Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования

1855

Автор:  Троян  Лидия  Викторовна, заместитель заведующей МБДОУ "Теремок" (ХМАО-Югра)

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения (утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. За № 655), содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

При этом важнейшей задачей современной системы образования является  формирование у старших дошкольников совокупности основных универсальных учебных действий, обеспечивающих их готовность к школе и развитие умения учиться.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе познавательной деятельности является наиболее подходящим для полноценного развития дошкольников.

На ступени предшкольного образования ребенок уже должен обладать целым рядом различных компонентов универсальных учебных действий.

Готовность детей к школьному обучению мы рассматриваем, как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную составляющую.

Но для этого педагоги должны быть созданы и соблюдены психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

1.Руководство деятельности детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

2.Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.

3.Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение НОД с учетом принципа соответствия формы организации НОД ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра "в школу".

4.Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).

5.Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

6.Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

7.Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.

8.Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.

9.Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.

10.Активизация любознательность и инициативность детей:

  • умение задавать вопросы;
  • высказывание собственных суждений;
  • умение делать простые практические выводы.

11.Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.

12.Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.

Следует помнить, что качественный результат образовательной деятельности зависит не только от реализуемой программы, а, прежде всего, от личности педагога, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. А задачи по формированию универсальных учебных действий в НОД и на уроках должны решаться интегрировано. Опыт работы воспитателя ДОУ.
Воспитатель подготовительной группы  Гармаш С.П.  "Формирование УУД через активные формы обучения в ДОУ"

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.Цель – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие, а ныне непосредственно образовательная деятельность рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения.

Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. НОД с использованием исследований и проектов все активно стал использоваться и в нашем детском саду. Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития.

Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы. Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.

Таким образом, нам, воспитателям, в современных условиях на основе известных методов пришлось выработать свой стиль работы, использовать активные формы сотрудничества, эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности. Исходя из рекомендаций и требований к современному дошкольному образованию, у нас возникла идея организации

НОД в форме исследований, создании проблемных ситуаций, мотивации, проведении итоговых НОД - конференций, вовлекая в этот процесс детей и родителей.

Решение игровых проблемных ситуаций по ознакомлению с окружающем миром происходит в следующих разделах: "Безопасность", "Охрана безопасности жизнедеятельности: на дороге, в быту, на воде, дома, в лесу, на улице, поведение на пожаре, встреча с незнакомыми животными".

Вот, например, в беседе на тему: "Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным". Дети показывают инсценировку с 2 кошками: домашняя и бездомная, далее детям задаются наводящие вопросы.
О чем говорят домашняя и бездомная кошки. Представьте, что встретились 2 кошки, что они скажут друг другу, как помочь бездомным животным? Дети начинают рассуждать, высказывать свои предложения. Или же ситуация "Кошка на дереве" кошечка незаметно для себя взобралась на высокое дерево, а спуститься не может- боится, что делать? Как помочь кошечке? Как ее спасти? В этих беседах происходит познавательное общение воспитателя с детьми по поводу волнующих ребенка проблем. Именно проблемные вопросы способствую углублению познавательных интересов и активности детей. Обучение детей мы проводим по модели "ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый".

Цель такой организованной деятельности, а именно проведение итоговых НОД – конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких  игр-занятий заключается в подготовке сообщения, выставки и презентации ребенком материалов своего исследования.

Задача воспитателя и родителя – помочь подобрать материал, провести исследование найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. В процессе игры мы использовали следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, описательных схем- моделей, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. Темы берём из программы раздела "Формирование целостной картины мира" по темам: экология, безопасность, здоровье, социализация и др.Нетрадиционные игры - занятия с детьми проводим 1 раз в месяц в форме игр, развлечений, презентаций по результатам индивидуальных исследований или групповых проектов.

Например, нами были разработаны педагогические проекты на темы "Я и мои права" где в рамках проекта каждой семье нужно было подобрать информацию об имени своего ребенка. Наработанный материал вылился в развлечение «Праздник имен», где каждая семья раскрыла тайну имени своего ребенка, используя художественные номера: сказание, песня, презентация на слайдах. Праздник получился ярким, впечатлительным.

Проект "Народная игрушка" способствовал исследовательской деятельности в области познания народного искусства. В группе был создан мини – музей народной игрушки. Дети были экскурсоводами и знакомили с историей возникновения народной игрушки детей младшего возраста и родителей. Проект "Вторая жизнь пенька", где ребёнок исследовал жизнь пенька. Где мог расти, каким деревом мог быть? Что мог нести людям? Ребёнок прослеживал с родителями место связи. Каким он мог прийти в группу и кем он станет в группе. Родителям была подобрана литература: Д.Мамин – Сибиряк, К. Ушинский, В.Бианки. Родители пользовались информацией из интернета, детской и взрослой библиотеки, в итоге каждый ребенок с родителем презентовал свой пенек, которому подарили жизнь, то есть оживили его. Все предоставленные пеньки нашли свое отражение в образовательной сфере группы. "Буратино" готовил детей к школе, Лесовичок был проводником в мир экологии, а Лесовичок-знайка помог создавать модели из конструктора.

Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты в виде альбомов, папок, рисунков. Далее шло совместное обобщение результатов работы по данной теме и оформление презентации с помощью родителей. В процессе такого общения у воспитанников формируются коммуникативные способности и речевая компетентность.

Роль воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей - высокие. Дети внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах.

Таким образом, применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных). Участие в совместной творческой деятельности способствовало развитию самостоятельности и творчества детей. В результате проведения НОД, совместной, самостоятельной деятельности дошкольник получает мотивацию к учебной деятельности, то есть "учимся играя", учимся добывать знания при помощи взрослых, учимся пользоваться источником литературы и информации из интернета. Происходит формирование ребенка как личности, развивается самостоятельность, личная ответственность за свои поступки.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль