Формирование образа времени у дошкольников

2919

Автор: Е.П. Николаева,психолог образовательного центра "Ориентир",г. Петрозаводск

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный шар – в зерне песка;
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка

Предлагаемый материал представляет собой продолжение темы понимания детьми времени и пространства, поднятой в статье "Программа когнитивного развития детей в процессе психологической подготовки к школе"*. Приведенные примеры использования литературных произведений, разнообразного методического материала позволят обогатить представления детей о времени, познакомить их с астрономическим временем, а также с психологическим его восприятием.

Образ (картина) мира формируется у детей на основе самопознания, знакомства и действия со следующими категориями пространства и времени: пространство самостроительства внутреннего Я; пространство самостроительства внешнего Я.
Дети, осваивая пространство и время, получают новые впечатления, познают мир и себя. Философ Мераб Мамардашвили утверждал: "Время есть предельное отличие предмета от самого себя. Пространство есть отличие одного предмета от другого".

Дети знакомятся и осваивают некоторые виды пространства: природное и социальное пространство, сновидения, мечты, фантазии, языковое пространство. Поэт и философ Велимир Хлебников говорил, что в пространстве языка осуществляется единство "пространства - времени".

Познают дети и пространство времен: прошлое, настоящее, будущее. С преемственностью времен дети знакомятся, когда узнают свои истоки, корни, происхождение, когда в семье стараются узнать, кто были их предки, составить генеалогическое дерево. Интересный момент: если изобразить условную линию времени, на которой прошлые события отмечаются слева, а будущие - справа, то наших предков, которые жили в прошлом, можно поместить, наоборот, справа, а не слева, потому что нас не было бы, если бы не было их.

Представление о времени предполагает умение видеть себя во времени, раскрытие своих возможностей, приобретение новых способностей

Задачи, решаемые в ходе изучение данной темы:

  • развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • обучение использованию знаний в различных ситуациях.

Знакомя детей со временем, мы учим оперировать им. Представление о времени предполагает умение видеть себя во времени, раскрытие своих возможностей, приобретение новых способностей.

Время, как и пространство, выступает объектом познания. К примеру, в сельской местности время воспринимается не так, как в городе. В деревне род занятий людей непосредственно связан с природными (климатическими и погодными) явлениями, поэтому, как и в старину, сохранилась цикличность астрономического времени, в зависимости от сезона. Так, весной проходит посевная, летом - время ухода за растениями, осенью - сбор урожая и заготовка кормов, зимой - подготовка техники и заготовка удобрений, уход за животными.

В городе же время течет линейно. Городская жизнь менее привязана к природным явлениям. Создается искусственная среда: можно посадить зимний сад, загорать не летом, а круглогодично в солярии. Непрерывный технологический процесс обязывает людей работать на заводах не только днем, но и по ночам.

"Время есть предельное отличие предмета от самого себя. Пространство есть отличие одного предмета от другого"

Да и времена года в последнее десятилетие не так явно различимы, например, снег может впервые выпасть в середине января. Зима в городах воспринимается не так, как в деревне. Снег в городе убирают, вывозят, он быстрее тает из-за подземных коммуникаций, выбросов заводов и фабрик. К тому же можно легко попасть из зимы в лето благодаря возможностям современного скоростного транспорта: всего за несколько часов зимой очутиться на пляже в жаркой стране. Исходя из сказанного, время воспринимается по-разному, в зависимости от места жительства человека.
Рассмотрим, какие художественные произведения о времени, игры, упражнения, беседы можно использовать и проводить в работе с детьми по данной теме.Образ времени в художественных произведениях

Приведем примеры из книг, в которых время рассматривается в разных аспектах."Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца. Однажды четыре волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Злые волшебники разведали об этом и стали ловить ребят, теряющих время понапрасну. Поймали волшебники ученика 3 класса Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили. А время, потерянное ребятами, волшебники забрали себе. И стали волшебники детьми, а ребята - стариками.

И лишь благодаря усилиям постаревшего Пети Зубова им удалось вернуться в свое время. Петя узнал секрет: если найти ребят, которые превратились в старых людей, и собрать их вместе, то они повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, и тогда старики снова станут детьми. Задача была не из легких. Очень трудно было отыскать дорогу к дому, в котором жили злые волшебники. И вот наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят. "Ах, время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику - боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь".
Когда ребята стали крутить стрелки часов, волшебники спали. Проснувшись, они начали уменьшаться в размерах и затем совсем исчезли. Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. Чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • Как можно сберечь время?
  • Что можно сделать полезного за 5 минут, за 1 час, за 1 день?

Психологу на заметку
Михаэль Андреас Гельмут Энде (1929-1995) - немецкий писатель, автор ряда произведений для детей. Одни из самых известных: "Джим Пуговка и Машинист Лукас" (1960), "Бесконечная история" (1979). За роман "Момо", переведенный более чем на 30 языков, в 1974 г. М. Энде получил "Немецкую премию литературы для детей". С 1996 г. обладатель этой премии получает вместе с денежным призом статуэтку Момо.

"Момо, или Странная история о ворах времени и о ребенке, который возвращал украденное время людям" Михаэля Энде.
В книге рассказывается о маленькой девочке-сироте, живущей в заброшенном амфитеатре в столице государства без названия. Несмотря на свою бедность, она имеет удивительную способность слушать и понимать людей, особенно детей. А те в свою очередь учатся у нее играть, мечтать, дружить. Но однажды в городе появляются странные Серые люди, которые считают, что надо экономить время, не тратя его на любовь и дружбу. Так они сами крадут время у людей.
Никто, казалось, не замечал, что, экономя время, он экономит в действительности нечто совсем другое. Никто не хотел признать, что его жизнь становилась все беднее, однообразнее и холоднее. Ясно ощущали это только дети, ибо на них не оставалось больше времени ни у кого. Момо пытается узнать, кто эти зловещие создания и что они сделали с ее друзьями. Свой поиск она ведет сквозь времена на пути к таинственному источнику жизни.

Вопросы для беседы после прочтения:

  • А вы хотели бы жить в таком городе с Серыми людьми?
  • Надо ли тратить время на любовь и дружбу?

Сказка "Мудрый Исправитель Недостатков" Пала Бекеша.
Будильник по имени Точное Время перестал показывать правильное время и отправился к волшебному Мастеру за помощью. Он рассказывает о себе своему спутнику: "Время-то я показываю, да не то, какое есть на самом деле. То больше, то меньше. Спешу или опаздываю на целые часы, дни, недели. Иной раз стрелки с места не сдвинешь, а то крутятся как оголтелые, будто хотят восполнить все упущенное время... У меня отсутствует чувство времени".
К тому же этот сказочный герой сочиняет стихи: "Шевельнулась стрелка - короткое движение, но каждый понимает, что прошло мгновение"; "Не успеешь моргнуть глазом - обознался целым часом","С плеч свалилось бремя - в вечность течет время". Поэтическое настроение Будильника помогает друзьям справиться с трудностями и спасти Мастера.
Спасенный Мастер говорит мудрую фразу: "Стрелки самых точных часов не укажут, как надо жить"
Психологический подтекст: те недостатки, которые у нас есть, могут обернуться достоинствами.

Психологу на заметку
Пал Бекеш (1956–2010) – венгерский писатель, драматург, сценарист, переводчик и культурный деятель. C 2000 г. возглавлял венгерский отдел Международного совета по книгам для детей
и молодежи (IBBY).

Книга "Детки Матушки Земли" немецкой писательницы Сибилл фон Олферс (в русской версии Ю. Шипкова) знакомит детей с цикличностью времен года. Это рассказ-аллегория о годовом цикле жизни растений. Впервые книга вышла в Германии в 1906 г. В России издавалась сто лет назад и была очень популярна. В 2012 г. она была переиздана.

Методический материал для проведения непосредственно образовательной деятельности
Работая с такой темой, как формирование образа времени у дошкольников, педагог-психолог может использовать различные формы и методы - от системы вопросов по проблеме до бесед и игр. Приведем примеры некоторых из них.

I. Вопросы и задания.
1. Вопросы для размышления о времени:

  • Что длится дольше: урок или перемена?
  • Что короче: час или день? Минута или час? День или неделя? Месяц или год?
  • Где время может течь вспять?
  • Когда время идет медленнее: когда вы играете или когда вы чего-то ждете?

2. "Путешествие в будущее". Подумайте, как изменятся в будущем:

  • желудь, росток, гусеница, икринка, семечко;
  • лето, ученик, дерево зимой и весной.

3. Задание: "Если бы вы были дизайнером, какие часы вы придумали бы? Нарисуйте их"
4. Закончи фразу: "Время - это...".

II. Темы для обсуждения.
1. Обсудить с детьми картину Сальвадора Дали "Мягкие часы" ("Постоянство памяти"), на которой изображены "растекающиеся" часы. Здесь же можно предложить им придумать свои часы (см. выше задание 3).
2. Познакомить детей со стихотворением о времени поэтессы Ларисы Миллер, проанализировать его:
Четверг пока необитаем, К нему мы только подлетаем. И гаснет окон череда, Это кончается среда. И вот уже мы близко вроде К чему-то, чего нет в природе.
3. Обсудить с детьми английскую считалку в переводе Марины Бородицкой и выучить ее наизусть:

Кто родился в понедельник -
Будет беленький как мельник.
Кто во вторник - боковитым.
 А кто в среду - трижды битым.
Кто в четверг - бродягой вечным.
В пятницу - добросердечным.
Кто в субботу - к делу гож.
В воскресенье - всем хорош.

III. Игры и викторины.
1. Подвижная игра "Дядя Миша, который час?".
Инструкция. Считалкой выбирается водящий. Он становится лицом к стене, остальные участники стоят поодаль. Они спрашивают у водящего: "Дядя Миша, который час?". Если он скажет, к примеру, "три часа", то дети делают 3 шага к нему. И так до тех пор, пока не коснутся его плеча, после чего дети убегают, а водящий их догоняет.

2. Вопросы для викторины:
1) Какой день недели чаще всего упоминается в сказке про Винни-Пуха? ("Это было давно, еще в прошлую пятницу".)
2) Мэри Поппинс обещала своим воспитанникам остаться с ними до тех пор, пока...? (Не переменится ветер.)
3) Какие мультфильмы и сказки о времени вы смотрели? ("Падал прошлогодний снег", "Сказка о потерянном времени", "Двенадцать месяцев".)
4) Какой сказочный герой носил в кармане часы? (Карлсон.)
5) В какое время и чье платье превратится в лохмотья? (Платье Золушки в полночь превратится в лохмотья, если она задержится на балу дольше 12 часов ночи.)

IV. Беседы.
1. "Проблемная беседа". Примерные темы для обсуждения:

  • Почему завтра не становится сегодня?
  • Куда утекает время?

2. "Метафоры восприятия времени". Знакомство детей с переносным смыслом некоторых метафор.

"Время течет слева направо".
Можно показать детям два яблока - целое и надкушенное. Предложить им расположить эти яблоки на листе бумаги. Отметить, каким способом они это сделают. Дети расположат яблоки следующим образом: слева - целое, справа - надкушенное*

"Время утекает как песок".
Показать детям песочные часы. Предложить им рассказать о себе за то время ОЩУЩАЮТ ВРЕМЯ что песок будет пересыпаться в часах.

Можно использовать песочные часы и для того, чтобы дети могли почувствовать время. Например, предложить им закрыть глаза и открыть только тогда, когда, по их ощущениям, закончится отведенное время. Благодаря песочным часам будет наглядно видно, как дети ощущают время. Для этого задания можно взять песочные часы с разной длительностью (1, 2, 3 минуты).

"Время движется по спирали".
Показать детям спираль. Можно нарисовать улитку, раковина которой похожа на спираль. Объяснить: "Существует мнение, что все в мире движется по спирали. Каждый новый виток - это и знание прошлого, и развитие".

* Исследование психологов подтверждает, что дети располагают яблоки таким образом. Этот же факт подтверждает психолог и нейрофизиолог Ю.И. Александров.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль