисных контрактов и определения их цены содержатся:
- в постановлении Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис":
- приказе Минэкономразвития России от 11.05.2010 № 174 "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)". Контракт на энергосервис является отдельным договором, заключаемым на основе конкурсного отбора исполнителей, а его цена определяется в процентном отношении от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов (по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта).

Однако, оценка потенциала экономии по итогам энергетических обследований недостаточно надежна для гарантированной окупаемости затрат исполнителей контрактов на энергосервис, что снижает их заинтересованность в реализации программ энергосбережения образовательных учреждений.

Энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, могут быть заключены на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их поставку) (ст. 33 Закона "Об энергосбережении", внесшая изменения в п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).Проблемным моментом финансовой модели взаимодействия в рамках контрактов на энергосервис является то, что образовательное учреждение - заказчик энергосервисного контракта не может гарантированно отвечать по своим обязательствам, т. к. не является распорядителем бюджета, а распорядитель -учредитель ОУ не является субъектом энергосервисного договора.

Кроме того, если учреждение, заказав разработку программы энергосбережения, осуществило мероприятие, указанное и рассчитанное разработчиком, но не достигло заложенного при этом эффекта, оно может требовать частичной компенсации только в том случае, если это было предусмотрено договором на оказание услуг по разработке данной программы. В противном случае ответственность за неполучение ожидаемого эффекта разработчик не несет.Требования энергетической эффективности к товарам, работам, услугам

При приобретении образовательными учреждениями товаров и услуг, в частности различного оборудования, необходимо руководствоваться новыми правилами, связанными с обязательным выполнением требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно п. 5 ст. 26 Закона "Об энергосбережении" образовательному учреждению следует учитывать, что осуществляемая закупка должна обеспечивать:
- достижение максимально возможных показателей энергосбережения и энергетической эффективности;
- снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены закупки, в совокупности с расходами, связанными с использованием энергетических ресурсов, с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии.

Требования по энергетической эффективности товаров, работ, услуг регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:
1. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 - утверждает перечень то- ^ варов, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности (включающий около 90 позиций) (но нет указаний на то, каким критериям энергоэффективности должны отвечать все эти товары).
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 - устанавливает:
- перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, их маркировке и на этикетках;
- принципы определения класса энергетической эффективности товара. Класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность и позволяющая потребителю определить, какой (экономный или энергозатратный) товар он приобретает. Класс ("А" - "G") определяется в соответствии с Правилами определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации об его энергетической эффективности (далее - Правила), установленными приказом Минпромторга России от29.04.2010 № 357 .

Правила распространяются в т. ч.:

  • на холодильники бытовые (компрессионные и абсорбционные);
  • морозильники бытовые;
  • машины стиральные бытовые (автоматические и полуавтоматические, с ручным отжимным устройством и без него);
  • кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители;
  • машины посудомоечные бытовые;
  • электроплиты кухонные бытовые;
  • жарочные электрошкафы (электродуховки бытовые);
  • микроволновые печи бытовые;
  • телевизоры (цветного изображения и аппаратура телевизионная комбинированная);
  • электроприборы для отопления бытовые (электроконвекторы, электротепловенти-ляторы, электрорадиаторы);
  • электроприборы для нагрева жидкостей бытовые (электробойлеры бытовые, электроводонагреватели проточные);
  • лампы электрические бытовые (лампы накаливания мощностью до 100 Вт, лампы люминесцентные низкого давления);
  • лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях).

3. Приказ Минпромторга России от 07.09.2010 № 769 - устанавливает:

  • перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках;
  • перечень исключений из категорий товаров;
  • перечень характеристик товаров, которые не должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности.

4. Федеральный закон от 12.12.2011 № 426-ФЗ - ввел поправку в ст. 10 "Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров" Закона "Об энергосбережении", исключающую компьютеры, компьютерную технику и оргтехнику из списка товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, их маркировке и на их этикетках.

Способ размещения заказа будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт. Процедуры могут проводиться как в обычном порядке, так и согласно гл. 7.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон № 94-ФЗ).

Если образовательное учреждение проводит обычные торги и запрос котировок, то оплата осуществляется по статьям 226, 340 КОСГУ и др. Если торги и запрос котировок проводятся согласно гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ, то оплата осуществляется по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).Ответственность за нарушение законодательства в сфере энергосбережения

В соответствии с Законом "Об энергосбережении', если в учреждении расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более 10 млн руб. в год, то из числа работников учреждения должно быть назначено лицо, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) была введена и с 27 мая 2010 г. вступила в силу ст. 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", которая определила административную ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.

Предусмотрена ответственность в форме административных штрафов, налагаемых:

  • за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования: на руководителя ОУ - в размере от 10 до 15 тыс. руб., на образовательное учреждение - от 50 до 250 тыс. руб. (п. 8 ст. 9.16 КоАП РФ);
  • несоблюдение требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (т. е. отсутствие программы энергосбережения): на руководителя ОУ - в размере от 30 до 50 тыс. руб., на образовательное учреждение - от 50 до 100 тыс. руб. (п. 10 ст. 9.16 КоАП РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности: на руководителя ОУ - в размере от 25 до 30 тыс. руб., на образовательное учреждение - от 50 до 100 тыс. руб. (п. 11 ст. 9.16 КоАП РФ). Несмотря на введение административной
  • ответственности в сфере энергосбережения, помимо ежегодного отчета в настоящее время не предусмотрено никаких других форм государственного контроля за реализацией программ энергосбережения образовательных учреждений.
Оценка энергоэффективности и меры по ее повышению

Для обеспечения результативности действий руководства образовательного учреждения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо:

1. Осуществить неформальную ревизию энергетического хозяйства учреждения (оборудования, приборов учета, коммуникаций и т. д.) с целью выявления наиболее энергоемких источников потребления, а также временных периодов повышения уровня расходов энергетических ресурсов.

2. Оценить последствия планируемых мероприятий. Для этого можно воспользоваться калькуляторами расчета энергоэффективности. На настоящий момент для руководителя ОУ доступны:
- калькулятор расчета окон (energosber. info/calc/window/ - сайт Энергоэффективная Россия). С его помощью можно рассчитать, возникнет ли экономия при замене старых окон на энергосберегающие (с учетом средних температур в регионе размещения образовательного учреждения, параметров и характеристик окон, имеющихся и предлагаемых на замену);
- калькулятор расчета ламп (energosber. info/calc/lamp/). С его помощью можно рассчитать, будет ли экономия при замене ламп накаливания на энергосберегающие (с учетом средних температур в регионе размещения образовательного учреждения, применяемых тарифов на электроэнергию, видов, параметров и характеристик энергосберегающих ламп);
- калькулятор расчета ламп (energosber. info/calc/waiting/). С его помощью можно рассчитать потери энергии при работе приборов, имеющихся у образовательного учреждения, в режиме ожидания (холостого хода - stand-by).
Также можно использовать модель расчета эффективности энергосберегающих мероприятий, представленную на сайте Всероссийского портала по энергосбережению ( www.verdit.ru/index.php/component/ content/article/2840).
3. Изучить рынок нового оборудования и приборов, обеспечивающих более рациональное потребление энергии.
4. Изучить рынок услуг и работ организаций, способных осуществить монтаж и обслуживание такого оборудования.
5. Заложить необходимые финансовые средства в бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности.
6. Подготовить необходимую документацию для размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Важным моментом является ориентация руководителя ОУ на неформальную работу с четкой расстановкой приоритетов действий. Только в этом случае удастся достигнуть ожидаемых результатов по повышению энергетической эффективности имущественного комплекса образовательного учреждения.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль