text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Роль пальчиковых игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

  • 19 ноября 2012
  • 3072


Автор: Фадеева Александра Сергеевна, учитель начальных классов (Самарская область)

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время это период жизни ребенка не случайно называется "нежный возраст". Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.

Не только педагогики, но и родители замечают с какой радостью дети усваивают любую информацию, приобретают любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом. Однако в настоящее время большое внимание уделяют изучению влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, речи детей дошкольного возраста. А вопрос о влиянии пальчиковых игр на формирование начальных математических представлений остается мало изученным.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами/ Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняет эмоциональное напряжение, улучшает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии хорошо используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывания между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть детей в "Ладушки", "Сороку-белобоку", "Козу рогатую".

В своем исследовании я рассмотрела роль "пальцевого счета" в развитии количественных представлений на начальном этапе становления математики. Так, П. Я. Гальперин обращал внимание педагогов на то, что дети, которые длительное время не могут перейти к устному счету, а используют для этого пальцы, могут очень быстро думать, но пользоваться неэкономичными формами выполнения действий. Поэтому по мере овладения пальцевым счетом, необходимо научить ребенка экономным способом счета.Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево.
Основываясь на результаты полученные в ходе теоретического анализа по теме исследования, разобьем пальчиковые игры на два блока, направленные на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.

I БЛОК.
Пальчиковые игры, направленные на ориентировку
в пространстве, освоение понятий "впереди-сзади", "слева-справа".

1. Серенький козел.
Как то серенький козел в огород поесть зашел.
(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.)
Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.
(Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.)
Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.)
Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.)
Сзади огурцы растут, (Поворачиваемся назад.)
Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
Слева-молодой лучок, справа –молодой кабачок(Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести ( Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте. (Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.)

2. Улитка
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
(Улитка раскачивается из стороны в сторону.)
Вот улиточка ползет (Ползет вперед по столу.)
Потихонечку вперед. (Улитка заползает на цветок)
На цветочек заползает,
(Улитка поочередно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (Цветочек))
Рожки в голову втянула,
(Рука (улитка) сворачивается в кулак (втягивает рожки))
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука (цветочек) закрывается, пряча улитку в ,бутоне.)

II БЛОК Пальчиковые игры, направленные на изучение счета.
1. Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

2. Гости
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме и развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей у математике. Таким образом, я пришла к выводу, что "пальцевый счет" , пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.