Организация работы консультативного пункта на базе коррекционного общеобразовательного учреждения

3870

Автор: С.А. Фурсов, зам. директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 30" г. Москвы

Для детей, не посещающих детский сад, в т. ч. и для детей, имеющих инвалидность, существуют различные формы получения дошкольного образования. Чаще всего они реализуются в структурных подразделениях образовательных учреждений: группах кратковременного пребывания, службах ранней помощи, лекотеках, центрах игровой поддержки ребенка, семейных детских садах и консультативных пунктах.Группы кратковременного пребывания организуются для детей от 2 до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения. Как правило, они небольшие - до 10 человек и работают по гибкому графику: от 2 до 5 ч в день два, три, четыре, иногда пять дней в неделю. Основными задачами таких групп являются:

Службы ранней помощи создаются для детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития. Обязательным условием их функционирования является наличие в штате специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинской сестры и др. Основные задачи службы ранней помощи - коррекция нарушений развития детей и оказание психолого-педагогической и социальной помощи семье.Лекотеки, как и службы ранней помощи, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития, начиная с двухмесячного возраста, только не до 4, а до 7 лет. Занятия в лекотеке проводятся в форме игры и, как правило, совместно с родителями. Основными задачами лекотек являются:

  • налаживание общения детей с другими членами семьи;
  • социализация детей;
  • формирование у детей предпосылок учебной деятельности.

Центры игровой поддержки ребенка организуются для детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия в них проводятся на основе игровой деятельности. Основными задачами таких центров являются: ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения; консультирование родителей по вопросам создания развивающей среды и формирования оптимального состава игровых средств обучения в условиях семейного воспитания; подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение.Семейные детские сады создаются по месту проживания многодетных семей, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Их деятельность направлена на социальную поддержку семей и предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание дошкольного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, медицинская медсестра и др. На должности воспитателей в семейных детских садах, как правило, назначаются родители.
Консультативные пункты успешно работают не только на базе дошкольного учреждения, но и на базе школ. Их основная задача - оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей, не посещающих дошкольные учреждения.

В данной статье рассматриваются особенности деятельности консультативного пункта, созданного на базе ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 30" г. Москвы (далее - СКОШ № 30).

Первоначально в СКОШ № 30 функционировали две группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с нарушением развития. Однако родители, которые приводили детей на занятия, часто обращались к специалистам за советом, задавали вопросы, касающиеся воспитания "особых" детей, и в конце концов администрация пришла к выводу, что школе необходим консультативный пункт.

Для работы консультативного пункта были выделены два класса. После ремонта в них появились игровая зона для детей и кабинет для консультаций родителей. По советам медицинских работников и педагогов было закуплено необходимое оборудование, пособия и игры для занятий.

Специалисты консультативного пункта - старший воспитатель, логопед, педагог-психолог и медсестра - были набраны из работников СКОШ № 30. За работу в структурном подразделении они получали ежемесячную доплату.Особенности функционирования консультативного пункта

Общий контроль за работой пункта осуществлял директор школы, непосредственное руководство - администратор.

Прежде чем объявить об официальном открытии консультативного пункта, были подготовлены локальные акты и документы, регламентирующие его деятельность:

  • положение о консультативном пункте в коррекционном общеобразовательном учреждении (приложение);
  • график работы консультативного пункта, составленный с учетом графика работы детского сада;
  • годовые планы работы консультативного пункта и каждого работника; журнал учета проведенной работы;
  • журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
  • аналитический отчет о работе за год; статистический отчет о работе за год и др.

Кроме того, для каждого ребенка, посещающего консультативный пункт, были разработаны:

  • регистрационный лист (заполняется на первичной консультации);
  • план индивидуальной работы;
  • протоколы обследований (первичного, повторного, пролонгированного, итогового) с заключениями специалистов.

Для работы с родителями были подготовлены анкеты, договор об оказании консультативных услуг и книга отзывов и предложений.

Консультативный пункт на базе СКОШ № 30 функционировал 3 раза в неделю с 9 до 12 ч и с 15 до 18 ч в течение учебного года. Психолого-педагогическая работа с детьми (в возрасте от 1 года до 7 лет) и консультирование родителей проводились индивидуально, в подгруппах или группах одним либо несколькими специалистами. На занятиях с детьми обязательно присутствовали родители.

В консультативном пункте также часто проходили: теоретические и практические семинары, лектории, мастер-классы и открытые занятия для родителей и педагогов; встречи с педагогами из школ и детских садов, медицинских учреждений, центров психолого-педагогической поддержки и других организаций.

Всех желающих посещать консультативный пункт сначала приглашали на встречу со старшим воспитателем. Во время встречи старший воспитатель беседовал с родителями, выяснял причину их обращения, давал предварительные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка, рассказывал о работе пункта, а затем записывал их на первичную консультацию.

На первичной консультации родители заполняли анкету и беседовали со специалистами. Тогда же проводилась диагностика ребенка, выявлялись особенности его индивидуального развития. При необходимости назначалась дополнительная консультация, после которой родители должны были сделать выбор: отдать ребенка в группу кратковременного пребывания, а потом (после обследования) записать в школу либо посещать вместе с ним консультативный пункт.

Если родителей не устраивал ни тот, ни другой вариант, специалисты предоставляли им информацию об образовательных учреждениях города, подходящих для их ребенка (место нахождения, контакты, время работы, условия приема, порядок записи и комплектования). Таким образом, родители в любом случае получали квалифицированную консультацию.

С родителями, которые приняли решение посещать консультативный пункт, заключался договор об оказании консультационных услуг, проводилась беседа о правилах поведения в учреждении, правах и обязанностях участников воспитательно-образовательного процесса. Затем в соответствии с рекомендациями специалистов и пожеланиями родителей составлялся план индивидуальной работы с ребенком. В процессе реализации в него могли быть внесены коррективы.

Трехлетняя практика работы консультативного пункта показала, что такие формы взаимодействия с семьей эффективны и востребованы. Родители регулярно обращались в пункт, чтобы узнать уровень способностей своих детей, получить рекомендации по их воспитанию и подготовить к детскому саду или школе. Кроме того, специалисты консультировали родителей по проблемам взаимоотношений в семье и в случае необходимости помогали установить контакт с ребенком.

Очень часто в пункт обращались родители, которые только узнали о диагнозе ребенка. В этом случае наши специалисты оказывали им психологическую поддержку, предоставляли информацию об особенностях и возможных последствиях заболевания, давали советы по организации занятий. В целом, как отмечают родители и педагоги СКОШ № 30, работа, проведенная в консультативном пункте за три года, была успешной. За это время:

  1. 214 родителей получили первичные консультации, после которых было зафиксировано 1273 повторных обращения: 428 - по вопросам развития детей, 250 - по вопросам поведения, 315 - по вопросам обучения и воспитания, 176 - по вопросам взаимоотношений в семье и 104 -по другим вопросам;
  2. 142 ребенка прошли индивидуальные обследования (в дальнейшем они посещали индивидуальные занятия в присутствии родителей; по результатам последней диагностики были составлены заключения и даны рекомендации).

В течение трех лет на базе консультативного пункта активно проводилась методическая работа. Было налажено сотрудничество с центрами психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония", "Тверской", а также с городской детской поликлиникой № 38 г. Москвы. Специалисты пункта принимали участие в работе окружных семинаров по тематике, связанной с созданием и функционированием структурных подразделений в школе.
В 2012 г. консультативный пункт в СКОШ № 30 был закрыт, однако работа с дошкольниками, не посещающими детские сады и нуждающимися в коррекции различных отклонений в развитии, была продолжена. В октябре на базе школы была открыта экспериментальная группа 12-часового пребывания для детей от 5 до 7 лет со сложной структурой психофизических нарушений развития. Кроме того, в этом учебном году было увеличено количество и численный состав групп кратковременного пребывания детей.

Приложение

Шаблон можно скачать  из электронной системы "Образование"

ПОЛОЖЕНИЕ о консультативном пункте в коррекционном общеобразовательном учреждении

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 "О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения", регламентирует деятельность консультативного пункта для родителей (законных представителей) и их детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 30" г. Москвы (далее - СКОШ № 30).
1.2. Консультативный пункт является структурным подразделением СКОШ № 30.

2. Основные цели и задачи консультативного пункта
2.1. Целями консультативного пункта являются:

  • обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в т. ч. детей с инвалидностью;
  • всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. 2.2. Основными задачами консультативного пункта являются:
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;
  • обеспечение взаимодействия между СКОШ № 30 и организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

3. Организация работы консультативного пункта
3.1. Консультативный пункт открывается на основании приказа директора СКОШ № 30 по предварительному согласованию с учредителем.
3.2. Общее руководство консультативным пунктом осуществляет директор СКОШ № 30, непосредственное руководство - администратор.
3.3. Работники консультативного пункта назначаются на должность приказом директора СКОШ № 30.
3.4. Консультативный пункт работает в течение учебного года 3 раза в неделю с 9 до 12 ч и с 15 до 18 ч.
3.5. В группы принимаются дети в возрасте от 1 года до 7 лет после собеседования со старшим воспитателем и первичной консультации специалистов.
3.6. При зачислении детей в группы родители (законные представители) обязаны:

  • представить копию свидетельства о рождении ребенка, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), выписку из истории развития ребенка и другую необходимую медицинскую документацию;
  • написать заявление о зачислении ребенка в группу;
  • заключить договор об оказании консультационных услуг.

3.7. Психолого-педагогическая работа с детьми и консультирование родителей в консультативном пункте проводятся индивидуально, в подгруппах или группах одним либо несколькими специалистами. На занятиях с детьми могут присутствовать родители.
3.8. Основными формами работы консультативного пункта являются:

  • очные консультации для родителей (законных представителей);
  • коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей (законных представителей);
  • совместные занятия с родителями (законными представителями) и их детьми с целью обучения родителей (законных представителей) способам взаимодействия с ребенком;
  • мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов.

3.9. Консультативный пункт осуществляет взаимодействие с образовательными и медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической поддержки и другими организациями.
3.10. Финансирование консультативного пункта осуществляется за счет средств Департамента образования города Москвы.

4. Требования к работникам консультативного пункта
4.1. Работники консультативного пункта руководствуются в своей работе приказами и распоряжениями директора СКОШ № 30, Департамента образования города Москвы, Центрального окружного управления образованием города Москвы, настоящим положением.
4.2. Работники консультативного пункта должны иметь соответствующую квалификацию по должности, подтвержденную документами об образовании.
4.3. Работники консультативного пункта обязаны проводить методическую работу, вести документацию, отражающую динамику развития детей, предоставлять отчеты о своей работе непосредственному руководителю и директору СКОШ № 30.

5. Документация консультативного пункта
5.1. Ведение документации консультативного пункта выделяется в отдельное делопроизводство.
5.2. В перечень обязательной документации консультативного пункта входят:

  • годовые планы работы консультативного пункта и каждого работника;
  • журнал учета проведенной работы;
  • журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов и других мероприятий;
  • аналитический отчет о работе за год;
  • статистический отчет о работе за год;
  • регистрационные листы на каждого ребенка (заполняются на первичных консультациях);
  • протоколы обследований детей (первичного, повторного, пролонгированного, итогового) с заключениями специалистов.

5.3. За ведение документации консультативного пункта ответственность несет директор СКОШ № 30.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль