Система работы по формированию основ культуры здоровья детей в контексте с ФГТ

8223

Автор: Зеленина Ирина Леонидовна, старший воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ "Детский сад №2" Пермский край, г. Оханска

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника в ДОУ, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Педагогическим коллективом разработана "Модель педагогической системы целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности".

Модель составлена с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В модели учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей; специфика и особенности организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, а также принцип взаимодействии с семьями воспитанников.

Модель формирования основ культуры здоровья дошкольников состоит из двух блоков: "Система специально созданных условий в ДОУ"; "Технологии здоровьесбережения используемые в ДОУ".

Специально созданные условия представляют собой систему управления охраной и укреплением здоровья воспитанников при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

В основе системы заложены принципы направленной деятельности специалистов на работу с детьми дошкольного возраста и их родителями:

  1. Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
  3. Принцип дифференциации и интеграции подходов к развитию воспитанников ДОУ;
  4. Принцип систематичности и последовательности действий при взаимодействии с детьми и родителями;
  5. Принцип партнёрских отношений всех субъектов образовательного процесса;
  6. Принцип учета интересов и потребностей родителей;
  7. Принцип доверия и взаимопонимания.

Выстраивание блока. Система специально созданные условия позволяет в полной мере реализовать все внутренние (физкультурно-развивающая среда и кадровый потенциал) и внешние возможности ДОУ для осуществления полноценной физкультурно-оздоровительной работы, рефлексию педагогического процесса, что дает возможность дать качественную оценку физического развития детей по средствам использования медико-педагогического контроля, отследить положительную или отрицательную динамику заболеваемости дошкольников, определить уровень потенциалов здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В систему специально созданных условий в ДОУ, входят внутренние условия: физкультурный и музыкальный залы, малые формы и спортивные зоны на групповых участках детского сада; физкультурные уголки и уголки здоровья в группах, медицинский кабинет, кабинет логопеда, кабинет психолога.

Второй блок модели Технологии здоровьесбережения, используемой в ДОУ, представляет собой выстраивание практической деятельности по двум направлениям укрепления и формирования здоровья дошкольника.

Здоровьеформирующие технологии направлены на воспитание основ культуры здоровья, развитие личностных качеств детей дошкольного возраста средствами двигательной активности и через интеграцию образовательных областей.

Здоровьеукрепляющие технологии направлены на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, его охрану и укрепление.

В ДОУ используются следующие формы двигательной активности дошкольников:

  • физкультурная образовательная деятельность;
  • утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • игры и упражнения на дневной и вечерней прогулках;
  • физкультминутки, двигательные разминки и паузы;
  • активный отдых, самостоятельная двигательная активность и дополнительные образование.

Интеграция осуществляется по следующим образовательным областям:

  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • чтение художественной литературы,
  • музыка, физическая культура,
  • безопасность и здоровье.

Специалистами ДОУ используются следующие формы оздоровительной работы:

  • закаливающие мероприятия,
  • психо-эмоциональная разгрузка,
  • самомассаж,
  • дыхательная гимнастика,
  • динамические паузы.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Таким образом, система интеграции образовательных областей в ДОУ представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья.

В работе по формированию основ культуры здоровья у воспитанников участвуют все педагоги (старший воспитатель, воспитатели) и специалисты (медсестра, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре).

Годовой план формирования основ культуры здоровья в разных возрастных группах включает в себя различные виды деятельности:

  1. совместная деятельность педагога и детей,
  2. совместная детская деятельность,
  3. совместная деятельность с родителями по направлениям: здоровье, психологическое здоровье, физическая культура, безопасность.

Работа по блокам осуществляется средствами педагогического воздействия в разнообразных режимных моментах (прием детей, образовательная деятельность, прогулка, досуги, свободные беседы, игры и т.д.).

Таким образом, педагогами ДОУ были подобраны и разработаны серии игр, бесед, педагогических ситуаций и упражнений по каждому направлению работы. Закрепление знаний основ культуры здоровья осуществляется при взаимодействии детей друг с другом в игровой деятельности.

Работа по формированию основ культуры здоровья дошкольников осуществляется при активном взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности, среди которых и родители воспитанников. Взаимодействие с родителями заключается в виде их активного участия в достижении цели инновационной деятельности.

Расширение представлений детей производится за счет подключения родителей к данной системе взаимодействия с педагогами ДОУ через традиционные и нетрадиционные формы работы.

К традиционным формам мы относим: методические сообщества,  дни открытых дверей, анкетирование.

К нетрадиционным формам: участие в проведении совместных досугов, мастер-классов, семинаров-практикумов, психолого-педагогических консилиумах, педагогических гостиных, реализация технологий фасилитации в ДОУ. Все эти формы работы нашли свое отражение в организованной работе родительского клуба "О здоровье всерьез". Функционирование клуба является необходимой составляющей формирования основ культуры здоровья детей. Благодаря такому взаимодействию, мы осуществляем расширение знаний родителей о компонентах, оказывающих положительное влияние на здоровье воспитанников, способствуем закреплению знаний детей о собственном здоровье, что отражается в трансформацию основ представлений о ЗОЖ в повседневной жизни.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГТ, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль