Формирование образа времени у дошкольников

2896

Автор: Е.П. Николаева,психолог образовательного центра "Ориентир",г. Петрозаводск

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный шар – в зерне песка;
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка

Предлагаемый материал представляет собой продолжение темы понимания детьми времени и пространства, поднятой в статье "Программа когнитивного развития детей в процессе психологической подготовки к школе"*. Приведенные примеры использования литературных произведений, разнообразного методического материала позволят обогатить представления детей о времени, познакомить их с астрономическим временем, а также с психологическим его восприятием.

Образ (картина) мира формируется у детей на основе самопознания, знакомства и действия со следующими категориями пространства и времени: пространство самостроительства внутреннего Я; пространство самостроительства внешнего Я.
Дети, осваивая пространство и время, получают новые впечатления, познают мир и себя. Философ Мераб Мамардашвили утверждал: "Время есть предельное отличие предмета от самого себя. Пространство есть отличие одного предмета от другого".

Дети знакомятся и осваивают некоторые виды пространства: природное и социальное пространство, сновидения, мечты, фантазии, языковое пространство. Поэт и философ Велимир Хлебников говорил, что в пространстве языка осуществляется единство "пространства - времени".

Познают дети и пространство времен: прошлое, настоящее, будущее. С преемственностью времен дети знакомятся, когда узнают свои истоки, корни, происхождение, когда в семье стараются узнать, кто были их предки, составить генеалогическое дерево. Интересный момент: если изобразить условную линию времени, на которой прошлые события отмечаются слева, а будущие - справа, то наших предков, которые жили в прошлом, можно поместить, наоборот, справа, а не слева, потому что нас не было бы, если бы не было их.

Представление о времени предполагает умение видеть себя во времени, раскрытие своих возможностей, приобретение новых способностей

Задачи, решаемые в ходе изучение данной темы:

  • развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • обучение использованию знаний в различных ситуациях.

Знакомя детей со временем, мы учим оперировать им. Представление о времени предполагает умение видеть себя во времени, раскрытие своих возможностей, приобретение новых способностей.

Время, как и пространство, выступает объектом познания. К примеру, в сельской местности время воспринимается не так, как в городе. В деревне род занятий людей непосредственно связан с природными (климатическими и погодными) явлениями, поэтому, как и в старину, сохранилась цикличность астрономического времени, в зависимости от сезона. Так, весной проходит посевная, летом - время ухода за растениями, осенью - сбор урожая и заготовка кормов, зимой - подготовка техники и заготовка удобрений, уход за животными.

В городе же время течет линейно. Городская жизнь менее привязана к природным явлениям. Создается искусственная среда: можно посадить зимний сад, загорать не летом, а круглогодично в солярии. Непрерывный технологический процесс обязывает людей работать на заводах не только днем, но и по ночам.

"Время есть предельное отличие предмета от самого себя. Пространство есть отличие одного предмета от другого"

Да и времена года в последнее десятилетие не так явно различимы, например, снег может впервые выпасть в середине января. Зима в городах воспринимается не так, как в деревне. Снег в городе убирают, вывозят, он быстрее тает из-за подземных коммуникаций, выбросов заводов и фабрик. К тому же можно легко попасть из зимы в лето благодаря возможностям современного скоростного транспорта: всего за несколько часов зимой очутиться на пляже в жаркой стране. Исходя из сказанного, время воспринимается по-разному, в зависимости от места жительства человека.
Рассмотрим, какие художественные произведения о времени, игры, упражнения, беседы можно использовать и проводить в работе с детьми по данной теме.Образ времени в художественных произведениях

Приведем примеры из книг, в которых время рассматривается в разных аспектах."Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца. Однажды четыре волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Злые волшебники разведали об этом и стали ловить ребят, теряющих время понапрасну. Поймали волшебники ученика 3 класса Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили. А время, потерянное ребятами, волшебники забрали себе. И стали волшебники детьми, а ребята - стариками.

И лишь благодаря усилиям постаревшего Пети Зубова им удалось вернуться в свое время. Петя узнал секрет: если найти ребят, которые превратились в старых людей, и собрать их вместе, то они повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, и тогда старики снова станут детьми. Задача была не из легких. Очень трудно было отыскать дорогу к дому, в котором жили злые волшебники. И вот наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят. "Ах, время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику - боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь".
Когда ребята стали крутить стрелки часов, волшебники спали. Проснувшись, они начали уменьшаться в размерах и затем совсем исчезли. Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. Чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • Как можно сберечь время?
  • Что можно сделать полезного за 5 минут, за 1 час, за 1 день?

Психологу на заметку
Михаэль Андреас Гельмут Энде (1929-1995) - немецкий писатель, автор ряда произведений для детей. Одни из самых известных: "Джим Пуговка и Машинист Лукас" (1960), "Бесконечная история" (1979). За роман "Момо", переведенный более чем на 30 языков, в 1974 г. М. Энде получил "Немецкую премию литературы для детей". С 1996 г. обладатель этой премии получает вместе с денежным призом статуэтку Момо.

"Момо, или Странная история о ворах времени и о ребенке, который возвращал украденное время людям" Михаэля Энде.
В книге рассказывается о маленькой девочке-сироте, живущей в заброшенном амфитеатре в столице государства без названия. Несмотря на свою бедность, она имеет удивительную способность слушать и понимать людей, особенно детей. А те в свою очередь учатся у нее играть, мечтать, дружить. Но однажды в городе появляются странные Серые люди, которые считают, что надо экономить время, не тратя его на любовь и дружбу. Так они сами крадут время у людей.
Никто, казалось, не замечал, что, экономя время, он экономит в действительности нечто совсем другое. Никто не хотел признать, что его жизнь становилась все беднее, однообразнее и холоднее. Ясно ощущали это только дети, ибо на них не оставалось больше времени ни у кого. Момо пытается узнать, кто эти зловещие создания и что они сделали с ее друзьями. Свой поиск она ведет сквозь времена на пути к таинственному источнику жизни.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • А вы хотели бы жить в таком городе с Серыми людьми?
  • Надо ли тратить время на любовь и дружбу?

Сказка "Мудрый Исправитель Недостатков" Пала Бекеша.
Будильник по имени Точное Время перестал показывать правильное время и отправился к волшебному Мастеру за помощью. Он рассказывает о себе своему спутнику: "Время-то я показываю, да не то, какое есть на самом деле. То больше, то меньше. Спешу или опаздываю на целые часы, дни, недели. Иной раз стрелки с места не сдвинешь, а то крутятся как оголтелые, будто хотят восполнить все упущенное время... У меня отсутствует чувство времени".
К тому же этот сказочный герой сочиняет стихи: "Шевельнулась стрелка - короткое движение, но каждый понимает, что прошло мгновение"; "Не успеешь моргнуть глазом - обознался целым часом","С плеч свалилось бремя - в вечность течет время". Поэтическое настроение Будильника помогает друзьям справиться с трудностями и спасти Мастера.
Спасенный Мастер говорит мудрую фразу: "Стрелки самых точных часов не укажут, как надо жить"
Психологический подтекст: те недостатки, которые у нас есть, могут обернуться достоинствами.

Психологу на заметку
Пал Бекеш (1956–2010) – венгерский писатель, драматург, сценарист, переводчик и культурный деятель. C 2000 г. возглавлял венгерский отдел Международного совета по книгам для детей
и молодежи (IBBY).

Книга "Детки Матушки Земли" немецкой писательницы Сибилл фон Олферс (в русской версии Ю. Шипкова) знакомит детей с цикличностью времен года. Это рассказ-аллегория о годовом цикле жизни растений. Впервые книга вышла в Германии в 1906 г. В России издавалась сто лет назад и была очень популярна. В 2012 г. она была переиздана.

Методический материал для проведения непосредственно образовательной деятельности
Работая с такой темой, как формирование образа времени у дошкольников, педагог-психолог может использовать различные формы и методы - от системы вопросов по проблеме до бесед и игр. Приведем примеры некоторых из них.

I. Вопросы и задания.
1. Вопросы для размышления о времени:

  • Что длится дольше: урок или перемена?
  • Что короче: час или день? Минута или час? День или неделя? Месяц или год?
  • Где время может течь вспять?
  • Когда время идет медленнее: когда вы играете или когда вы чего-то ждете?

2. "Путешествие в будущее". Подумайте, как изменятся в будущем:

  • желудь, росток, гусеница, икринка, семечко;
  • лето, ученик, дерево зимой и весной.

3. Задание: "Если бы вы были дизайнером, какие часы вы придумали бы? Нарисуйте их"
4. Закончи фразу: "Время - это...".

II. Темы для обсуждения.
1. Обсудить с детьми картину Сальвадора Дали "Мягкие часы" ("Постоянство памяти"), на которой изображены "растекающиеся" часы. Здесь же можно предложить им придумать свои часы (см. выше задание 3).
2. Познакомить детей со стихотворением о времени поэтессы Ларисы Миллер, проанализировать его:
Четверг пока необитаем, К нему мы только подлетаем. И гаснет окон череда, Это кончается среда. И вот уже мы близко вроде К чему-то, чего нет в природе.
3. Обсудить с детьми английскую считалку в переводе Марины Бородицкой и выучить ее наизусть:

Кто родился в понедельник -
Будет беленький как мельник.
Кто во вторник - боковитым.
 А кто в среду - трижды битым.
Кто в четверг - бродягой вечным.
В пятницу - добросердечным.
Кто в субботу - к делу гож.
В воскресенье - всем хорош.

III. Игры и викторины.
1. Подвижная игра "Дядя Миша, который час?".
Инструкция. Считалкой выбирается водящий. Он становится лицом к стене, остальные участники стоят поодаль. Они спрашивают у водящего: "Дядя Миша, который час?". Если он скажет, к примеру, "три часа", то дети делают 3 шага к нему. И так до тех пор, пока не коснутся его плеча, после чего дети убегают, а водящий их догоняет.

2. Вопросы для викторины:
1) Какой день недели чаще всего упоминается в сказке про Винни-Пуха? ("Это было давно, еще в прошлую пятницу".)
2) Мэри Поппинс обещала своим воспитанникам остаться с ними до тех пор, пока...? (Не переменится ветер.)
3) Какие мультфильмы и сказки о времени вы смотрели? ("Падал прошлогодний снег", "Сказка о потерянном времени", "Двенадцать месяцев".)
4) Какой сказочный герой носил в кармане часы? (Карлсон.)
5) В какое время и чье платье превратится в лохмотья? (Платье Золушки в полночь превратится в лохмотья, если она задержится на балу дольше 12 часов ночи.)

IV. Беседы.
1. "Проблемная беседа". Примерные темы для обсуждения:

  • Почему завтра не становится сегодня?
  • Куда утекает время?

2. "Метафоры восприятия времени". Знакомство детей с переносным смыслом некоторых метафор.

"Время течет слева направо".
Можно показать детям два яблока - целое и надкушенное. Предложить им расположить эти яблоки на листе бумаги. Отметить, каким способом они это сделают. Дети расположат яблоки следующим образом: слева - целое, справа - надкушенное*

"Время утекает как песок".
Показать детям песочные часы. Предложить им рассказать о себе за то время ОЩУЩАЮТ ВРЕМЯ что песок будет пересыпаться в часах.

Можно использовать песочные часы и для того, чтобы дети могли почувствовать время. Например, предложить им закрыть глаза и открыть только тогда, когда, по их ощущениям, закончится отведенное время. Благодаря песочным часам будет наглядно видно, как дети ощущают время. Для этого задания можно взять песочные часы с разной длительностью (1, 2, 3 минуты).

"Время движется по спирали".
Показать детям спираль. Можно нарисовать улитку, раковина которой похожа на спираль. Объяснить: "Существует мнение, что все в мире движется по спирали. Каждый новый виток - это и знание прошлого, и развитие".

* Исследование психологов подтверждает, что дети располагают яблоки таким образом. Этот же факт подтверждает психолог и нейрофизиолог Ю.И. Александров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль