Проект "Школа светофорных наук"

1216

Автор: Сумина Наталья Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №195" компенсирующего вида

В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегод­но на дорогах России происхо­дит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. чело­век, получают ранения более 250 тыс. Ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внима­ние на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Наибольшей опасности подвергаются дети .
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоре­тическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предо­ставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определить расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
С каждым годом проблема дет­ского травматизма на дорогах становится все острее. Улицы со­временных городов не очень при­способлены для детей. Ребенок, оказавшись на улице, автомати­чески попадает в зону опасности. ДТП — самая частая причина ги­бели детей на улице. Особеннос­ти детской психики — фрагмен­тарность внимания, фиксация на одном предмете — увеличивают незащищенность ребенка. Поэто­му необходимо не вооружать де­тей готовыми рецептами поведе­ния на все случаи жизни, а учить их самостоятельному поиску быс­трого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей - как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, дол­жен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен привить ус­тойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особеннос­ти. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обуче­ние действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание, пра­вил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной си­туаций и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их зна­ния, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Цели проекта:

  • Формирование у детей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
  • Профилактика детского травматизма на дорогах города.
  • Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • Провести семинар с инспектором ГБДД.
  • Организовать консультативный пункт для родителей.
  • Выработать у детей с помощью обучающих игр, игровых занятий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях.

Участники проекта "Школа светофорных наук":
Дети;
Педагоги;
Родители;
Инспектор ГБДД.

Литература.
1. Н. И. Клочанов "Дорога, ребенок, безопасность", Ростов-на-Дону "Феникс" 2004.
2. Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
3. Добрякова В.А. и др. "Три сигнала светофора": Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1998.
4. Скоролопува О. А. "Занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Правила и безопасность дорожного движения". М. 2004.
5. Майорова М. С.

Перспективное планирование мероприятий по правилам безопасности на дорогах города.
 

  Сентябрь
 
Мероприятия

I неделя
Занятие: "Светофор и его сигналы"
Цель:
Расширять знания детей о сигналах светофора, учить их быть внимательными при переходе через дорогу.
II неделя
Подвижная игра "Бегущий светофор"
Цель: познакомить с правилами игры, развивать внимательность.

III неделя
Занятие: "Светофор' (аппликация)
Цель: продолжать учить детей вырезать круги и прямоугольник, составлять из них изображение предмета и наклеивать его. Повторить сигналы светофора.

IV неделя
Дидактическая игра "Светофор" - продолжать закреплять представления детей о сигналах светофора.
Октябрь
 
 
I неделя
Занятие: "Знакомство со знаками перехода: (пешеходный переход, подземный переход, надземный переход)"
Цель: формировать представление детей о безопасности дорожного движения»

II неделя
Беседа с детьми на тему: "Знаешь ли ты правила дорожного движения?"
Цель: уточнить у детей понимание того, для чего необходимо выполнять ПДД (Скоролупова О. А., стр. 20)

III неделя
Дидактическая игра: "Учись быть пешеходом"
Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов (Майорова Ф. С., стр. 73)

IV неделя
Занятие: "На улице не в комнате, о том, ребята, помните".
IV неделя
Цель: формировать представление детей о безопасности на улицах и дорогах.
Ноябрь
 
I неделя
Эстафета: "Мы – пешеходы"
Цель: закреплять умение пользоваться знаками перехода ( подземный, наземный, надземный)

II неделя
Занятие – экскурсия ГАИ
Цель: Закреплять знания безопасного поведения на улицах города, знакомство с тротуаром.

III неделя
Логические задачи: "Соображалки"
Цель: развивать логическое мышление, умение использовать полученные знания по правилам безопасного поведения на улицах города.

IV неделя
Занятие: «Опасные игры»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Декабрь
 
I неделя
Занятие: «Зачем нужны дорожные знаки?»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, познакомить с дорожными знаками.

II неделя
Дидактическая игра: «Дорожные знаки»
Цель: развивать произвольное внимание, зрительную память.

III неделя
Дидактическая игра: «Разрезные картинки» (дорожные знаки)
Цель: продолжать учить детей собирать целое из частей, называть знак и его значение.

IV неделя
Занятие: «В городском транспорте»
Цель: закрепить знания детей о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте.

Январь
 
I неделя
Беседа с детьми на тему: «Вежливая поездка»
Цель: закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.

II неделя
Этикетная задачка
Цель: учить детей видеть ошибки сказочных персонажей, самостоятельно исправлять их.

III неделя
Занятие: «Опасные участки на пешеходной части улицы».
Цель: рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы, развивать наблюдательность.

IV неделя
Занятие: «Безопасное поведение на улице»
Цель: продолжать учить детей безопасному поведению на улице, закреплять изученный раннее материал.

Февраль
 
I неделя
Разгадывание кроссворда
Цель: учить детей отвечать на поставленные вопросы, развивать логику.

 II неделя
Занятие: «Наша улица»
Цель: учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, обыгрывать ситуации.

  III неделя
Сюжетно-ролевая игра: «Шофер» проблемная ситуация: необходимо срочно доставить груз в другой город.
Цель: учить детей расставлять знаки , соблюдать правила водителей и пешеходов.

  IV неделя
Занятие: «В гостях у дорожной азбуки»
Цель: закрепить знания правил поведения дорожной безопасности.

Март
 
I неделя
Игра: «Вежливый трамвайчик»
Цель: Закрепить с детьми вежливые слова, обыгрывание игры (шофер, кондуктор, пассажиры).

 II неделя
Чтение рассказа: «Влиятельная палочка»
Цель: познакомить детей с профессией регулировщика, слов. работа-жезл.

  III неделя
Занятие аппликация: «Автобус с пассажирами»
Цель: Закрепить знание детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, терпение.

  IV неделя
Сюжетно-ролевая игра: «Торопыжка идет в магазин»
Цель: развивать умение свободно ориентироваться в потоке дорожного движения, знать и выполнять правила, безопасного поведения на улице.

Апрель
 
I неделя
Словесная игра: «Запрещается-разрешается»
Цель: формировать у детей представление и ответственное отношение к тому, сто можно и нельзя на улице, дороге, транспорте.

 II неделя
Интеллектуально-творческая игра по ПДД.
Цель: закрепить раннее полученные знания по ПДД, воспитывать сознательное отношение детей к соблюдению правил безопасного поведения .

  III неделя
Рассматривание иллюстраций: машин спец. транспорта
Цель: познакомить детей с понятием спец. транспорта, объяснить, почему машины спец. транспорта имеют право проезжать на красный сигнал светофора. Нефедова П. К., стр. 22

  IV неделя
Рисование: «Улица города»
Цель:
 учить изображать различные атрибуты дорожного движения, продумывать замысел до начала его исполнения. Скоролупова  О. А., стр. 23.
Май
 
I неделя
Ознакомление с художественной литературой: «Рассказ Н. Носова «Автомобиль»
Цель: учить оценивать поступки героев.

 II неделя
Занятие: «Где можно играть и где нельзя»
Цель: повторить дорожные знаки, сигналы светофора, познакомить с местами где можно играть и где нельзя.

  III неделя
Игры-соревнования:  "Дорожные знаки"
"Пройди по переходу"

  IV неделя
Занятие: "Игры во дворе"
Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе, научить детей предвидеть и по  возможности избегать их.

Июнь
 
I неделя
Дидактическая игра: "Опасные игры"
Цель: закрепить знания детей о проезжей части и тротуарах, правила прогулки с собакой, запомнить знаки "Велосипедная дорожка", "Движение на велосипедах запрещено".

 II неделя
Чтение рассказа: Г. Юрмина "Любопытный мышонок"
Цель: закрепить знания детей о видах транспорта, строении автомобиля, назначении его частей, правила поведения в автомобиле.

  III неделя
Сюжетно-ролевая игра: "Помни правила ГАИ – это правила твои"
Цель: закрепить знания детей о машинах разного назначения, находить выход из проблемных ситуаций, обогащать содержание сюжета, формирование игровых умений по ПДД.

  IV неделя
Занятие-развлечение: "Дети и дорога".
Цель: закрепить правила поведения на проезжей части. Вызвать желание играть сообща, помогая друг другу, стимулировать позитивные игровые отношения детей во время игры.

Июль
 
I неделя
Экскурсия: "Соблюдайте правила дорожного движения".
Цель: воспитывать организованность и дисциплинированное поведение на улице, т.к. от этого зависит жизнь и здоровье детей.

 II неделя
Беседа по картине: "Улица города"
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать диалогическую речь, подвести детей к пониманию важности и необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения .

  III неделя
Дидактическая игра: "Что, где, когда?", "Знатоки дорожных правил".
Цель: активизировать в речи словарь: светофор, тротуар, проезжая часть, перекресток, регулировщик, "зебра", пешеходный переход.

  IV неделя
Развлечение: "В гостях у мухи цокотухи".
Цель: закрепить правила дорожного движения, знание мест безопасного движения пешеходов, учить анализу возможной опасности при переходе и выходе из транспорта, воспитывать инстинкт самосохранения на примерах нарушителей.

Август
 
I неделя
Беседа: "Безопасность на дороге. Опасные ситуации".
Цель: закрепить правила дорожного движения, знания сигналов светофора их значение.Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут на дороге. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение оказать помощь другому.

 II неделя
Кукольный спектакль: "Приключения в сказочном городе Светофорике".
Цель: формировать навыки вежливого общения, положительного эмоционального настроения детей.

  III неделя
Сюжетно-ролевая игра: "Такси – блюз"
Цель: расширение ролевого взаимодействия, введение новых ситуаций во время игры

сломался автомобиль;
улицу переходят дети, формирование игровых умений по ПДД
  IV неделя
Комплексное занятие на тему: "Школа пешехода"
Цель: выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, закрепить правила перехода.

  Работа с родителями

В группе бал создан консультативный пункт для родителей.
Цель: Развивать сотрудничество родителя с ребенком;

Важное значение в реализа­ции проекта имеет взаимодей­ствие с родителями воспитан­ников. Пример родителей — один из основных факторов ус­пешного воспитания у детей навыков безопасного поведе­ния на улице. Одно неправиль­ное действие родителей на гла­зах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словес­ные предостережения. Поэтому с родителями проводится про­светительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

План работы консультативного пункта


п/п
Тематика занятий
Форма занятий
Сроки
1
 
 
Анкетирование родителей
Сентябрь
2
"Безопасность на улицах города"
Родительское собрание
Сентябрь
3
"Личная безопасность ребенка"
Консультация для родителей
Октябрь
4
"Учимся, играя"
Семинар-практикум
Ноябрь
5
 
Вечер- викторина для детей и взрослых
Январь
6
"О дорожных ловушках"
Консультация для родителей
Февраль
7
"Азбука светофорных наук"
Рисуем вместе с детьми
Март
8
"В гостях у дорожной азбуки"
День открытых дверей/показательное
занятие
Апрель
9
"Юный пешеход"
Развлечение
Май
10
"Ребенок и дорога"
Информационный стенд
Май

 
Содержание работы над проектом по этапам:

I этап – подготовительный

  • Изготовление вместе с детьми дорожных знаков, атрибутов к играм, пополнение предметно-игровой развивающей среды.
  • Чтение произведений о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций.
  • Организация игр по правилам дорожного движения.
  • Просмотр мультфильмов по теме.
  • Экскурсия в ГИБДД, знакомство с инспектором ГИБДД.
  • Оборудование макета учебно-тренировочного проекта.


II этап – основной (см. план мероприятий, таблица)

Проведение познавательно-игровых мероприятий по обучению и закреплению у детей навыков безопасного поведения на улице.

III этап - заключительный

  • Проведение итогового анкетирования.
  • Проведение показательного занятия "В гостях у дорожной азбуки".
  • Проведение развлечения "Юный пешеход"
  • Конкурс рисунков "Азбука светофорных наук".

Ожидаемый результат:

  • Сформировать у детей устойчивые навыки самосохранения при дорожном движении.
  • Закрепить у детей знания по правилам безопасного поведения на дорогах.
  • Сотрудничество с управлением ГИБДД



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль